Подражая Бабелю
Опубликовано 29 Июля 2020 в 06:46 EDT
Игорьку С. от Ходорковского нужна была нефть, а Аркаше Р. от Фургала – сталь.
***
Игорек пошёл к президенту и сказал:
— Возьми меня. Я хочу прибиться к твоему берегу. Тот берег, к которому я прибьюсь, будет в выигрыше.
Президент спросил его:
— Кто ты, откуда ты идёшь и чем ты дышишь?
– Я имею диплом филолога, могу преподавать иностранные языки. Попробуй меня и перестанем размазывать белую кашу по чистому столу.
— Перестанем размазывать кашу, — ответил президент, — я тебя попробую.
И в администрации президента собрали совет, чтобы подумать об Игорьке.
— Пресс-секретарь заявил: Игорек говорит мало, но он говорит смачно. Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал ещё что-нибудь.
— Если так, — воскликнул президент, — тогда попробуем его на Ходорковском.
— Попробуем его на Ходорковском, — решили в администрации, и все, в ком ещё квартировала совесть, покраснели, услышав это решение.
Почему они покраснели? Вы узнаете об этом, если пойдёте туда, куда я вас поведу.
Ходорковского называли «полтора жида» потому, что ни один еврей не мог вместить в себе столько дерзости и денег, сколько было у Ходорковского. На долю Игорька, который тогда еще не был главой Роснефти, выпала честь совершить налет на «полтора жида».
Но он сказал президенту «да» и в тот же день написал Ходорковскому письмо, похожее на все письма в этом роде:
«Многоуважаемый Михаил Борисович! Будьте настолько любезны, положить к субботе под бочку с дождевой водой вашу фирму ЮКОС, вместе с ее дочерними предприятиями.... — и так далее. — В случае отказа, вас ждёт большое разочарование в вашей семейной жизни. С почтением знакомый вам Игорь Иванович».
Ходорковский не поленился и ответил без промедления.
«Игорек! Если бы ты был идиот, то я бы написал тебе как идиоту! Но я тебя за такого не знаю, и упаси боже тебя за такого знать. Ты, видно, представляешься мальчиком. Неужели ты не знаешь, что в этой году нефть упала в цене и ее в мире завались, поэтому мы сидим с нашей нефтью без почина... И скажу тебе, положа руку на сердце, что мне надоело кушать такой горький кусок хлеба и переживать эти неприятности с налогами, после того как я поднял убыточную компанию с нуля. И что же я имею после этих бессрочных каторжных работ? Язвы, болячки, хлопоты и бессонницу. Брось этих глупостей, Игорек. Твой друг, гораздо больше, чем ты это предполагаешь, — Михаил Ходорковский». Получив такой ответ, Игорек рассерчал.
— Коль раз он разыгрывает из себя Ротшильда, — говорил Игорек о Ходорковском, — так пусть он горит огнём. Что должен был сделать приличный человек? Поехать до моей конторы и сказать, — так и так, вот тебе мой баланс, повремени пару лет, дай вздохнуть и развести руками.
Теперь скажите мне вы, читатель, как поступили бы вы на месте Игорька? Вы не знаете, как поступить. А он знал.
На следующий день к Ходорковскому прямо в самолет ворвались юноши в масках с автоматами и повезли куда следует.
— Где начинается полиция, — вопил Ходорковский, — и где кончается Игорь Иванович?
— Полиция кончается там, где начинается Игорь Иванович, - отвечали ему резонные люди.
Нужны ли тут слова? Был человек, и нет человека. Жил себе богатый человек, как птица на ветке, и вот он оказался на целых десять лет спать нарах через свою глупость. Нужны ли тут слова?
Ошибаются все, даже сам Господь Бог. Но разве со стороны Бога не было ошибкой поселить Ходорковского в Краснокаменске, чтобы он мучился, как в аду? И чем было бы плохо, если бы он жил в Швейцарии, где его окружали бы первоклассные озёра, гористый воздух и сплошные французы?
Что он теперь и делает, без всяких этих хлопот.