В тревожном ожидании худшего: главные события недели 10-16 октября
Опубликовано 14 Октября 2022 в 07:27 EDT
Обновлено 17 Октября 2022 в 02:16 EDT
Почему именно Крымский мост? Еще на стадии своего проектирования он приобрел не столько практическое, сколько политическое значение. Он стал главным символом аннексии Крыма: стратегическим объектом гордости для России, поспешно заявившей, что полуостров теперь её навсегда, и сакральным объектом ненависти для Украины, жаждущей взять реванш и вернуть своё. И когда 8 октября мощный взрыв разрушил один из пролетов моста, надолго сломав любимую игрушку Кремля, то реакция российского руководства была очень бурной.
9 октября президент Путин официально обвинил в диверсии спецслужбы Украины, а 10 октября приказал нанести по ней массированный ракетный удар, продолжавшийся двое суток и нанесший серьезный ущерб её инфраструктуре, прежде всего энергетической. Так для украинцев началась прошедшая неделя.
И всё же, что если дело не в Крымском мосте, а в способе его подрыва? Пожалуй, тут стоит обратить внимание на то, как стороны очень быстро обвинили друг друга в терроризме. Путин выдвинул своё обвинение Украине 9 октября, а 13-го ПАСЕ приняла резолюцию о «Дальнейшей эскалации агрессии РФ против Украины» с поправкой №7 (предложенной представителями Украины, Эстонии и Польши), которая призывает страны Европы объявить Россию «террористическим режимом». Сразу заметим, что резолюция имеет лишь рекомендательный характер, поэтому новость о том, что Россию якобы уже признали «государством-террористом» оказалась несколько преувеличенной. Впрочем, повторимся, дело не в резолюциях и заявлениях, а в самих взрывах.
Можно по-разному относиться к версии российской стороны – соглашаться, что это были украинские спецслужбы или же парировать, что мост взорвало само ФСБ, но это будет лишь пустым политическим трепом. За которым большинство не заметит самого важного: превращение грузовика со взрывчаткой в мощное оружие. Ведь там, где не смогли бы справиться ракеты с ограниченной мощностью боеголовки (до 500-1000 кг), там, куда и близко не смогли бы подойти боевые корабли (которых пока у Украины нет), задачу выполнила обыкновенная фура с несколькими тоннами ВВ! Возможно, что при этом пожертвовали ничего не подозревавшим водителем, просто подрядившемся перевезти очередной груз.
Так вот, если такой грузовик смогли подорвать на Крымском мосту, то теоретически это значит, что другие подобные «фуры-шахиды» могут взорваться в других местах – на других мостах, в тоннелях, возле каких-то объектов, в любой точке необъятной России. То есть, можно предположить, что взрыв на Крымском мосту был не только личной пощечиной Путину, но и очень красноречивым предупреждением.
Если это так, то в Кремле данное предупреждение поняли, и восприняли его очень серьезно – куда более серьезнее, чем обстрелы Белгородской области (исконной и законной территории России), которые словно не замечают. И ответили собственным «предупреждением», куда более внушительным.
При всем уважении к Украине - жертве ракетных обстрелов, давайте задумаемся: почему в ходе их Россия разрушила лишь часть энергетической инфраструктуры Украины, а не всю полностью? Почему не продолжила взрывать электростанции и подстанции, погрузив всю страну в кому без света, связи, воды и отопления? Путин это мог, но не сделал, словно он ведет какую-то игру, подробности которой известны лишь руководителям держав, но не раскрываются рядовым гражданам. Для просто народа есть простые новости, на 80-90% состоящие из эмоций, лозунгов и ярлыков.
Таким образом, два этих события обнажили стратегическую уязвимость двух воюющих стран, на которую ранее мало обращали внимание. Проблемы наверняка как-то попытаются решать. Украина уже запросила у Запада как можно больше комплексов ПВО - но сколько же их потребуется, чтобы прикрыть все электростанции?! А в России, видимо, начнутся тотальные проверки всего грузового транспорта, и не только автомобильного - ведь в тот же поезд, и тем более в баржу можно нагрузить еще больше взрывчатки. Понятно, что достать такое количество боевого ВВ невозможно, но ведь всегда можно купить сколько угодно селитры и мазута…
Однако хотя ПАСЕ и приняла резолюцию, осуждающую ракетные обстрелы Украины, Запад сейчас озабочен собственными проблемами в энергетике. Причем, высказывалось мнение, что принятию этой резолюции во многом способствовало прекращение экспорта украинкой электроэнергии в Европу (с 11 октября), вызванное последствиями российских ракетных обстрелов.
После «таинственных» аварий на «Северном потоке», еще больше поднявших цену на сжиженный природный газ (СПГ), на Европу обрушились новые энергетические неприятности: 12 октября на польском участке нефтепровода «Дружба» произошел инцидент, приведший к утечке и временной остановке прокачки. Казалось бы, это проблемы одной только многострадальной Германии, теперь рискующей остаться еще и без бензина. Но дефицит и подорожание автомобильного топлива наблюдается по всей Европе: так, во Франции на заправках уже дерутся в длинных очередях. И это уже не временные трудности, поскольку S&P Global Mobility дал прогноз о возможном сокращении европейского автопроизводства на 40% к концу 2023 года из-за проблем с топливом и электроэнергией.
Беда в том, что сокращение производства намечается не только в автопроме, но и во все энергоемких отраслях экономики Европы, вплоть до фермерских хозяйств городских пекарен. Прошедшая неделя показала, что охвативший Старый Свет энергетический кризис пришел надолго, и появляются все новые причины для его усиления…
Проблемы в экономике взаимосвязаны, и вот Великобританию, ранее гордо вышедшую из Евросоюза, сейчас накрывает еще и финансовый кризис. А неудачная попытка его преодоления, похоже, стоила Мэри Элизабет Трасс (Лиз Трасс) карьеры премьер-министра. Если правящая Консервативная партия решит её заменить, то Трасс войдет в историю Англии не как вторая «железная леди», а как «премьер на час» (точнее, на полтора месяца), став главой самого короткого кабинета министров. Правительственный кризис, пришедший следом за энергетическим, уже наложил свой отпечаток на потребительский рынок. Сообщается, что на фоне снижения продаж продуктов и промтоваров неожиданно выросли продаже алкоголя и табачных изделий. Похоже, обычно сдержанные британцы начали нервничать!
И будет ошибкой полагать, что это проблемы лишь самой Великобритании. Есть две причины для беспокойства! Во-первых, Лиз Трасс подверглась критике за финансовую политику снижения налогов для среднего и крупного бизнеса, компенсирующую поступления в бюджет увеличением продажи государственных облигаций. Для их выкупа Банку Англии пришлось запустить печатный станок, что усугубило инфляцию фунта и привело к замедлению экономики всей страны. И знаете что? Точно такую же финансовую политику, основанную на продажах ОГВЗ, еще с 2019 года вели украинские правительства Гончарука и Шмыгаля. И начиная с весны 2022-го, когда продажи облигаций упали на самое дно, Нацбанку пришлось тоже запускать печатаный станок – что и опустило гривну почти в полтора раза. Только вот отставки украинского правительства никто не требует, потому что война списывает все его просчеты и ошибки.
А, во-вторых, инфляция фунта стерлингов стала частью общей инфляции основных западных валют, вместе с долларом и евро. В году они стали легче на 9-10%, и это еще не конец! Как минимум, если вы держите свои сбережения в этих валютах, вы уже потеряли их десятую часть. В целом же это крайне тревожный сигнал общего кризиса экономики стран Запада. Причем самое пугающее в нем то, что внятных причин этого дружного падения никто не озвучил. Похоже, в мире происходят процессы глобального масштаба, обсуждать которые публично еще никто не готов…
Казалось бы, что может быть еще хуже риска того, что Украина погрузиться во тьму, а Европа в экономическую разруху? К сожалению, всегда может быть еще хуже! И на прошлой неделе немало людей забыло о кризисе, испугавшись угрозы куда более страшной, чем ракетный обстрел: внезапно политики начали обсуждать последствии ядерной атаки России на Украину.
Причем, советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Вашингтон не будет делать разницы между использованием относительно маломощного тактического заряда и применением 100-килотонной боеголовки. Каким бы ядерным оружием Россия не ударила по Украине, реакция США и членов НАТО будет одинаковой. Впрочем, о подробностях этой реакции он не рассказал. А другие западные политики лишь рубили воздух фразами «это будет последней ошибкой России».
Так что, возможно, украинцам и будет спокойнее от мысли, что Запад за них отомстит – но вот сути этой мести пока никто не знает. И есть большие сомнения в том, что ответным шагом НАТО станет развязывание полномасштабной ядерной войны. Последствия которой испортят жизнь на всей планете - а этого никто не хочет!
Но возникает вопрос: а зачем России вообще использовать против Украины ядерное оружие? Если подойти к нему без политических эмоций, сугубо с прагматичной точки зрения военной целесообразности, то найти ответ будет весьма сложно. Для прорыва укрепленных рубежей? Но российская армия может наступать на других участках фронта, без всякого ядерного оружия, для этого ей нужно лишь перебросить туда дополнительные силы (а мобилизация уже идет). Чтобы одним махом стереть в труху упорно обороняемый город? Ну, тогда придется использовать несколько ядерных зарядов, и не только тактических. Уничтожить промышленные центры ВПК? Так их после тридцати лет горе-реформ уже почти не осталось, работают лишь отдельные ремонтные заводы, обстреливаемые крылатыми ракетами. Уничтожить инфраструктуру? Но её уже чуть не уничтожили теми же «калибрами». Тогда зачем?!
«Чтобы напугать европейцев и лишить украинцев воли к победе!» - такой политический ответ навязывают обществу политики, но не военные. Это наводит на мысль, что угроза использования ядерного оружия является инициативой политиков, желающих лишь повысить ставки и подогреть страсти, но страшащихся её реализации. Во всяком случае, очень хочется на это надеется!
Не пропустите следущий выпуск обзора!
Подписаться
Также следите за обновлениями в Telegram
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР