Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ЗНАМЕНИТОСТЬ

"Как муха на стене"

Опубликовано 3 Февраля 2012 в 10:37 EST

/Рисунок и фото автора/

Джоэль Стернфельд, 66-летний уроженец Нью-Йорка, поджарый улыбчивый мужчина с густой вьющейся черной шевелюрой, посвятивший всю свою жизнь фотографии, решительно запрещает кому-либо фотографировать… самого себя. Услышав во время своей пресс-конференции щелчок моего аппарата, направленного в его сторону, мгновенно подбегает ко мне, выхватывает из моих рук камеру и судорожно пытается стереть снимок. Я помогаю ему в этом, а он, убедившись, что кадр стерт… смущенно улыбается и приносит извинения за свою экспансивность: "Мой принцип как автора - быть незаметным, как муха на стене. Пусть лучше люди смотрят на мои фотоработы, чем на меня.
Гостевой доступ access Подписаться

Под названием "Джоэль Стернфельд - Ретроспектива: цветные фотографии с 1970 года" музей Фолькванг в Эссене представил - впервые в Европе - обширную выставку работ знаменитого американского фотографа.

Джоэль Стернфельд, 66-летний уроженец Нью-Йорка, поджарый улыбчивый мужчина с густой вьющейся черной шевелюрой, посвятивший всю свою жизнь фотографии, решительно запрещает кому-либо фотографировать… самого себя. Услышав во время своей пресс-конференции щелчок моего аппарата, направленного в его сторону, мгновенно подбегает ко мне, выхватывает из моих рук камеру и судорожно пытается стереть снимок. Я помогаю ему в этом, а он, убедившись, что кадр стерт… смущенно улыбается и приносит извинения за свою экспансивность: "Мой принцип как автора - быть незаметным, как муха на стене. Пусть лучше люди смотрят на мои фотоработы, чем на меня. Из них они узнают больше, в том числе и обо мне самом". При этом он, видимо, для большей убедительности, ссылается на опыт великих фотомастеров, в том числе "гиганта Анри-Картье Брессона (1908-2004), которые не любили лишний раз демонстрировать публике свою физиономию"… (Что ж, если нельзя снимать, то пришлось шутливо изобразить мастера в карандашном шарже).

А еще он не любит по отношению к себе термин "ретроспектива": "Я же еще действую в профессии. При чем тут ретроспектива? Это не ретроспектива, а - обзор". В самом деле: ретроспектива - это взгляд на работу в прошлом, а экспозиция Стернфельда представляет собой 130 крупноформатных цветных фотографий, охватывающих почти 40-летний творческий период автора - с 1970-х годов по сегодняшний день.

Выставка показала 11 проектов-серий фотохудожника, при этом своеобразным акцентом экспозиции явились 60 работ из раннего - с 1969-го до поздних 1970-х - творчества мастера. Взгляд Джоэля Стернфельда то и дело обращен к его родине - Америке, с ее характерными особенностями, ее людьми и ее специфическими ландшафтами.

Джоэль Стернфельд, как признано, относится наряду с Стивеном Шором к создателям направления "Новая цветная фотография", которые, как считается, в 70-е годы прошлого столетия открыли новые возможности цвета в художественной фотографии. Влияние "теории цвета" представителей течения Баухауз сказалось на появлении цвета в работах Шора и Стернфельда в качестве их основного стилевого изобразительного средства уже не в теории, а в совершенно практическом фотоискусстве. 

Джоэль Стернфельд учился в элитном Дармутском колледже (Darmouth College), а в Гарварде познакомился с пионером художественной фотографии Уильямом Эгглестоном, с выставкой которого в Нью-Йоркском музее МоМА (Museum of Modern Art - Музей современного искусства) в 1976 году цветная фотография, кажется, впервые привлекла к себе всеобщее внимание как художественная форма изобразительного искусства. 

В 1978 г. в своем автобусе-Фольксвагене Стернфельд отправляется в путешествие по США с целью, как он говорит, "постичь социальную топографию своей страны". Этой "одиссеей" рождена фотосерия работ под названием "Американские перспективы" ("American Prospects"), которая в 1987 году принесла фотохудожнику первое международное признание и престижнейшую Премию Гуггенхайма, а вскоре затем и вторую Премию Гуггенхайма, гранты от которых позволили ему продолжать свои проекты в течение следующих почти 10 лет. Малоформатная фотокамера, которой он снимал свои ранние работы - циклы фотографий "Рокуэй-Бич" ("Rockaway Beach"), "Улица заводов" ("Street Works") и "Комплексы Нью-Джерси" ("New Jersey Malls"), - выполненные как бы взглядом случайного наблюдателя, для нового проекта "Американские перспективы" была уже заменена на крупноформатный аппарат "8х10 zool", чтобы при большом увеличении кадра показать более подробно детали в значительно большей резкости изображения.  

В следующем своем проекте "On This Site" ("На нашей стороне") в 1993-1996 гг. показывает места, которые вроде бы ничего необычного собой не представляют и ничего нового зрителю сообщить не могут… Однако из авторского сопроводительного текста узнаем, что изображенная местность является, скажем… местом громкого преступления, трагической страницы американской истории: здесь был убит Мартин Лютер Кинг.

Следующая по времени серия работ "Stranger Passing" ("Незнакомцы"), над которой Стернфельд работал в 1997-2000 гг., взгляд художника концентрировался в основном на людях. При этом создавался своеобразный портрет современного автору американского общества, несколько напоминающий фотоизображение немцев Августом Зандером (August Sander) из 1920-х годов. Каждая фотография рассказывает историю человека через показ его внешних проявлений и точных деталей окружающей среды. В его "поэтичных уличных фотографиях" мы видим американских обычных граждан в совершенно будничных сценах - при покупке чего-то, при ожидании, на улице, на окраине города, на пляже. Ничего вроде бы сенсационного: тут и там нежные смешанные краски, частично сломанные сильными вкраплениями цвета. Нарочитые диспропорции то ироничны, то меланхоличны, они часто неявны, спрятаны в деталях, в нюансах: скажем, красное пляжное полотенце, на котором лежит молодая мать как в луже крови…

Или вот одна из самых известных фоторабот Джоэля Стернфельда - пожарник, покупающий у торговца тыкву, на переднем плане - огромные апельсиново-яркие тыквы, а на заднем полыхает дом. Яркие тыквы корреспондируются с осенними красками сельской местности и иронически (даже как-то ехидно) контрастируют с пламенем горящего дома... 

В серии периода 1993-2005 гг. "Сладкая земля - Экспериментальная утопия в Америке" ("Sweet Earth - Experimental Utopias in America") Стернфельд интересуют противоречия утопий и реальности общества. 

Большое внимание художник в творчестве уделяет природе. Но существенно для мастера то, что американский ландшафт и его характерные места являются для фоторабот Стернфельда поводом для ухода от традиционного изображения природы, преимущественно используемого в живописи. В цикле своих работ "Прогулки" -"Walking" (2000-2001) Стернфельд приближается к тихим железнодорожным перегонам центра Нью-Йорка, где природа снова отвоевывает себе свое убежище. Глобальная тема изменения климата - ключевой пункт проектов 2001-2005 гг., относящихся к периоду протестов "антиглобалистов" во время Саммита "восьмерки" (G8-Gipfel) в Генуе и всемирной Конференции в Монреале по проблемам климата.

Дистанцированный взгляд Стернфельда на феномены и характерные черты его родины и ее жителей это яркие картины, в который показана сегодняшняя Америка между утопиями и реальностью.
После окончания этой выставки в Эссене ее увидели в Амстердаме, Берлине и Вене.
___________________________________
На рисунке автора (главн.стр): Д. Стернфельд;
На фото автора: В зале выставки; Работы Д. Стернфельда:
Женщина в Калифорнии (1988). Покупатель тыквы (1978).

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка