Состоится ли объединение России с Белоруссией?
Опубликовано 7 Марта 2019 в 10:02 EST
Состоится ли объединение России с Белоруссией?
В последние дни этот вопрос активно обсуждаются как в СМИ, так и в соцсетях. Ни Путин, ни Лукашенко не стали доносить до общественности, о чем они наедине беседовали. При отсутствии официальной информации по итогам переговоров в Сочи о российско-белорусских отношениях гуляют самые различные предположения, но в основном сводятся они к таким выводам:
Главное требование Путина к Лукашенко: политическая поддержка России в обмен на российские экономические субсидии. Россия уже вложила немало средств в лояльность Белоруссии, но при нынешней обстановке в мире одной лояльности недостаточно, а Лукашенко до сих пор не признает Крым российским, продолжает дружить с Порошенко, и события на Восточной Украине называет освободительной борьбой против оккупации. Сегодня от Белоруссии требуется, чтобы она признала себя полноценным вассалом российской власти и полностью поддержала российский политический курс. Лукашенко хорошо понимает, что этот курс для него тупиковый, он привык быть хозяином и превращаться в вассала Путина не хочет. Этот вопрос не может быть решён без чёткой, однозначной, стопроцентной договоренности о том, что лично, персонально, поимённо, по списку получают Лукашенко, его приближенные. И есть еще одно НО, о котором, обе стороны стараются замалчивать.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумствам дань...»
(А.Пушкин)
В России все чаще на федеральных каналах упоминают о создании союзного государства России и Белоруссии, где Президентом будет Путин, а вице-президентом – Лукашенко. При изменении государственного устройства Россия станет новой страной с новой конституцией, где, по всей видимости, Путин сможет претендовать на новый срок. А сможет ли Лукашенко стать полноценным членом Путинской команды? Как известно, Путин не терпит возражений, уже не говоря о критике, как, впрочем, и Лукашенко. И как Лукашенко будучи вторым человеком в кремлевской иерархии станет относится к процветающей коррупции, борьбе с которой он прикладывал столько сил, будучи президентом Белоруссии? Принятый в Беларуси в 2015 году антикоррупционный закон – стал самым жестким на постсоветском пространстве. Налажена эффективная работа правоохранительных структур. Скрывать факты преступной деятельности стало сложно. Лукашенко внимательно следит за каждым случаем коррупции, о которых пишут белорусские СМИ. «Когда возбуждаем уголовное дело, бьем по рукам зарвавшихся дельцов. По сути, реагируем на свершившиеся факты. А нужно устранить именно причины, упредить коррупционные проявления. И это уже прямая обязанность руководителя любого уровня, будь то министр, директор департамента или председатель исполкома» ─ заявляет Лукашенко. По его мнению, именно руководитель должен обеспечить принятие эффективного комплекса мер по противодействию коррупции. «Не просто для галочки создать соответствующую комиссию, организовать ее работу с учетом специфики предприятия и трудового коллектива. Именно он должен обеспечить единые для всех правила осуществления деятельности и курируемой отрасли и прозрачность в работе подчиненных должностных лиц, в Беларуси не должно быть места коррупции. Борьба с ней на всех уровнях была и есть самой решительной и прозрачной. СМИ регулярно освещают факты, о громких арестах и наказаниях должностных лиц за такие преступления. То, что наши граждане видят и читают на страницах газет, лишь показывает открытость власти в вопросах борьбы с этим злом. Люди должны понимать, что никакие ситуации не замалчиваются, и неприкасаемых нет, и не будет», — предупредил белорусский лидер. Он отметил «лазейки», когда коррупционеров лишают свободы, а потом, спустя некоторое время, выпускают на свободу за хорошее поведение. Этого больше не будет. «Никого не выпускать. И за коррупцию только добавлять будем. Попали в тюрьму на 20 лет — ещё 10 добавим. Думайте, как жить дальше. 25-й раз повторяю: лучше бедным на свободе, чем богатым в тюрьме», — отметил белорусский президент.
***
Десятилетие правления Владимира Путина в наибольшей степени ассоциируется с двумя крайне негативными для страны явлениями — необычайно возросшими произволом и коррупцией. По уровню коррупции Россия находится рядом с отсталыми африканскими государствами: Папуа, Нигерия, Кения, Бангладешь, Гватемала и т.д. Миф о том, что Путин навел порядок, укрепив государственную власть, разбивается о реальность. Для путинской системы характерно повсеместное и открытое сращивание чиновников и бизнеса, участие родственников, друзей и знакомых в освоении бюджетных средств и государственной собственности, несменяемость власти и закрытость ее функционирования.
Крайне негативную роль играет цензура в СМИ и фактическое уничтожение парламентаризма. Отсутствие парламентского контроля за исполнительной властью, умноженное на отсутствие серьезных журналистских расследований коррупционной деятельности, создает питательную среду для коррупционного беспредела. Коррупция разъела и уничтожила правоохранительную систему. Главный приоритет многих милицейских начальников — личное обогащение.
Административное давление сделало судебную систему недееспособной и абсолютно зависимой от коррумпированной власти. Коррупцию усугубляет и главный путинский принцип управления: «Друзьям — все, остальным — беспредел». Соблюдение закона, справедливость не являются обязанностью путинских чиновников. Главное — личная лояльность. «Лоялен — воруй, не лоялен — сядешь» — еще один руководящий принцип нынешней власти.
Причем, это явление не скрывается. Не для кого секрет, что друзья Путина по дачному кооперативу «Озеро» из неприметных предпринимателей сказочным образом превратились в долларовых миллиардеров.
***
Здесь мне вспоминается грустная история из романа Булгакова Мастер и Маргарита, когда Степа Лиходеев оказался лишним в своей же квартире, когда явившейся к нему гость, вскоре оказался не один, а в компании.
─ Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? — осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, — а между тем удивляться нечему. Это моя свита, и эта свита требует места, — продолжал Воланд, — так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний — именно вы!
— Я вообще не понимаю, как он попал в директора, — гнусавил рыжий, — он такой же директор, как я архиерей! И, повернувшись к Воланду, добавил почтительно:
─ Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?
─ Брысь!! ─ вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.
И тогда спальня завертелась вокруг Степы, и он ударился о притолоку головой и, теряя сознание, подумал: "Я умираю..."
Но он не умер, а оказался далеко от Москвы в приморском городе Ялта.
Не такая ли участь уготовлена Александру Григорьевиче в кремлевской команде?