"ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ"
В израильском театре "Гешер" и канадском им. Л.Варпаховского
Опубликовано 21 Января 2011 в 05:25 EST
Исаак-Башевис Зингер ошеломляет парадоксами сюжетов почти в каждом своем рассказе. Но один из них - "Поздняя любовь" или "Последняя любовь"- возможно расхождение в эпитете, что зависит от перевода, - таит в себе трагический парадоксальный поворот. Короткий по протяженности и страшный по сути, он, может быть непреднамеренно для автора вырывался из повествовательности и предназначался для драматической сцены. Что понял и почувствовал журналист В.Мухарьямов, написав пьесу по этому рассказу, сочинив диалоги и укрупнив характеры и эпизоды. И тогда персонажи вышли из легких зарисовок рассказа и предстали колоритными и импульсивными, конфликтными или примиренными по законам драматургии…
Когда наступит финал спектакля "Поздняя любовь" (специальный проект театра "Гешер"), поставленного режиссером Евгением Арье, и его три героя проведут мелодии своих судеб, перед расставанием, уже за чертой реального, как бы в счастливой мечте, они сядут вместе и сыграют на воображаемых инструментах щемящий полетный вальс: она - имитируя игру на рояле, он - на скрипке, а его друг, зажимая одной рукой струны, а другой наяривая на них, на гитаре…
Она - ее зовут Этель - в исполнении Клары Новиковой, звезды российской эстрады - это изящная грациозная женщина с медно-золотистыми волосами и со звонким ломким в модуляциях голосом. Возможно, впервые играя драматическую роль, актриса не солирует, а выстраивает взаимоотношения с партнерами. Ее комедийный дар здесь не привычный козырь, а убежище для трагической души.
Он - его имя Гарри, сыгранный Леонидом Каневским, чья популярность не нуждается ни в каких подтверждениях, - это крепкий орешек, который, несмотря на возраст и недуги, при появлении Этель, обнаруживает в себе, что он - еще не развалина в халате и тапочках, с проблемами простатита, а мужчина и джентльмен.
И, наконец, его верный друг Марк, представленный замечательным артистом театра и кино Эммануилом Виторганом, подающим каждую реплику с необыкновенной серьезностью, словно не замечая, как она превращается в комедийную репризу…
Поначалу мастера сцены и разыгрывают комедию, являя высший пилотаж в своем искусстве. Публика "шла на них", испытывая интерес к тому, как пьеса В.Мухарьямова по рассказу нобелевского лауреата И.Б. Зингера "Поздняя любовь" будет исполнена. Театралы Америки не забыли, что в 2002-ом году с этим произведением их познакомил Канадский русский драматический театр в постановке Григория Зискина. Образ Этель воплотила Анна Варпаховская с какой-то тайной печалью, просвечивающей через шутливый тон. Гарри Бендинера играл не готовый смириться со старостью своего героя Э.Марцевич. Марка - шумно, с напором как персонаж из анекдота - Л.Сатановский. Герои - чудом уцелевшие в аду Холокоста польские евреи. Они нашли спасение в Нью-Йорке, затем переехали в Майами…
Оказалось, эти образы могут обрести иную плоть и кровь. В другом спектакле у них завязываются иные взаимосвязи. И шутить они будут иначе по интонации. Да и страдание, пик болевого момента, трагическая сцена, которую ничто не предвещает в нынешней постановке,могут быть переданы с иной экспрессией.
Комната Гарри, куда заходит его новая соседка Этель познакомиться, станет зеркальным отражением ее комнаты, когда он при парадном костюме и в до блеска начищенных ботинках явится по ее приглашению на ужин.(Сценография - художник М.Краменко). Только все, что там была справа: диван, стол, кресло, теперь будет водружено слева. А над интерьером комнаты будет подвешен экран, проецирующий виды-воспоминания прошлого, и в какой-то момент на нем появится знаменитый двойной портрет летящих шагаловских влюбленных…
О, безумный, гонимый и вечно снимающийся с насиженного места еврейский народ! Что побуждает тебя искать судьбу в других мирах? Преследования? Не только. Подчас и собственный дух беспокойства… Ведь в самом начале Марк говорит Гарри, тревожась о нем, одиноком, - "Мы уезжаем"… Да, он и упоминаемая им жена Голда отправляются в Израиль, там они уповают найти покой. Хотя в живых из близких - никого. Это теплота Марка хранит годы Гарри… И рядом они - невысокий Гарри-Л.Каневский и "завышенного" роста Марк-Э.Виторган - просто классическая пара: Пат и Паташон, Бим и Бом, два грустных комика, перебрасывающиеся остротами…
Выясняется, что именно Марк и его неприсутствующая на сцене жена поставили на кладбище памятник умершей жене Гарри. Он не простил ей, что после двадцати лет супружества, за четыре года до своей смерти она ушла от него… Достигнув финансового благополучия, он не смог противостоять злому року судьбы: двое его детей в результате несчастного случая погибли. Где-то далеко проживал единственный потомок - легкомысленный внук…
"Романтический" ужин, на который Этель - новая соседка - пригласила Гарри, становится для него событием. Льется ее мелодичный голос, каждая последующая фраза словно нанизывается на предыдущую, что-то очень смешно, как, например, высказывание о том, что после ее рассказа об Испании Гарри ехать туда уже не будет нужно. И все становится почти легко. И он уже не поднимает на нее оценивающе густые брови, а просто радуется вместе с ней… Только ее веселье, не поддельное ли оно? Но она на все согласна, видимо, одиночество оказалось не меньшей мукой, чем смерть любимого мужа…
Наши герои после выпавших им испытаний обрели в Америке и опору, и благополучие. Им дороги воспоминания о Польше. Но… необычайно кокетливая, нарядная, в ослепительно белом туалете в 1-ом акте, и эффектная во 2-ом - в цвета морской волны шелковом костюме и в тон туфлях (костюмы-Н.Каневская), Этель-Новикова внезапно словно надламывается. Попытка завязать новые отношения ("Почему нет?") - обречена… Переход к близости непереносим для нее. Поздно! Старая боль об умершем муже возвращается, искажая лицо Этель. И тут режиссура находит неожиданный поворот в передаче сценического состояния героини в пограничном состоянии. Оставшись одна, Этель тихонечко плачет и что-то бессвязно говорит, потом почему-то пальцами берет по кусочку мясо из своего кисло-сладкого жаркого и как бы машинально ест, полузастыв. Она почти в прострации… Мелодия вальса вырастает исподволь и вдруг вскрикивает за нее. О чем она думает?
"Что знает женщина одна о смертном часе"?
Гарри ее больше не увидит. Поутру он в упоении, молодея, будет читать Марку строки библейской Песни Песней, пока голос консъержки за дверью не сообщит, что новая соседка ночью выбросилась из окна. Была ли она нервно истощена? Несомненно!
В спектакле Канадского театра Этель-А.Варпаховская говорила Гарри до завтра так, что было ясно: никакого завтра не будет. Она стояла к публике спиной и смотрела в окно. И вся ее фигура выражала невыносимое страдание. Милая, домашняя, немножко полноватая еврейская женщина вырастала в героиню античной трагедии.
В спектакле театра Гешер ни о чем страшном нельзя было догадаться. Этель-К.Новикова - явление праздника, а не домашней рутины, звезда на скучном небосклоне, она падала с него, обрывая жизнь внезапно. Являлась как фея. И исчезала как фея. И это смертельное падение вниз на пороге возможно нового витка судьбы побивало все рекорды человеческого отчаяния. Ей было 57 лет, ему - 82. Кто сказал, что в этом возрасте люди уже не могут быть счастливы?
Два разные театральные решения передавали состояние женской души в трагический момент: когда никто не в силах помочь, когда призвать можно только собственные внутренние силы. И каждое из этих театральных решений было убедительным по силе воздействия.
А после случившейся катастрофы с героиней в спектакле театра "Гешер" оставшиеся - словно оглушенные - куда-то заторопятся: Гарри - в аэропорт, разыскивать своего внука и незнакомую дочь Этель; Марк - проводить Гарри и собираться самому в дорогу. Радиоголос объявит о полете, и…
Этель - такая, какой Гарри увидел ее впервые, придет и сядет с ними рядом. Сопровождающая спектакль мелодия вальса (Ави Беньямин) заполнит собой все пространство, и Этель снова засмеется, уже свободная от боли, разрывававшей ее существо, и им всем станет хорошо вместе.
Это и будет финал, с описания которого начинался наш разговор. На этот спектакль не нужно зазывать телевизионной рекламой со словами: "Так вы еще никогда не смеялись!". На него нужно пойти, чтобы улыбаться шуткам, и восхищаться стойкостью еврейского национального характера, и испытать сопереживание трагической участи героини.
Что касается воплощения ее образа, то при невольном возникшем сопоставлении двух сценических прочтений каждое вызывает волнение.
Сила неодолимого чувства героини в канадском спектакле обжигала.
Хрупкость обретенного ею "надмирного" успокоения в спектакле израильского театра "Гешер" становилась пронзительной оттого, что восходила к горным высотам.
____________________________________
На фото:
1. Сцена из спектакля "Последняя любовь" израильского театра "Гешер": Этель - Клара Новикова, Гарри - Леонид Каневский, Марк - Эммануил Виторган;
2. Канадский театр имени Л. Варпаховского. Исполнительница роли Этель - Анна Варпаховская.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР