А что не пить, когда дают...
Опубликовано 5 Января 2019 в 10:50 EST
Почти в каждой своей речи президент России говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Кто бы спорил, Владимир Владимирович, вам и карты в руки.
После самого масштабного коррупционного скандала, так называемого «Дело Оборонсервиса», российские граждане поверили, что это начало новой «антикоррупционной» эпохи. Сторонники президента говорили, что вот теперь-то начнется по-настоящему борьба с разными злоупотреблениями. Противники Путина заявляли, что ни какой борьбы не будет, в лучшем случае ее имитация. И хотя высокопоставленных чиновников периодически хватают и сажают, даже губернаторов и генералов из спецслужб, но… самые высокопоставленные жулики, даже после обнародования неопровержимых фактов их коррумпированности, остаются неприкосновенными. Исключением стал министр Улюкаев, но, как известно, нет правил без исключений.
***
Как утверждают политики, коррупция существовала и существует во все времена и при всех режимах. Но называть советскую коррупцию этим же словом, что нынешнюю ─ язык не поворачивается. На фоне сегодняшних государственных чиновников советских можно считать жалкими воришками, а главное ─ они всеми силами скрывали наворованное. Вот как Ю.Поляков в одном из своих произведений описал типичного советского миллионера:
«Этот тихий, пугающийся сквознякового шороха человечек был знаменитым советским цеховиком, еще в начале 70-х умудрившимся наладить подпольное производство таких джинсов, что от настоящих отличить их могли разве только эксперты фирмы «Ли». Ворочая сумасшедшими по тем временам деньгами, жил Ашотик между тем очень скромно, ходил в одном-единственном костюме, ездил на сереньком «Москвиче». Правда, «москвичок» был с мерседесовским движком, гоночными подвесками и сиденьями, обтянутыми натуральной кожей, которую, конечно, окружающие принимали за удачный дерматин. Дачу он построил, как и полагалось скромному инженеру по технике безопасности, на шести сотках и площадь жилую определил в тридцать шесть дозволенных квадратиков. Никто и не догадывался, что под типовым домиком скрывается трехсотметровый подвал с каминным залом, бильярдной, сауной и прочими редкими для той суровой эпохи радостями…»
Но образцово─показательным представителем подпольных миллионеров был герой романа Золотой теленок Александр Иванович Корейко. В период первых лет советской разрухи он «заработал» свое состояние путем жульнических махинаций, но еще тщательнее чем Ашотик скрывал его от власти, ведь тогда за коррупцию грозило суровое наказание вплоть до расстрела. Владея миллионами, Александр Иванович жил на небольшую заплату рядового советского служащего: «Проклятая страна! ─ бормотал он. ─ Страна, в которой миллионер не может повести свою невесту в кино!...» Даже бывалый жулик Бендер при первой встрече с Корейко решил, что перед ним типичный — «советский мышонок» в парусиновых брюках, кожаных сандалах, белой сорочке — стандартной экипировке служащих конца 1920-х годов. Корейко не ел, а питается, не завтракал, а вводил в организм жиры и углеводы, не жил, а существовал в ожидании развала ненавидимого им режима, храня свое богатство для лучших времен.
Охотящийся за его миллионами ловкий жулик и веселый авантюрист Остап Бендер, завладев частью денег Александра Ивановича, миллионером пробыл совсем недолго: пытаясь вместе с ценностями «свалить за бугор», был дочиста ограблен румынскими таможенниками:
«Остап боролся за свой миллион, как гладиатор. Он сбрасывал с себя врагов и подымался с земли, глядя вперед помраченным взором. Но опомнился на льду, с расквашенной мордой, с одним сапогом на ноге, без шубы, без портсигаров, украшенных надписями, без коллекции часов, без блюда, без валюты, без креста и брильянтов, без миллиона. На высоком берегу стоял румынский офицер и смотрел на Остапа.
— Сигуранца проклятая! — закричал Остап, поднимая босую ногу. — Паразиты! Офицер медленно вытащил пистолет и оттянул назад ствол. Великий комбинатор понял, что интервью окончилось. Сгибаясь, он заковылял назад, к советскому берегу, изо всех сил торопясь в страну, с которой так высокомерно прощался час тому назад. Через десять минут на советский берег вышел странный человек без шапки и в одном сапоге. Ни к кому не обращаясь, он громко сказал:
— Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в дворники!»
А что касается Корейко, ему ничего не угрожало, этот персонаж благополучно дожил до наших дней, и больше того, он сегодня уже легально распоряжается всем, что утащил от советской власти и до чего может дотянуться при нынешней. Спустя почти девяносто лет идеи Корейко совсем не кажутся устаревшими, скорее усовершенствованными, а главное ─ в абсолютном своем большинстве ненаказуемы. В поте лица на общественных началах трудится целая бригада людей во главе с оппозиционером Навальным, занимаясь исключительно разоблачением коррупционеров, а наказанным за свои труды неоднократно оказывается… Алексей Навальный. Самой интересной чертой эпохи путинской «борьбы с коррупцией» стало резкое расхождение между тем, какие именно граждане привлекают внимание правоохранительных органов РФ, а какие общественной организации Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Создается впечатление, будто эти расследования ведутся в разных странах. Их сферы совершенно не пересекаются. Никакие громкие расследования ФБК не находят отражения в решениях правоохранительной системы. Лишь Навальный время от времени отправляется отбывать десятки суток за излишнее усердие..
***
В ноябре 2018 года Президент РФ пробыл с трехдневным визитом в Сингапуре, где на приеме произнес тост за дружбу России и Сингапура. В связи с этим специалисты проводят параллели борьбы с коррупцией в данных двух странах и некоторые другие сравнения, например, по эффективности экономики: в Сингапуре они на 2-м месте в мире после Швеции, а Россия – 70-м; по качеству здравоохранения Сингапур также на 2-м месте в мире, а Россия на 102-м из 149 стран, а по средней заработной плате граждане России получают в 8-10 раз меньше, чем в Сингапуре. У нашего президента была возможность перенять опыт страны, где взяточничество и хищения из государственной казны были серьезной проблемой. Однако благодаря новому лидеру – Ли Куан Ю такая проблема, как коррупция в Сингапуре, была решена оперативно и эффективно. И сейчас страна может гордиться одним из самых низких уровней коррумпированности власти в мире.
***
94 года прошло со времени написания Булгаковым Собачьего сердца, а все чаще звучит, ставшая знаменитой фраза Шарикова: «Взять ВСЕ да и поделить». Ведь не секрет, что в процессе чековой приватизации кучка людей окружающая власть так и поступила, взяла ВСЕ у народа и поделила. Между собой. Если в вертолете облететь ближайшее Подмосковье, то взору откроется бесчисленное количество краснокирпичных и каменных образцов причудливой архитектурной фантазии с прилегающими бассейнами, теннисными кортами, конюшнями, гаражами и прочими строениями, и цена каждого комплекса исчисляется семизначными числами в ненашей валюте. Эти сооружения принадлежат не только бизнесменам, ворочающим миллионами на законных основаниях, но и государственным служащим, существующим якобы исключительно на зарплату. Живут они здесь, ни от кого не скрываясь, и все вокруг знают, что эта вилла принадлежит заместителю градоначальника, эти хоромы префекту, этот дворец таможеннику, а тот особняк налоговому инспектору. Среди владельцев этой недвижимости заметное место занимают работники силовых ведомств, наблюдающие за исполнением законов. Как пел Высоцкий:
А что не пить, когда дают.
А что не петь, когда уют и ненакладно…
Сегодня не нужно быть политиком или экономистом, чтобы понимать, что появление в собственности государственных служащих этой роскоши, ни каким боком не соответствующим их доходам ─ это на деньги, отнятые от здравоохранения и образования, от стоимости ЖКХ, пенсионного возраста, пенсий, зарплат и т.д.
Можно сколько угодно рассуждать о пути развития государства, о борьбе с бедностью и преступностью, о прорыве экономики и т.д., но пока не будет уничтожена коррупция, любые начинания о развитии будут безрезультатны.