Мустафа Эдильбиев, "Имам Узун-хаджи против «белых» и «красных»
Опубликовано 2 Сентября 2019 в 09:25 EDT
Мустафа Эдильбиев, «Имам Узун - хаджи против «белых» и «красных»
«Какая разница «красная» свинья или «белая», шейх Узун – хаджи о «красных» и «белых» во время пятой русско – кавказской войны
«ГРАЖДАНСКАЯ» ИЛИ ПЯТАЯ РУССКО–КАВКАЗСКАЯ?
Цель данного исследования посмотреть на происходившие события, связанные с русско – кавказскими войнами и вокруг них, с высоты прошедшего времени с позиций реальных, а не выдуманных самими русскими событий и явлений. Изначально построенная на лжи и обмане историография России окончательно запутала историю России и запуталась сама в своей и оккупированных русскими народов историографии, в том числе и в вопросах, связанных с историей, так называемой «гражданской войны».
Цель данного исследования показать реальную картину кусско – кавказского антагонизма.
В октябре 1917г. произошла очередная смена декораций русского террористического псевдо государственного образования – России. Впоследствии в сплошь ложной русской историографии это явление назовут «октябрьской революцией».
Русский монарх и его семейка, озабоченные спасением награбленного за многовековое господство над добровольным рабом – холопским народом, отреклись от престола. Но национал - шовинистический русский народ во главе с эксгенералами царя бросили столицу русского мира на произвол путчистам – большевикам, эсерам и прочим, а страну на откуп наступающим уже по территории немецким войскам и устремились на Кавказ. Русских неозахватчиков Кавказа назвали «белыми», а устремившуюся вслед за ними во главе с бельшевиками вторую половину русского народа назвали «красными». Между «белыми» и «красными» наряду со смертельным первенством за власть была объединяющая идея, доходящая до психопатологии – территориальной паранойи. Это вожделенное шовинист – нацистское влечение русского народа к тому, чтобы планета вся стала таким же мерзким русским миром.
Недаром отец марксизма и почти вековая икона русского народа Карл Маркс говорил и писал о русском народе: «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала виртуозна в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира». (К. Маркс. Разоблачения дипломатической истории XVIII века (июнь 1856 г.— март 1857 г.). Карл Маркс был категорически против использования его теории социальной справедливости исторически негативнымм в социа – культурном смысле русским народом. Он предостерегал передовую общественность, революционеров об планетарной угрозе русского мира: ««Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов. А современная Россия есть не что иное, как преображённая Московия. ‹…› Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином.» -- К. Маркс. Разоблачения дипломатической истории XVIII века (июнь 1856 г.— март 1857 г.).
И на самом деле, Карл Маркс оказался прав. Если «белые» и уходящие в небытие русские монархи видели кои уже века Россию в качестве «третьего Рима», то «красные», спасающие прикрываясь теорией социальной справедливости великого учёного Карла Маркса загнившую окончательно в русской мерзости русскую империю, видели этот планетарный русский мир в форме и качестве «диктатуры мирового пролетариата». Естественно, с приоритетом пролетариев русского мира.
Первым из всех духовных лиц Кавказа того времени понял, что и «белые» и «красные» одинаковое планетарное зло шейх Узун-хаджи салтинский.
«Какая разница «красная» свинья или «белая» свинья?», - «не мудрствуя лукава», как великий учёный Маркс, коротко и понятно с присущим салтинцам лёгким юмором объяснил шейх Узун – хаджи, Но не только объяснил и мотивировал своё утверждение Божественными Откровениями, но и реанимировал Имамат имама Шамиля. Но об этом чуть ниже.
Тем временем в безумном неистовстве территориальной паранойи, отстаивая право на добровольное рабство и планетарный русский мир русский народ вновь начал раздувать тлеющийся огонь русско – кавказской войны.
Русские войска, традиционно забросав горами трупов, линию фронта первой мировой войны, в паническом ужасе бежали от немецкой армии не к себе в болота Московии, а за тысяча километров от захваченного путчистами большевиками Санкт – Петербурга - на Кавказ, чтобы заняться русской забавой заплечных дел мастеров - этническими зачистками, грабежами, мородёрством, насилием. Тотальный геноцид русских над кавказцами вызвал ответную реакцию и на Северном Кавказе начала постепенно разгораться очередная , но уже пятая открытая русско – кавказская война. Почему пятая?
Первая русско – кавказская война произошла во времена правления русского царя Бориса Годунова между русской армией и объединенными войсками Западного и Восточного Кавказа имама Солтан – Мута в ΧVΙΙв. Русская армия была разгромлена армией имама Солтан-Мута и 118лет не смела сунуть и носа на Кавказ, ограничиваясь «засланными казачками».
Вторая русско – кавказская война произошла между чеченской армией во главе Мехка – кхеташо (чеч. парламент) и войсками Петра Ι. Русские войска чеченцами были разгромлены и Пётра Ι чудом спасся от плена бегством.
Третья русско – кавказская война произошла в ΧVΙΙΙв. между войсками в основном из числа кавказцев Западного Кавказа (адыгов (черкесы, кабардинцы и др.) во главе имама шейха Мансура, в которой русские войска терпели не раз сокрушительное поражение, пока контуженный шейх Мансур не попал в плен.
Четвёртая русско – кавказская война произошла в ΧΙΧв между объединенными войсками Западного и Восточного Кавказа во главе с имамом Шамиля. Русская 100тысячная армия под командованием фельдмаршала князя Воронцова в известно в русской историографии «сухарном походе» окончательно потерпела сокрушительное поражение от армии имама Шамиля под чеченскими сёлами Шуана и Дарго. Но предательство чеченского парламента Мехка – кхеташо, чеченского духовенства и многих наибов и вероломное, путём обмана и ложных клятв взятие в плен имама Шамиля позволило русским оккупировать Северный Кавказ.
Пятая русско – кавказская война во главе с имамом Чечни и Дагестана шейхом Узун-хаджи, именуемая русской лживой историографией «гражданской войной», произошла в начале ΧΧвека, в которой объединённая армия Дагестана и Чечни во главе имама шейха Узун-хаджи салтинского и легендарного военного амира Шиты Истамулова из Шали разгромила русскую «добровольческую армию» на Кавказе и красную армию в Дагестане.
Все три русско – кавказские войны во главе с имамами шейх Солтан- Мут, шейх Узун- Хаджи и Мехка – кхеташо (чеч. парламент) русская историография запамятовала, потому что русские в этих войнах потерпели позорное поражение,.
Местное казачество, в целях сохранения оккупированных территорий кавказцев от Каспийского моря, Терека и до реки Волги, присоединилось к русским бандам «Добровольческой армии», вышедшим на этнические зачистки под лозунгом «недилимой и единой России».
Казачество Кавказа было намного богаче даже крестьян центральных губерний России в силу того, что оккупационные власти передали кавказским палачам все плодородные земли кавказцев, обрекая их самих на русское средство этнических чисток – голодомор. Даже середняки и бедняки кавказского казачества по зажиточности были богаче и кулаков на территориях Московии. Потому шовинист – нацистская «добровольческая армия» получила единогласное одобрение кавказского казачества.
Правда в оккупированных кавказских землях, переименованных оккупантами в Ставрополье, Астраханскую губернию, Кубань жители поддержали большевиков.
Национальные противоречия в наименьшей степени влияли на противостояние в этих регионах. Здесь кроме русских на севере проживали сородичи москалей калмыки, а на востоке подвергнутые тотальному геноциду остатки ногайцев и туркмен, которые не имели ни сил, ни желания к вооружённому противостоянию с подавляющим большинством безжалостных русских шовинист - нацистов.
Само т.н. русского население тоже было неоднородным, оно делилось на «тавричан», выходцев из Таврической губернии, владевших значительными земельными участками и остальных иногородцев. Потому банда русских шовинист – нацистов во главе с эксгенералом отрёкшегося от престола монарха холопским байстрюком Деникиным по Ставрополью и Кубани продвигалась без особого сопротивления местного населения.
В феврале 1918 г. «Добровольческая армия» разгромила местное большевистское бандформирование в районе с. Лежанка Медвеженского уезда. 19 мая 1918 г. наступление «добровольческой армии» тоже прошло через Медвеженский уезд губернии. Станица Торговая и в в районе Песчанокопское - Белая Глина произошли локальные боевые столкновения.
За участие «иногородцев» «Ставрополья» в войне против шовинист - нацистской банды - «добровольческой армии» русские «белые» не только ответили жестокими репрессиями, но были обложены непосильной дополнительной данью в качестве «контрибуции» жители этого региона, как потом признаёт в своих воспоминаниях и сам эксгенерал эксмонарха Деникин. Дань в виде «контрибуции» налагалась в соответствии со степенью сопротивления «добровольческой армии» и с количеством населения: в Шаблиевке и Екатериновке всего 50 тыс. рублей, а в Белой Глине, где «белые» понесли ощутимые потери, - 2, 5 млн. рублей.
Из этого примера следует, что русские «белогвардейцы» действовали по исторической традиции кровнородственных им карателей Золотой Орды. Это, естественно, привело к ответному партизанскому движению «иногородцев». Впоследствии сами русские историки назовут свою традиционную склонность к мородёрству и грабежу «отсутствием гибкой политики в отношении решения аграрного вопроса, являвшегося основным в ходе всей гражданской войны». По словам того же главаря русской банды эксгенерала Деникина, некоторые казацкие сёла «Ставрополья» сами, без мобилизации присылали в белую армию пополнения, чего в других национальных губерниях, например, в Черноморской не было. Это, со слов Деникина, было наиболее характерным отличием в отношении населения этих губерний к «белой» оккупации.
Наступление белых в ставропольском направлении, занятие с. Медвежьего в 96 км от губернского центра, партизанское движение А.Г.Шкуро на границах губернии и последующее движение его сил на Ставрополь способствовало организационному сплачиванию антикавказских сил в подбрюшье Северного Кавказа.
Тем временем немецкие войска по исторически сложившейся традиции разгромили русскую армию и уже по территории России преследовали остатки трусливо бегущих русских вояк. Широко известный первый командир русской «красной армии» нарком Павел Дыбенко с армией бежал от немецкого велосипедного подразделения – роты аж до Ташкента и эту дату трусливого бегства русской красной армии от роты немецких войск 23февраля в русской историографии назовут днём российской армии или днём защиты Отечества. Привыкшие уничтожать мирные сёла и города и воевать с гражданским населением Кавказа и других оккупированных территорий русские войска в первую мировую войну показали свою полную деморализованность и несостоятельность воевать с равноценными воинскими подразделениями. Так, не лучше русского наземного войска наркома Дыбенко оказались и русские военные моряки. Впавшие в панический ужас перед приближением немцев они сами потопили суда Черноморского флота и тоже устремились на Кавказ к русской «Добровольческой армии», чтобы заняться любимой забавой русского народа - «собиранием русских земель», то бишь, грабежами и убийствами гражданского населения.
Русские национал шовинисты под эгидой «добровольческой армии» легко захватили Закавказье и сформировали здесь три псевдореспублик – грузинскую, азербайджанскую и армянскую. Русские укрепились в этих "республиках" и начали, по признанию самих русских, имманентно русским «наведением конституционного порядка»: грабежом всего мало-мальски ценного, начиная с нефти и кончая вещами домашнего обихода.
ЕВРЕЙСКИЕ ПОГРОМЫ КАК ПРЕЛЮДИЯ К ТОТАЛЬНЫМ ЭТНОЗАЧИСТКАМ
Любая война на территории России начиналась с еврейских погромов. Антисемитизм и юдофобия были всегда прелюдием грядущих кровавых бойн русского мира. Так было во времена всех монархов, в советские и постсоветские времена. Даже перед блокадой гитлеровцами Ленинграда евреи бежали не от немцев, а от русских, которые в 1941году устроили тотальные погромы евреев. Загнанная во внутрь русского мира ненависть к евреям, как пар из закрытого сосуда, во время нашествия немецких фашистов вырвался наружу. Советское руководство вынуждено было депортировать евреев в благополучные от антисемитизма регионы: Среднюю Азию и на Кавказ. В одну Киргизию, спасая от русских погромщиков, было вывезено 63тысяча евреев.
В период распада русской многовековой рабовладельческой империи вместе со всеми низменными животными инстинктами и ненавистью ко всему нерусскому в планетарном холопском конгломерате - рабов по желанию, именуемом русским народом, наружу вырвалось затаенное и вожделенное, как первая любовь и сладостное, как водка, русское чувство юдофобии и по всей обширной в 1/6 часть земли начался кровавый разгул.
Годы гражданской войны были годами разрухи и голода для всех жителей оккупированных русскими территорий распадающейся империи зла и «жандарма Европы», а для евреев России это были к тому же годы жестоких преследований, массовых кровавых погромов, убийств, насилия и изгнания с родных мест разделившимися на «белых» и «красных» русскими.
По принципу: «спасение утопающего – дело рук самого утопающего», насильственно оккупированные русскими т.н. российские евреи пытались дать вооружённый отпор «красным» и «белым» русским бандам. Самоорганизация происходила и в т.н. горско - еврейской среде – кавказских евреев. Вскоре после Февральской революции евреи-социалисты в Баку создали организацию, которая должна была стать представительным органом всех евреев региона, в том числе - кавказских. Было решено, что религиозные вопросы не будут включены в круг интересов новой организации. Это решение вызвало возмущение грузинской и азербайджанской еврейских общин и на одну из конференций пришла толпа вооруженных мужчин с криком: «Если оскверните нашу Тору, прольется кровь!»; конференция была сорвана. Это обострило противоречия между уже кавказскими евреями и ашкеназами.
На Северном Кавказе, в Хасавюрте (Чечня) по инициативе одного из лидеров кавказских евреев Ильи Анисимова сразу после Февральской революции было созвано организационное совещание по подготовке Всекавказского съезда горских евреев.
В организационном собрании в Хасавюрте приняли участие делегаты от шести общин: двое из Грозного - Илья Анисимов, инициатор и председатель, и Шамай Шаулов; трое из Кубы - раввин Ицхак Рафаэлов, Симанду Симандуев и Асаф Пинхасов; двое из Дербента - Юшва Меирович, который был секретарем совещания, и раввин Рафаэль Мушаилов; из Темир-Хан-Шуры - Гершон Бабаев; из Петровска - Захай Худайнатов; из Хасавюрта - раввин Сасон Шаулов и Манувах Анисимов. Съезд явился первой политической акцией горских евреев, стал событием огромной важности, однако последующие события на Кавказе и во всей России радикальным и трагическим образом сорвали выполнение решений съезда.
А тем временем русские организовались в вооружённое бандформирование - «Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) и в 1919 году на Северном Кавказе войска под командованием крепостного байстрюка (он был сын коепостного смерда) эксгенерала эксмонарха Деникина начали кровавый какавказский холокост. В процессе уничтожения кавказских городов и сёл вместе с мирным населением русская «добровольческая армия» подвергала кровавым погромам и сёла коренных кавказских евреев, с особой жестокостью уничтожая еврейские диасполры в городах. Так деникинский отряд, напав на еврейский аул Нюгди в Дербентском районе Дагестана, сравнял его с землёй и уничтожил не успевших убежать еврейских детей и женшин. И всё это происходили под не нуждающимся в комментариях популярным и по сегодняшний день лозунгом: «Бей жидов – спасай Россию!».
Правительственная комиссия, побывавшая в этом и других уничтоженных русскими аулах кавказских евреев в 1925 г., докладывала: «от аулов остались одни руины, чудом уцелевшаяся незначительная часть жителей уже бывших еврейских аулов живут в землянках, стены которых могут вот-вот рухнуть. ..». Комиссия отмечала, что происходили самые жестокие этнические «зачистки» горских евреев по всему Кавказу.
Кавказские евреи по общепринятой традиции вместе с исламскими кавказскими ополчениями пытались оказать всяческими путями сопротивление шовинист – нацистким армиям русских – «белым» и «красным». Даже делегация кавказских евреев с протестом обратилась лично к главному русскому кровавому палачу Деникину. Стенографический отчет о встрече с ним делегации кавказских евреев был опубликован в апреле (№ 17) – мае (№ 18) 1923 года журналом «Рассвет» – органом движения сионистов в Берлине. Источником публикации были материалы Еврейской политической коллегии в Ростове-на-Дону. 26 июля (8 августа) 1919 года, в 2 часа дня, еврейская делегация из представителей еврейских общин: Екатеринославской – председателя М. С. Брука, Харькова – председателя д-ра Л. В. Виленского, Ростова-на-Дону – раввина д-ра З. Гольденберга и Таганрога – тов. председателя д-ра А. Я. Евинзона была принята заместителем верховного правителя генералом Деникиным.
Литератор и историк доктор Виленский представил Деникину членов делегации и прочел записку, от имени названных четырех еврейских общин. Деникин весьма внимательно слушал, делая заметки во время чтения. Передавая записку генералу Деникину, д-р Виленский отметил, что из-за нежелания обременять генерала в записке не помещен тот огромный фактический материал, который находится у делегации и который, по его желанию, может быть предоставлен в распоряжение его. На упомянутый д-ром Виленским «фактический» материал холокоста кавказских евреев русскими потом чекисты наложат строгое табу и в основном уничтожат.
Ответ Деникина делегации кавказских евреев по поводу их тотального геноцида его «добровольческой армией» и местным кавказским казачеством прозвучал весьма странно и угрожающе. Голос холопского байстрюка и главаря русских шовинист нацистов был зловещим, когда он говорил: «Я не должен вас уверять ни в любви к евреям, ни во вражде к ним; вообще смешно подходить к этому вопросу с такой точки зрения государственной целесообразности и человечности. По вопросу об отношениях командного состава к евреям я боролся и впредь буду бороться с этим грустным явлением, но положение таково, что бороться трудно. Только медленно я старался и стараюсь возможно ослабить его остроту. Но устранить его совершенно я не в состоянии….». Как видно из этого ответа и опубликованных в апреле 1923г. журналом «Рассвет» материалов геноцида кавказских евреев во время т.н. гражданской войны, командующий русской армией расписался в своём бессилии перед русским антисемитизмом и русской юдофобией. Здесь невольно вспоминаются высказывания русских идолов тиранов:
"Я предпочитаю видеть в моей стране магометан и даже язычников, нежели евреев. Последние являются обманщиками и мошенниками.." Петр I (1672 – 1725), Русский Император
«Евреи существуют в различных частях России. От этих ненавистников Христа мы не можем ожидать ничего хорошего…». Елизавета Петровна (1709 – 1761), Русская Императрица
Дискриминация евреев на обывательском и государственном уровнях в России было обычным явлением. В конце XIX – начале ХХ века более чем пятимиллионное еврейское население Российской империи подвергалось открытой дискриминации, преследованиям, унижениям. Причинами их были религиозная нетерпимость и связанные с нею предубеждения, страх перед экономической и иной конкуренцией, сомнения в лояльности евреев «престолу и отечеству». Подавляющее большинство российских евреев имело право жить лишь в пределах так называемой «черты оседлости». Однако и внутри «черты» было множество ограничений. К примеру, до 1904 года евреям было запрещено жить в пятидесятиверстной полосе вдоль западной границы, а в 1882 году запретили поселяться в сельских местностях, что на деле сократило площадь за «чертой» процентов на девяносто. Стиснутая в городках и местечках, лишенная полноценной свободы выбора занятий, бoльшая часть евреев прозябала в бедности. Полиция бдительно следила за соблюдением этих правил. В Москве, например, на улицах и вокзалах ловили прохожих с «семитскими лицами», как сегодня "лиц кавказской национальности" и препровождали в участки для проверки документов. В Киеве не реже раза в неделю устраивались ночные облавы в гостиницах и постоялых дворах. Периодически из городов изгоняли и тех, кто ранее уже получил право жительства (в 1888-м – из Ялты, в 1891–1892-м – из Москвы). Государственная служба для евреев была закрыта, доступ к свободным профессиям (например, адвоката) ограничивался. В армии еврей не мог быть даже унтер-офицером. В гвардию и пограничные войска его не допускали. С 1890 года евреев лишили права избирать и избираться в органы местного самоуправления (земства, городские думы). Особенно болезненны были ограничения в допуске к образованию. С 1886–1887-го в высших и средних учебных заведениях для евреев определили так называемую «процентную норму»: 10 процентов в черте оседлости, 5 вне ее и 3 в столицах (в 1908-м, а затем 1915-м столичную «норму» слегка повысили).
В одном из интернет порталов авторы по обсуждаемому вопросу отмечают следующее: «…Последний крупный государственный деятель царской России П.А. Столыпин (кстати, отнюдь не филосемит), сознавая ненормальность положения евреев, несовместимость его с задачей превращения России в буржуазную монархию, в октябре 1906 года предложил Государственному Совету уравнять «лиц иудейского вероисповедания» в формальных правах с остальным населением империи. Он надеялся таким путем «успокоить нереволюционную часть еврейства и избавить наше законодательство от наслоений, служащих источником бесчисленных злоупотреблений». Но царь отказался утвердить представленный проект. «Внутренний голос, – писал Николай II главе правительства, – все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя». Зато царь тепло принял делегацию «Союза русского народа» – главной черносотенной организации, ответственной за множество погромов, обещал ей свое покровительство, надел и носил значок члена этой организации. Начавшаяся в 1914-м мировая война принесла им новые тяжкие испытания. После поражений и отступления русской армии в 1915 году верховное командование сочло за благо возложить ответственность за неудачи на привычного козла отпущения. По всему тысячекилометровому фронту военные суды приступили к фабрикации шпионских дел против евреев. Повешено было множество невинных. Затем решили полностью выдворить «вредный элемент» из прифронтовых областей. «Евреи изгонялись поголовно, без различия пола и возраста... больные, увечные и даже беременные женщины, – говорится в секретных протоколах Совета министров. – Что творилось во время этих эвакуаций – неописуемо... Конечно, вся эта еврейская масса (вместе с беженцами насчитывавшая до 350 тысяч человек. – С.М.) до крайности озлоблена и приходит в районы нового водворения революционно настроенной». Вследствие этой репрессивной акции рухнула, правда, и «черта оседлости». Дошло и до того, что военные власти запретили использовать еврейский алфавит в печати и даже в частной переписке…». Отсюда становится понятным животный антисемитизм русских «белых» и «красных».
Евреи оказались и в этот переломный для русской империи зла период между двух огней. Суровые обстоятельства толкали кавказских евреев к союзу с большевиками или эсерами, потому в партизанском соединении большевика Николая Гикало было много представителей кавказских евреев с разных социальных слоёв. Кавказские евреи участвовали в обороне г. Нальчика, г. Дербента, г. Грозного от нападения «белых».
На том же портале читаем: «…Разгул антисемитизма в рядах белой армии, поток юдофобских публикаций ОСВАГ (информационно-пропагандистского агентства белых) привели к массовым антиеврейским погромам, жертвами которых стали сотни тысяч людей – убитые, искалеченные, изнасилованные, ограбленные. Как правило, люди эти не имели ни малейшего отношения к революционному движению, да и вообще были далеки от политики. Для российского еврейства пережитое в 1918–1921 годах представляло собой национальную трагедию, превзойденную по масштабам лишь Холокостом.
Кто же несет ответственность за нее – только сами погромщики или руководство белого движения? Скрепя сердце (по собственным его словам) Линский признает: «Идеологический предрассудок о природной сопричастности еврейства революции, разделявшийся и главным командованием, повинен во многом из того, что лежит тяжелым обвинением на армии. Чернь инстинктом улавливала, что проявленные ею в разбое погромные настроения в какой-то основе сродни и мировоззрению власти; это окрыляло ее в предвидении безнаказанности».
У русских изначально антисемитизм стал эрзац - идеологией. И это подтверждает вспышка антисемитизма перед пятой русско – кавказской войной. Примером высокой вирулентности русской болезни являются череда еврейских погромов в Местечке Кривое озеро.
Местечко Кривое Озеро с 1793 года - в составе Российской империи. В начале ΧΧв. относился к Балтскому уезду Подольской губернии. Один из центров еврейского национального поселкового совета Кривоозерского р-на Одесского округа. Этот центр, как и все остальные, также подвергался русскому погрому в период мае 1919 года, когда большая банда деникинцев под командованием Козакова всего за три часа расстреляла около 300 жителей. После этого до декабря 1919 года в местечке было спокойно, но когда «белые» потерпели поражение от «красных» и стали отступать к Одессе, пристав исчез 22 декабря 1919 года, предварительно собрав с евреев 15 тысяч рублей, тут же разбежалась и стража. Деникинцы поспешно отступали к Одессе. Путь их лежал через Местечко Кривое озеро. Местечковые евреи попытались откупиться и заплатили одному из командиров Деникина огромную по тем временам сумму – 200тысяча руб. Но деникинцы после получения выкупа вероломно приступили к погромам. Сначала они хватали людей на улицах, пытками вынуждали показывать квартиры богатых жителей. Одна часть бойцов грабила квартиры, пытая и убивая их владельцев целыми семьями, а другая часть грабила магазины и склады. Награбленное вывозилось в окрестные деревни и сбывалось крестьянам. Потом и крестьяне втянулись в грабеж, обчищая уже разгромленные квартиры и магазины…Убитых было множество. Улицы и квартиры были местами завалены трупами, которые пожирали голодные собаки. Погром и убийства были такими жестокими, что жившие в местечке русские (интеллигенция и местные чиновники; безусловные антисемиты) даже решились на депутацию к Деконскому с просьбой прекратить убийства. Депутация успеха не имела. …Тотальный грабеж и убийства продолжались до 24 января 1920 года. За это время деникинцы то уходили из местечка, то снова возвращался, всякий раз с грабежом и убийствами...» https://topwar.ru/148739-izuchajte-evrejskie-pogromy.html
Но и в этой беспрецедентно трагической ситуации находились евреи, готовые на минимальных, по сути символических условиях, продолжать поддерживать белых. Так, осенью 1919-го бывший посол Временного правительства во Франции В. А. Маклаков привез Деникину послание от еврейских эмигрантских кругов. Те просили выступить с торжественной декларацией, осуждающей погромы, и включить в правительство хотя бы одного еврея (так сделали украинские Центральная Рада и Директория, но как мы знаем, это не привело к прекращению погромов). Но и такие косметические меры белое командование сочло излишними….». https://lechaim.ru/ARHIV/103/madievskiy.htm
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ