Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ЧЁРНЫЙ ВОРОН

Его тень упала на нынешнюю украинскую литературу

Опубликовано 18 Марта 2011 в 07:13 EDT

Александр Зелинский
[+ Видео]

...разгорается очередной скандал по поводу присуждения высшей литературной - Шевченковской - премии 2011 года некоему Василю Шкляру за роман "Чорний Ворон" (в другом варианте - "Залишенець. Чорний Ворон").

"Перлы" из романа

"Когда Циля, задрав руки, сладко потянулась и жакетка тоже подскочила вверх, ему показалось, что те панталончики соскочили с нее. Но нет, в следующее мгновение она сама стащила их едва ли не до колен, ...потом присела, и упругая струя зашелестела в траву";

""Должны дождаться того часа, когда весь мир убедится, что такое жидо-московская коммуна, и наш народ, протрезвев, снова возьмется за оружие."";

"Так вот, подвели раскосых к бревну и я приказал им, чтобы положили на него головы. Даже не знаю, что это за придурки такие были
китайцы, которые попадали к нам в руки, словно завороженные, подставляли шеи под наши сабли. Никаких тебе мольб о пощаде, ни писка, полное согласие... Но вот что интересного было в этом несчастье лоб спереди выбрит, а волосы на затылке заплетенны в косичку, и когда он опустился на колени и положил голову на колоду, то вдруг взял эту косичку и задрал ее на темя. Это меня рассмешило.Он что - боялся, чтобы такую "красоту" не отсоединили от головы?"
Гостевой доступ access Подписаться

НОВЫЙ АВТОР "КРУГОЗОРА"

Александр Зелинский - научный работник в области высоких технологий. Работал во многих странах: Европы, Африки, Ближнего и Среднего  Востока, где сферой его интересов, помимо профессиональной деятельности, всегда были цивилизационные процессы на переломных рубежах истории и влияние на них культурного наследия национальных меньшинств.

Ныне живет и работает в Харькове.

 

Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?!
…………………
Что ты когти распускаешь
Над моею головой?

Слова из этой  старинной народной песни как нельзя более подходят к той ситуации, которая сейчас сложилась в украинской литературе. А там разгорается очередной скандал по поводу присуждения высшей литературной -  Шевченковской - премии 2011 года некоему Василю Шкляру за роман "Чорний Ворон" (в другом варианте -  "Залишенець. Чорний Ворон").

Слово "Залишенець" -  плод "творчества" Шкляра. Как он сам заявлял в интервью, его, якобы, он нашел у одного из непосредственных ускстников борьбы Михаила Дорошенко. Больше оно нигде не встречается. По мысли Шкляра "Залишенцi" - это те, кто остался в лесу. Все ушли, а они - остались вести войну за идею. Ну, как, к примеру, японские самураи (?). "Этого слова  нет в словарях, но оно мне очень понравилось, т.к. имеет некий магнетизм."

Но оставим эти потуги в новациях на ниве многострадального отечественного языка  на совести несостоявшегося украинского Даля и перейдем к сути вопроса.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОЛИМП: КТО ЕСТЬ КТО

Владимир Яворивский. Председатель Национального союза писателей.
В недалеком прошлом - завзятый певец коммунистической партии, а ныне ярый национал-патриот. Яворивский - член КПСС с 1971 по 1990 год, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко за повесть "Вічні Кортеліси" (1984) о зверствах бандеровцев (ОУН-УПА).

В интервью ряду украинских СМИ  Яворивский объяснил выбор тем, что "роман "Черный ворон" не просто реставрирует большой период нашей истории, он фактически "консолидирует(?)" Украину, потому, что послевоенные подвиги воинов УПА за независимость сегодня дополняются тем, что Восточная Украина так же буквально до последнего боролась против советизации украинской жизни".

Иван Драч. Украинский политик, поэт, писатель, критик и "почти диссидент" советской эпохи. Член КПСС с 1959 по 1990 год. Герой Украины. После разгрома советским режимом диссидентского движения Драч написал властям покаянное письмо, в котором каялся в своих связях с диссидентами (май 1966). После этого отношения Драча и официальных властей стали гладкими. В 1976 году он даже получил Государственную премию УССР им. Т. Г. Шевченко за свой очередной сборник стихов. В 1983 году Иван Драч был удостоен уже Государственной премии СССР в той же категории. В 1992 -2000 гг. он был главой Украинского всемирного координационного совета. Кроме того, с 1995 года и до сих пор он возглавляет Конгресс украинской интеллигенции.

Драч, используя все свое влияние в украинских литературных кругах, стал наиболее активным лоббистом В. Шкляра и его "Черного ворона" в Шевченковском комитете по премиям.

Роман Лубкивский. Глава Шевченковского комитета, галичанин.

Украинский поэт, литературный деятель и дипломат. Закончил филологический факультет Львовского университета. Работал редактором во львовском издательстве "Каменяр". Возглавлял Львовское областное управление культуры. Опубликовал поэму "Дорогой ангелов", где сравнил В.Ющенко с Иисусом Христом, а бывшего президента Л.Кучму вывел в образе Сатаны.

Был послом Украины в Чехии и Словакии. В его бытность в Чехии: покончила с собой главный бухгалтер посольства Наталья Майборода, мать двоих детей. Она выпрыгнула с четвертого этажа после того, как представила финансовый отчет посольства. Тогда пресса прямо связала эту трагедию с приездом в Прагу комиссии Министерства иностранных дел и решением о замене посла Украины.

В своих высказываниях Лубкивский утверждает, что всегда  "должны быть четко прописаны национальные приоритеты, защита украинского языка как государственного, защита исторических ценностей, контакт с мировым украинством". Он же добился исключения из списка номинантов на премию спектакля по повести Оксаны Забужко "Полевые исследования украинского секса", якобы за натуралистические сексуальные сцены, чем вызвал немало нареканий в кругах театральной общественности. Но что не дозволено было  Забужко, на то же, и в гораздо большем объеме, Лубкивский закрыл глаза применительно к Шкляру. "Решение Шевченковского комитета по "Черному ворону"  считаю правильным", - говорит его глава.

Василь Шкляр. Автор скандального романа "Черный Ворон".  Родом из  Черкасчины. Закончил, почему то, Ереванский университет. Работал журналистом, редактором. За долгие годы тусовки в замкнутом мирке киевского литературного бомонда приобрел немалые связи, даже стал заместителем председателя Национального союза писателей. Связи же с успехом использовал для проталкивания написанных им книг прозы, что, впрочем, так и не помогло ему приобрести широкую известность в среде читающей публики.

С приходом в президенство В. Ющенко и с началом взятого им курса на украинизацию и русофобию, Шкляр решил, что должен наступить его "звездный час", результатом чего и явилось появление "Черного Ворона"- откровенного бульварного ширпотреба, густо замешанного на сексе, антисемитизме и ксенофобии.

Но Шкляр со своим творением слегка не успел.  Ориентиры новой власти сменились, хотя на литературном олимпе пока остались все те же одиозные личности. И они своим решением по "Черному ворону" добавили головной боли и новому президенту и его команде, у которых хватало проблем с другими, более важными аспектами жизни в Украине.

Член комитета писатель Александр Сизоненко:  "Я не знаю, что же тогда является русофобией и антисемитизмом, если не этот роман. Мы пытались остановить это безумие, но проиграли сражение". Увы, пересилили уже вышеописанные  "столпы" украинской элиты и необходимые 17 из 25 голосов в Шевченковском комитете "Черный ворон" собрал. Позор, но он обошел трилогию детского писателя Владимира Рутковского "Джури" - первую и широко популярную детскую книгу о казаках. Видимо клясть последними словами "жидов и москалей" по  мнению национал-просвещенных членов Шевченковского комитета сегодня важнее, чем какие-то там детские книги о казаках.

Вот так и получилось, что престижную премию получил человек, считающий Крым и Донбасс "раковыми опухолями" Украины: "Да, давайте согласимся, Донбасс и Крым никогда исторически не были украинской территорией, и если нация больна и не может переварить, освоить эту территорию, то от нее лучше избавиться… Если провести границу по результатам президентских выборов, мы станем меньше территориально, но превратимся в полноценное государство." - вещает этот новоявленный оракул, лауреат Шевченковской премии-2011. Впрочем, чему удивляться после того, как ознакомишься с фактами из карьер деятелей, которые дали автору этого вот излияния высшую премию Украины.

Этим украинские национал-творцы, которые продолжают быть в большинстве в Шевченковском комитете (а он является государственной организацией -  структурным подразделением "Государственного управления делами"!) решили популярно объяснить всей русскоязычной Украине: "вы можете сколько угодно выплавллять сталь, добывать уголь, строить турбины и запускать ракеты, но вопросы идеологии все равно будем решать мы, националисты. Мы в этой области хозяева, а не вы. Утритесь, когда Президент будет вручать нам эту премию"!

ОСНОВНАЯ ФАБУЛА "ЧЕРНОГО ВОРОНА"

В романе речь идет о малоизвестных событиях 20-х годов по причине их незначительности в сравнии с гигантским катаклизмом, повергшим в  хаос гражданской войны останки Российской империи.  Тогда "украинские повстанцы" боролись против советской власти, которую по сюжету книги в основном представляют "москали" и "жиды". Фактически же это были жалкие остатки новоявленной козацной вольницы, так называемой "Холодноярской республики" - кратковременного образованияиз  из нескольких сел в районе Митронинского монастыря, существовавшего в 1920-1922гг. на Черкасчине и переродившегося потом в откровенный бандитизм и мародерство.

Воспетый в романе атаман Черный Ворон  - темная личность, вынырнувшая из небытия в мутные годы конца гоажданской войны. Суда по историческим документам, да и по признанию самого Шкляра, главарей банд, действовавних на территории Украины, с такой кличкой было не менее пяти.  Из них он намеренно выбрал наименее известную личность, сведений о которой почти не сохранилось. Это -  некий Иван Черноус (Черноусов, Белоусов) из под Толмача, что в нынешнем Шполянском районе Черкасчины. Он, якобы, мнил себя поэтом и даже свои воззвания к крестьянам на борьбу с советами писал в стихах. Так ли это- история умалчивает, но бесспорно, что выбор Шкляра был обусловлен тем, что это давало ему простор для необузданной "творческой" фантазии в его опусе.  Ведь опровергнуть то, что он там наваял, при скудости исторических свидетельсв невозможно.

О масштабе личности и деяниях его героя можно судить лишь по документам архивов ЧК, а они свидетельствуют следующее.

В 1921 году в его банде было 150 пехотинцев, 25 конников и один (!) пулемет. Банда зверствовала в Звенигородском, Черкасском, Чигиринском повитах, Холодном Яре, в Лебединском и Шполянском лесах, в районах сел Толмач, Водяное, Шестаковка, местечек Белозерье и Златополь, у Виноградского монастыря и др.

Из документа ЧК: "Черный Ворон - непримиримо хитрый и тупой враг.
Будучи уже амнистированным, он, по донесениям агентуры, тайно продолжает убивать других амнистированных, выдавая это за деяния Советской власти, изменяющей своим обещаниям... "

И еще: "26 июня между селами Толмач и Водяное  …был бой с означенным батальоном, в результате которого батальон потерял 3 лошадей убитыми, тачанку, пулемет, кроме того, убито два красноармейца, первый - помощник комисара, второй - разведчик, и ранен командир батальона... Черный Ворон тяжело ранен... Бой продолжался четыре часа. Количество бандитов доходило до 100 человек, из них 30 сабель".

29 октября 1922г. возле села Москаленки, что в 25 верстах от Смелы,  произошел бой объединенного отряда милиции и самообороны села Ротмистровка с остатками банды Черного Ворона численностью в 6 человек. Во время боя были убиты сам Черный Ворон и еще один бандит. "Труп Черного Ворона опознан  местным населением и в Черкассах сфотографирован". На этом, как свидетельствуют документы, эпопея холодноярского Робин Гуда бесславно завершилась.

По мысли Шкляра повстанцы Холодного Яра  действтельно "убивали, вешали, сжигали, но кого? Видите ли - врагов украинской независимости. И они продолжали борьбу даже тогда, когда уже не оставалось ни единой надежды на "освобождение". Именно таким в интерпретации Шкляра был отряд атамана Черного Ворона. Его банда и "залишенцi"  по мысли автора боролись за свободу Украины против всех вокруг - большевиков, ЧК, ГПУ, других банд, литовцев, башкир, а также, конкретно, против москалей и жидов. В конце все "герои" умирают за правое, по их мнению, дело - свободу Украины, а их родственники погибают от голода в 1933 году и в лагерях. В контексте всего этого русский или еврей как слова в романе вообще не употребляются. Сплошные москали, жиды и "ходи" (китайцы). Эти, что ли,  свободе Украины тоже угрожали? И, как всегда, москали - самые жестокие, женщин насилуют, детей убивают и свободе угрожают. Жиды, так те вообще антихристы! Шкляр именно так и пишет "жиди-антихристи" через дефис".

Вердикт всему этому: тупая графомания, помноженная на антисемитизм и русофобию. Притом, по сути своей, антиисторическая. Судя по всему, речь идет о борьбе с советской властью крестьянских повстанцев. Но в 20-е годы она шла на территории всей бывшей Российской империи, а не только в Украине. Это была война крестьян против большевиков, война классовая, но, никоим образом, не национальная. Если повстанцы "Черного ворона" воевали против "кацапских" оккупантов, то с оккупантами какой национальности воевали в тоже время русские повстанцы-крестьяне в Тамбовской губернии во время Антоновского мятежа?

"ПЕРЛЫ" ИЗ РОМАНА

О китайцах

"... Так вот, подвели раскосых к бревну и я приказал им, чтобы положили на него головы. Даже не знаю, что это за придурки такие были: китайцы, которые попадали к нам в руки, словно завороженные, подставляли шеи под наши сабли. Никаких тебе мольб о пощаде, ни писка, полное согласие с тем, чего не миновать. И вот, когда уже несколько голов покатилось в красную от крови траву, к бревну подошел последний. Худой, небольшого роста, ноги колесом, мне показалось, что если бы я схватил его за колено и швырнул подальше, то он и катился бы, как колесо, неизвестно куда, ну, несчастье и - все. Но вот что интересного было в этом несчастье: лоб спереди выбрит, а волосы на затылке заплетенны в косичку, и когда он опустился на колени и положил голову на колоду, то вдруг взял эту косичку и задрал ее на темя. Это меня рассмешило.

Он что - боялся, чтобы такую "красоту" не отсоединили от головы? Или убрал ее с затылка, чтобы не заляпать кровью?

Рука моя опустилась. Я не знал, смеяться, что ли, но хорошо видел, что у этого косого нет ни капли страха, будто он отправлялся прямиком в рай и, сукин сын, боялся только одного - чтобы в том раю его косичка была целой, красивой и не забрызгана кровью. Тогда я схватил его за этот хвост, резко поднял с колен и повернул к себе лицом. Нет, никакой тени страха не было в черных щелях его глаз, он смотрел на меня с каким то тихим интересом и пониманием. А потом сказал:

- Чань воюет за тот, кто даот кусять. Ты даоть кусять - Чань будет воевать за твоя.
Я отпустил его косичку и вместо того, чтобы вновь бросить косоглазого на бревно, обернулся к ребятам:

- А что, заберем этого придурка с собой? Может быть, обтешем и вимуштруем, как собаку. "
(Стр. 10-11 - Часть 1 Раздел 1 Глава 1)

О русских

1. "Его орда восприняла эту ярость как приказ, кацапюги толпой налетели на мертвого - мелкие, кривоногие, но очень мордатые, с плоскими, налитыми кровью рожами, - они с дикарским гоготаньем и матючнею также начали дубасить атамана Кольбу, и так дубасили, что приблуда с недалекого Жаботина Федя Песков, который показал им дорогу на хутор Кресельцы, наложил в брюки, и долго не мог сообразить, что это такое там горячее (не кровь ли?) стекает по его икрам. Испугался насмерть, выродок, хотя и не знал, что через неделю сам будет болтаться в петле на сухой ветке. "

2. "Кацападлы никак не могли угомониться, и кто знает, сколько бы они еще нагоняли злость"
(Стр. 18, Часть 1 Раздел 1 Глава 4)

3. "Это были небольшого роста, кривоногие, надменные и нахрапистые москали, долговязые, толстокожие латыши с ледяными глазами, угрюмые и вечно голодные китайцы, которых наши крестьяне называли" слепыми ", юродивые с лица чуваши и башкиры, и у всех на языке крутилось одно загадочно-ужасающее слово "Хальоднияр". "
(Стр. 25, Часть 1 Раздел 2 Глава 2)

4 ."... на них двинулась орда пьяных москалей-дезертиров, что вывалилась из вагонов в поисках легкой добычи ... В этой потасовке с вшивой кацапнею ... "

5. "Выхватил саблю, взмахнул со всего плеча, и чужая рука, отсеченная по локоть, упала на землю.

Толпа вмиг притихла, ошалевшие москали, потупив головы, смотрели на отрубленную руку, которая еще жила и шевелила растопыренными пальцами. "

6. "В этой потасовке с вшивой кацапнею настигла беда и Черноуса"
(Стр. 35-36, Часть 1. Раздел 2. Глава 3)

7. "Мы должны показать кацапам и нашим крестьянам, кто здесь хозяин
(Стр. 38, Часть 1 Раздел 2 Глава 3)
"Операцию начали в четыре ночи, когда пьяная москальня захрапела крепким сном."

9. "Москали выскакивали из дверей и окон в одном белье, спросонья бежали напрямую кто куда, через заборы, перелазы, огороды, сады, мелькая своими кальсонами. Но какой хорошей мишенью были эти кальсоны ночью! "

10. "Когда понемногу рассвело, они увидели, какой урон они нанесли москалям. Поселок был усеян трупами, распластанные и скрюченные они валялись в пыли, в сорняках, под заборами, в огородах, пустошах. Один бедняга свисал с плота в таких загаженных кальсонах, что противно было смотреть, другой где-то по дороге потерял голову (видно, наткнулся на саблю) и застыл в луже смолистой крови, еще один лежал на куче навоза с выпущенными кишками. "
(Стр. 41, Часть 1 Раздел 2 Глава 3)

11. "Грызло вытащил из кустов сжавшегося москаля и так навзмашь рубанул его, что голова отлетела вместе с плечом и рукой."

12. Черноус сразу узнал ушастого москаля "
(Стр. 42, Часть 1 Раздел 2 Глава 3)

13. "Удивительно трогательный вид имели бритоголовые солдатики - странные такие, мелкие, ушастые, наивные, сопливые, ну совсем как дети, они гудели, как жуки, но так вдохновенно, что можно было зарыдать от этого зрелища. Все их  роты стояли буквой "о", и из этих о-подобных дырочек, как из дупел или нор, раздавалось какое удивительно жалкое гудение жуков. "
(Стр. 62, Часть 1 Раздел 3. Глава 3)

14 ."... подошел к задним рядам и так замахнулся гранатой, что солдатики в один миг понагиналы головы, закрыв руками уши, словно боялись не столько "кукурузных" осколков, сколько оглушительного взрыва. "

15. "Братья крестьяне! Не спите, убивайте, где только можно московскую нечисть. Кто еще способен взять в руки оружие - идите в лес. Не верьте обещаниям москалей и христопродавцев. Не суйте голову в ярмо кацапщины!
(Стр. 90, Часть 1 Раздел 4 Глава 4)

16. Варфоломей упал навзничь, и москальня проскакала по нему, наступая копытами на голову, грудь, живот, будто бы хотела сравнять его с землей "
(Стр. 82, Часть 1 Раздел 4 Глава 3)

17. "Кацапчуки  нам попались покладистые, не упирались, сразу отдали оружие и разделись так быстро, словно мы им растопили баню."
(Стр. 203, Часть 2 Раздел 4 Глава 2)

18. "И тут появляется Болбочан, который без их помощи очищает от москальни пол-Украины, Крым"
(Стр. 255, Часть 3 Раздел 1. Глава 3)

 О евреях

1 ."... разгоряченные от хорошей работы казаки подвели к атаману испуганного в смерть человечка, который не имел никакого вида. Подвели и спрашивают, что с этим жидом делать - повесить сразу или пощекотать, чтобы признался, кто он такой? "А ну дайте сала, будет есть? - велел атаман. Дали бедняге целую четверть, он впился в нее зубами, отрывал большие куски и глотал, не прожевывая. "Э, видно, что еврей, но еврей хороший, - засмеялся атаман. - Отпустите его "".
(Стр. 66, Часть 1 Раздел 4 Глава 1)

2. "Циля была интересна жидовочка"
(Стр. 94, Часть 1 Раздел 4 Глава 4)

3. "Быстро появились листовки с призывами не верить московским палачам, бить на каждом шагу жидо-кацапскую коммуну".

4. "Должны дождаться того часа, когда весь мир убедится, что такое жидо-московская коммуна, и наш народ, протрезвев, снова возьмется за оружие."
(Стр. 142, Часть 2 Раздел 1 Глава 2)

5. "От села через поле сюда подтягивалась воинственная толпа - .это двигалась жидовская самооборона."

6. "Жиды не полезут - это точно"
(Стр. 231, Часть 3 Раздел 1. Глава 3)

7. "Братья ордена создали для себя слишком строгие правила: не спать в еврейских домах, не заниматься любовью с женщинами, не курить и не пить."
(Стр. 247, Часть 3. Раздел 2. Глава 1)

А такие, к примеру, сексуальные перлы этого, с позволения сказать, "произведения":

..."Когда Циля, задрав руки, сладко потянулась и жакетка тоже подскочила вверх, ему показалось, что те панталончики соскочили с нее. Но нет, в следующее мгновение она сама стащила их едва ли не до колен, ...потом присела, и упругая струя зашелестела в траву".

Нельзя без содрогания читать в этом опусе  и об изобретателе  украинской паровой гильотины. По замыслу  народного инженера, молодое украинское  государство нуждалось в машине для рубки голов "москалям". Поэтому он создал чудо техники - гибрид гильотины и паровой машины, которая должна была  работать без остановки. Во время испытаний машина взрывается. Сам горе изобретатель улетает в небо и, проломив крышу коровника, падает в навозную яму. Спустя три главы в ту же яму  прилетает и диверсант, пытавшийся заминировать  штаб Красной Армии. Недавно починенная крыша опять проломлена. Доярка Маша всерьез подозревает, что с украинцами происходит "что-то не то".

Таких моментов масса. А возьмите подтекст, например, в финале, где герой умирает от голодомора под забором с надписью "Кто не работает, тот не  ест". Он становится легкой добычей ручного  говорящего ворона по кличке Абрам Соломонович, который  поет украинские народные песни, приступая к  трапезе. Низкопробный антисемитизм? Скорее всего, да.

А вот образчик откровенного ширпотреба в этом же опусе. На первых же его страницах слепая бабка Евдося подкладывает в постель Черному Ворону сельскую шлюху, благоухающую "дикой орхидеей". Самого Ворона бабушка, видимо, обильно окропила любимыми духами Микки Рурка прямо на шаровары  - дальше становится все понятно и продолжать не имеет смысла….

*     *     *

Эпилог в этой драме еще впереди. Минуло 9 марта, но скандального публичного вручения Шкляру Шевченковской премии так и не состоялось. Накануне этого торжественного действа сложилась патовая коллизия. Выше уже отмечалось, в какое пикантное положение поставили Президента и его Администрацию члены Шевченковского комитета своим выбором лауреата. Ведь он юридически является государственной организацией - структурным подразделением "Государственного управления делами", решение о премии - это государственный акт и премия немалого размера выплачивается из государственной казны. Формально Президент не мог просто так отказаться  от оглашения решения им же назначенного Комитета ради предотвращения излишних трений с Россией, отнюдь бы не обрадовашейся такому выбору лауреата. 

Другим выходом было пойти по стопам его предшественника Ющенко и отправить, как тот однажды это сделал, весь Комитет в отставку. Но это могло спровоцировать взрыв негодования в Западной Украине, который был бы намеренно  инициирован националистами, до сих пор рулящими идеологическими структурами государства. Для Президента это явилось бы не меньшим злом, чем резкие пассажи из России по поводу премии, чреватые экономическими последствиями. 

На распутывание этой коллизии в Администрации были брошены немалые силы, вплоть до такой тяжелой артиллерии, как Анна Герман, галичанка, заместитель главы его Администрации. В свое время  эта дама, семь лет была корреспондентом радио "Свобода" в Варшаве и Львове, а потом - руководителем Киевского бюро "Радио Свободная Европа - Радио Свобода"  и специально была поставлена на этот пост, чтобы служить там  для Президента его мостиком к сердцам жителей Западной Украины.

И в кулуарах Администрации видимо созрело единственное, по их мнению, соломоново решение: Президент Комитета не разгоняет, Шкляр "сам", под благовидным предлогом, отказывается от вручения ему премии (ну, как бы, не насовсем, а только до того момента, когда Президент выполнит его условие - уволить неугодного Шкляру некоего Д.Табачника, министрстра образования, науки, молодежи и спорта.

Выбранный для этой цели Табачник - фигура действительно одиозная, человек, прославившийся еще при президенте Кучме тем, что оказался причастным к делу о присвоении редких библиотечных книг, и незаконно получивший высокое воинское звание, указ о чем пришлось потом отменять.). Но сейчас увольнения Табачника естественно  не происходит, Шкляр (формально, но не в действительности)  не получает присужденную ему премию, оставаясь де факто ее лауреатом, а возмущенным противникам всего этого сообщается, что его награждения, вроде бы, и не состоялось, а, значит, и предмета для обид ни у кого быть не должно! 

Да, сидеть одновременно на двух стульях, да еще находящихся в разных углах комнаты, оказалось трудной задачей. В общем, как когда-то говорил незабвенной памяти Аркадий Райкин, решение было принято "полосательное и отрижительное".

Такой наскоро сляпаный шахматный гамбит и был разыгран в день рождения Т.Г. Шевченко и не в Киеве, как всегда, а в Каневе - городке  в Черкасской области Украины, месте его захоронения, в Государственном музее Шевченко. Да и премии вручались не самим Президентом (якобы - по болезни), а, по его поручению, Премьер-министром Украины Николаем Азаровым. Виновник скандала - В. Шкляр - при этом, естественно, отсутствовал, хотя и был упомянут при чтении Азаровым указа Президента.   

Накануне 9 марта Шкляр обратился к Президенту со следующим посланием:

"Хочу засвидетельствовать Вам свое уважение и прошу Вас учесть в указе по случаю награждения лауреатов Шевченковской премии мою просьбу о переносе награждения меня Шевченковской премией на то время, когда у власти в Украине не будет украинофоба Дмитрия Табачника. Моя позиция, господин Президент, никоим образом не касается Вас лично, однако пока у власти находится Табачник, я не смогу принять премию".

Благостно-торжественная церемония вручения шевченковских наград другим дкятелям культуры и искусства таким образом состоялась, а недоумевающей общественности теперь осталось только гадать, так кто же, все таки, теперь  В.Шкляр - лауреат или не лауреат?

И в это же время, по самой последней информации, исходящей  из киевской литературной тусовки, да и из интервью самого  господина Шкляра, становится известным, что он, ничтоже сумняшеся, задумал теперь наваять по своему опусу киносценарий(!). В связи с этим, сейсчс Шкляр, якобы, убалтывает известного польского кинорежиссера Ежи Гофмана приступить к съемкам по нему масштабной киноэпопеи. Очевидно полученной им втихую казенной премии, отстегнутой из тощего дефолтного бюджета Украины, да еще того, что сочувствующие националисты подбросят, ему для  осуществления своих наполеоновских планов хватит. Так что, скандал продолжается…

 А ТЕПЕРЬ - ПОСТСКРИПТУМ ОТ РЕДАКЦИИ

Когда эта статья уже отправлялась в производство, из Киева прибыли любопытные материалы. Шевченковской премии они не касаются, но с именем великого Кобзаря в священные дни его памяти связаны непосредственно. И достаточно выразительно иллюстрируют атмосферу, сложившуюся сегодня в украинском обществе и украинской литературе.

Итак. Как сообщало агентство УНИАН 12 марта, в прямом эфире телеканала "Интер" - одного из центральных в Украине - в передаче "Большая политика с Евгением Киселевым" подрались ее участники: художник Сергей Поярков и журналист Олесь Бузина. Во время спора на темы литературы, в частности, о творчестве Шевченко О.Бузина напал на С.Пояркова, оба сцепились в драке. Ведущий Е.Киселев в категоричной форме попросил О.Бузину покинуть студию. Участники продолжили спор и через минуту опять схватились: Бузина, выходя из студии по требованию Киселева, ударил Пояркова по голове. Их кинулась разнимать охрана.

Впрочем, смотрите этот видеосюжет и сами делайте выводы.

ВИДЕО

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка