СПАСЕННЫЕ ОТ ЗАБВЕНИЯ
Опубликовано 4 Февраля 2009 в 02:55 EST
Светлана РЯБИЧЕВА
искусствовед, Бостон
Название выставки — «Перекресток. Украинский модернизм 1910-1930 гг.». Большинство представленных на ней произведений принадлежат Национальному художественному музею Украины (Киев). Проработав в нём 44 года, я стала свидетелем и участником многих ярких событий. О наиболее драматичных и непосредственно связанных с экспонатами выставки я и хочу поведать.
Речь пойдет об истории создания, жизни и возрождения музейной коллекции украинского авангарда. О том, почему имена и произведения выдающихся украинских художников первых десятилетий XX века открываются для многих лишь сегодня, в начале столетия XXI.
Экспонируемые на выставке полотна — лишь часть уникального собрания, которым музей располагает. Волею обстоятельств он стал обладателем ценных художественных произведений различных стилевых направлений. Работы, представляющие целый пласт национальной культуры, оказались объединёнными общей исторической судьбой в коллекцию, названную в дальнейшем «Спецфонд». Несколько десятилетий этот материал практически был изъят из процесса изучения, находился под строгим запретом, обречённый властью на уничтожение и забвение. В Спецфонде были засекречены картины, которые в своё время экспонировались на всех основных выставках и определяли собой достижения ведущих мастеров. Поэтому совершенно очевидно, какой значительный урон был нанесен украинскому искусству этой варварской акцией.
Всё началось в печально известные 1937-1939 годы. Именно тогда множество экспонатов, изъятых из музеев Украины, а также предметы искусства и архивы, конфискованные у репрессированных художников и деятелей культуры, были «заключены» в специально созданный для них гигантский фонд Киевского музея.
Под грифом «Совершенно секретно» — леденящий душу вердикт: «…искажают нашу социалистическую действительность, дают фальшивые образы советских людей, никакой художественной и музейной ценности не имеют и, как произведения врагов народа, подлежат уничтожению» (Архив музея, 1938 г.).
Таким образом, за чертой жизни оказались художники-новаторы — В. Пальмов, А. Богомазов, Д. Бурлюк, А. Экстер и многие другие; вся школа Бойчука; целые художественные направления и яркие индивидуальности.
Сохранился важный документ, раскрывающий трагизм эпохи 30-х годов. Это — инвентарная книга Спецфонда, в которую в 1939 году были записаны «враждебные» произведения. В графе «причины изъятия» читаем: «формалист», «националист», «враг», «арест». Известно, что проявление национального самосознания в Украине наказывалось самым жестоким образом. Судьба получивших посмертное мировое признание бойчукистов — грустное подтверждение тому: они были арестованы и приговорены как националисты и враги народа.
Что же касается термина «формалист» — он был связан не столько с поисками новой художественной формы, сколько использовался как клеймо, применяемое в борьбе с нежелавшими следовать доктрине режима мастерами. Иногда даже для уничтожения личного врага. Вот так и оказались за решеткой клеймённые этой категорией произведения художников различных творческих ориентаций — кубофутуристов А. Богомазова и А. Экстер, сценографа-конструктивиста А. Петрицкого, спектралиста В. Пальмова, дизайнера В. Ермилова, признанного позднее предтечей абстрактного искусства.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР