Мустафа Эдильбиев, роман-хроника «Мехка Дада» /перевод с чеченского/
Опубликовано 30 Апреля 2018 в 15:24 EDT
Мустафа Эдильбиев, роман-хроника «Мехка Дада» (отец Страны)
/перевод Альберта Полякова с чеченского/
«С БОЛЬНЫМ СИДЕТЬ… ПОЛУЖИВОГО ЗАБАВЛЯТЬ…» ИЛИ ЛЮСТРАЦИЯ ПО НАХСКИ И СПИКЕР РУССКОГО ХУРАЛА
Когда все братья Дады (отец) умерли, он несколько лет лежал в постели. Он ослеп и из-за старческих недугов, слабел с каждым днём. Никто из многочисленной родни его не навещал, только приходил один старик с большой седой бородой. Он приходил почти каждый день и сидел у его изголовья, слушая и поддерживая его долгие порой повторяющиеся по теме разговоры. Для меня было странным и загадочным его поведение.
Как-то раз, когда я провожал «бородатого», он остановился у ворот и, повернувшись ко мне, спросил: «Знаешь село Варанда?».
«Знаю. В Советском районе, бывшем Шатоевском».
«Я оттуда. Ты знаешь почему я приезжаю к твоему отцу?». - «Нет!»-.
«Потому что, если бы не отец твой, Абдул-Баки не было бы в живых ни меня, ни моей семьи. Во время нашего выселения он спас нас и всех кто были в нашем эшалоне от голодной смерти и потопления в Каспийском море…».
«Как от «потопления в Каспийском море»?!»
- «На одной из станций наши вагоны отцепили и прошёл слух, что нас везут обратно утопить в Каспийском море. По платформе бегали охранники, какой – то начальник с перекинутой за спину винтовкой покрикивал на солдат. Потом я увидел твоего отца. Он подбежал к этому начальнику с винтовкой, наверное, у кого-то отнял. Он приставил винтовку к груди побелевшего от страха начальника и они исчезли в стороне головы поезда…Я потом узнал, что это был начальник из НКВД и твой отец заставил его прицепить вагоны обратно. Так мы доехали до Киргизии. Там был голод, холод, начался тиф. Мы приютились в заброшенных помещениях для скота,..У нас даже закончилась трава, которую мы собрали из-под снега, варили и ели. Я как сегодня помню этот стук рано утром. К нам в калитку постучали и кто – то крикнул: «Откирвай – это я – пердсидатал колхоза». Когда открыли, вошёл киргиз в шапке ушанке и тулупе. Он спросил: «Где Баки Эдильбиев?». «Подошёл к твоему больному отцу и говорит: «У меня начался зимний окот на первой овцеферме, некому ягнят принимать, кормить их и маток. Надо привезти сено и силос – нет людей. Ты, говорят, здесь старший. Помоги….».
«Когда здесь будет по мешку муки, по кувшину масла, по пять килограмма мяса каждой семье, всё о чём ты меня просишь всё будет», - перебил его Абдул-Баки и они с председателем ушли. Вскоре нам завезли продукты, а твоего отца назначили директором пищекомбината и мы не знали что такое голод… Я одно тебе скажу, мальчик – Абдул-Баки не только твой дада, он мехка был дада…»
Старик обнял Болата на прощанье и пошёл к дороге. Но вдруг не доходя, он остановился и крикнул: «Я помню времена, когда дом ваш был полон гостей. Это было когда он был богат и щедро делился. Сколько я прихожу, я ни разу не видел никого из его многочисленной родни и однотайповцев и никого из других сёл, которых он тоже спас. А знаешь почему?».
Болат отрицательно покачал головой.
- «Потому что мы умеем помнить только плохое, а хорошее забываем. Народ мы такой, деказа къам (несчастный народ)…». -
Старик продолжал приходит к отцу до самой его смерти.
Но Болат повзрослев, пройдя новую войну с русскими, будучи участником и свидетелем их очередного сокрушительного поражения, многое из того, что ему говорил «бородатый» и рассказывал Дада переосмыслил и стал воспринимать всё по другому, да и сам факт покорной депортации чеченцев неприемлем был для него. Болат видел какое жалкое зрелище русские солдаты, когда вооружённый, пусть даже хуже, чеченец становится против них и потому не мог понять последовавших покорно в депортацию своих отцов и братьев.
«И на самом деле, разве не лучше ли было бы всем нашим отцам и братьям, чем давать их сжигать заживо в Хайбахах, умирать от голода, холода, начать с этими нелюдями войну и разгромить их, как это сделали мы сегодня?», - думал Болат, - «Нужно было ещё в 1941г. разоружить военные части, как мы сделали в 1991г. и деоккупировать Нохчиймохк и весь Кавказ».
Болат был убеждён, что депортация была актом наказания Всевышним за то, что кавказцы не взяли тогда в руки оружие и не начали войну с оккупантами, не поддержали своих героев – одиночек, как Хасуха,
Сам факт покорного восприятия большинством чеченцев акта сталинской депортации для Болата был неприемлем. Убедившийся во время первой войны на деле в полном ничтожестве русской военщины, он оставался глубоко убеждённым в том, что в прошлом и настоящем чеченцы и в целом все кавказцы могли не допустить оккупации своей страны, а потом и деоккупировать его, если бы не массовое предательство среди них, вызванное прежде всего продажными исламскими авторитетами и религиозным невежеством самих кавказцев и в первую очередь, чеченцев и дагестанцев. Болат тогда не понимал всего того, что осознал во время войны, когда даже чеченские подростки десятками танков брали русских оккупантов в плен и их овеянные ореолом непобедимости спецназовцы, оцепенев от дикого ужаса перед атакующими их чеченскими «кукурузоводами», всем своим латинским алфавитом сдавались им в плен.
Но Болат продолжал сидеть у изголовья Дады и слушать его долгие воспоминания прошлого. Жизнь Дады была необычайно яркой, Болат всё больше убеждался, что он и его остальные дети его и родственники знали только одну грань его жизни. Пока он не постарел и не стал прикованным к постели, дети видели его редко. Можно было посчитать на пальцах сколько это было раз в году. Дада всю свою жизнь проводил в заботах о других.
Когда кого нибудь из села Белгатоя или из белгатоевского тайпа спрашивали: «Откуда ты, из какого тайпа?» и тот отвечал: «Из села Белгатой или из тайпа белгатоевцев», следом спрашивали: «А не из того, села или тайпа, откуда Абдул-Баки?» Но за это время уже сменилось два поколения, современники Дады умерли или доживали, как он, свой век прикованными к постели и его мало кто помнил
- «Если хочешь узнать человека, смотри на его корни и только после этого делай вывод: стоит с ним поддерживать отношения дальше», - учил Дада своих детей. Болат эти его слова вспоминал, когда занялся политикой и изучал традиционную нахскую государственность. Ещё при войне в прошлые столетия с Золотой и Московской ордами у нохчи продолжали функционировать парламент (Мехка-Кхеташо) и Суд Страны (Мехка-Кхел). Люстрация в парламент была самой высокой пробы - туда не мог даже баллатироваться, если кто-то в роду претендента на кандидата запятнал себя порочащим честь и достоинство поступком. Так Дада относился и при подборе друзей и приятелей, требуя такую же взыскательность и от своих детей.
Каждый раз размышляя о чеченском парламенте с высокой пробой люстрации, Болат вспоминал знаменитого спикера русского хурала, переименованного московской ордой в «госдуму» по образу убиенного им Киевской Руси, чеченца Руслана Хасбулатова, а вернее приключившийся с ним случай в парламенте Велокобритании.
В начале 1990-х годов спикер т.н. русского хурала Руслан Хасбулатов вместе со сворой своих шовинист - хуральшиков –полетел в Лондон с визитом в Палату лордов парламента Великобритании. Цель визита была: «изучить и перенять опыт английского парламентаризма». Чем это «перенятие» опыта русскими псевдопарламентариями и для Хасбулатова и для хурала московской орды предсказуемо закончилось знают все, но для Болата был интересен произошедший там случай с чеченцем – спикером, ставшим яркой демонстрацией беспредельного лицемерия Московской Орды, пытавшейся тогда облачиться в овечьи шкуры демократии.
Когда после всех выступлений членов палаты лордов, перед собравшимися с пламенной речью выступил Хасбулатов, а вернее стал нести ордынскую несусветную ложь о русских «исторических корнях парламентаризма», затрагивая Новгородское Вече, к которой московская орда укравшая историю Киевской Руси, не имеет никакого отношения, а затем об успешных демократических реформах новой русской «демократии», палата лордов парламента Великобритании потеряла всякий интерес к выступающему и к самому русскому хуралу. Джентельмены английской палаты лордов в силу своего традиционного этикета не стали свистеть и топать ногами. Аглийская палата лордов в знак вежливости и этикета молча выслушала «бред сивой кабыли» о парламентаризме московской орды и о русском парламенте ельцинского розлива. Но после заседания произошёл шокирующий случай. Со слов самого Хасбулатова, после заседания к нему подошёл один из старейших лордов палаты и спросил: «Мистер Хасбулатов, ты чеченец по национальности?» (У джентельменов не принято холопское выканье русских).
«Да!». «Нах, нохчо?(Чеченец?)». «Да!».
«А ты не знаешь опыт парламентаризма своего народа с древнейших времён?». У ошеломлённого Руслана от удивления отвисла челюсть и он онемел. Он ожидал услышать от англичанина всё что угодно, но только не слова «нах» и «нохчо».
«Мистер Хасбулатов, ты, наверное, не знаешь, что институт парламентаризма англичане, да и все европейцы, переняли у нахов – современных чеченцев, а у московской орды его никогда и не было и я сейчас уверен, что и не будет? Киевская Русь, Новгородское Вече – это другой этнос и другая история. Я не стал при всей палате ставить под сомнение твои голословные утверждения о русском парламентаризме со времён Киевской Руси. Если позволишь, я завтра пришлю за тобой машину, мы поедем в национальную библиотеку и я дам тебе копии документов, подтверждающих перенятие англичанами опыта парламентаризма от нохчи, то есть, от вас - чеченцев…»
«Я не пойму, почему тебе – нохчо надо лезть в суррогат парламернтаризма того же Новгородского Вече и прочих, если основой современной демократии и парламентаризма является ваш- нохчо парламенртаризм?», - говорил лорд, уже размышляя вслух.
«Я знаю, у нохчи был парламент, который функционировал и во время русско-кавказской войны в 19веке, но ддя меня неожиданная новость, что ты мне сказал».
«Весьма серьёзное значение и серьёзная преемственность, мистер Хасбулатов, имеет парламентаризм нохчи», - заверил лорд, - «Потому меня и не удивило вовсе, что во главе пытающегося сформироваться русского парламента находится именно нохчо. Я в этом вижу знамение свыше и я хочу помочь тебе, чтобы ты восстановил своё «Я» и это тебе позволить взять правильный ориентир. Пусть для тебя отправной точкой при демократизации этой орды станет опыт парламентаризма твоего народа. Именно этот опыт и стал основой парламентаризма стран Европы».
И на самом деле, на второй день лорд прислал личный автомобиль и повёз запутавшегося вконец в пропагандистском бреде «о русских корнях» демократии спикера русского хурала московской орды в национальную библиотеку.
По возвращении из Лондона Руслан Хасбулатов показал Болату копию документов из национальной библиотеки Великобритании, где говорилось о парламентаризме нахов с древнейших времён и перенятии его англичанами. Он попросил Руслана скопировать и дать их ему для публикации в московской прессе, но Хасбулатов категорически отказался. Он сказал, что пишет книгу и эти документы хочет сам первым опубликовать. Но Болат эти документы после этого нигде не видел. Может быть у Руслана их отобрала русское гестапо – ФСК/ФСБ или выкрали и уничтожили, как русские традиционно поступают с любыми документами, касающимися истории, культуры и религии нахов. А может в какой-нибудь из своих многочисленных и объёмных книг Руслан их опубликовал. Но это суть не столь важно. Болат убедился в общеизвестной истине, что русские и разрушили образец для европейских стран - нахские институты парламентаризма и демократии и здесь английский сенатор ему Америку не открыл, так как ему об этом не раз рассказывал Дада.
Со слов Дады, в парламент нахов отбирали даже кандидатов с микроскопической скрупулёзностью. Существовал строгий принцип люстрации. Здесь не допускали даже баллотироваться тех, у кого кто-нибудь из семьи или рода запятнал себя и род порочащим честь и достоинство поступком.
Как заметил из своих наблюдений Болат, по такому принципу действовал и Дада при отборе друзей и учил этому их - своих детей. Когда Болат приводил домой кого – нибудь из своих многочисленных друзей и товарищей, дада непременно спрашивал: «Откуда ты, с какого села и с какого тайпа и как звали твоего деда?».
Когда ему отвечали, он радостно улыбался, если приятель или товарищ Болата оказывался из достойной семьи и начинал рассказывать и вспоминать достоинства его предков. Когда кто-то из приятелей или товарищей оказывался из недостойной, известной порочащими поступками своих предков семьи, Дада хмурил брови и прекращал всякое общение. После этого он Болату одному говорил: «ты не дружи с ним, у него дед был сексотом НКВД или тётя была женщиной легкого поведения» или их предки из тех, которые после позорного поступка бежали из родных мест и поселились среди нохчо.
У дады было две сестры, три брата, семь двоюродных братьев и более сотни племянников и племянниц. И они все называли Даду именем «Баи» Больше всех к нему были привязаны и общались с ним племянник и племянница – сын и дочь старшей сестры Паги Хас-Магамед и Зайнап из Бердикель (Комсомолькое) и Тайзуни. Пагу все племянники называли «йоккха деца» - «старшая тётя». Старшего брата – Нагу, Болат называли «Воккха дада» - «Старший дада», среднего – двух метрового великана Закара – «Ваша», а самого младшего Боьт1а - Боьба, Тогда все родственники были дружные и сплочённые. Сплачивал их и скреплял дружбой Дада, пока он имел большие по тем советским временам доходы и помогал всем родственникам – дальним и близким, порой забывая свою семью. После того, как его не стало и у самого Болата начались семейные трагедии одна за другой, особенно в период кровавой бойни русских в Чечне и в поствоенный период продолжающегося холокоста кавказцев Болат начал понимать истинную цену родства и дружбы. Оказалось эти категории не могут оцениваться одними кровно-родственными отношениями или повседневными меняющимися по обстоятельствам и по времени взаимными интересами. Более прочными оказались не кровнородственная близость или повседневные взаимные интересы, а родство душ, отношение к непреходящим духовно- нравственным ценностям. Это особенно остро ощущалось в период войны, когда каждый день и каждый час ты находился между жизнью и смертью и любая слабость соратника, могла стать роковой для обоих. Тоже самое, когда в поствоенный период ты не бежишь спасая себя или свою семью, как другие и продолжаешь борьбу всеми доступными силами и средствами. При этом ты, твоя семья и близкие тебе люди становитесь изгоями. В этой смертельной схватке за право на свою и таких как сам других жизнь любая незначительная, на первый взгляд, поддержка может стать тем самым спасательным кругом для утопающего. Тогда и начинаешь по настоящему понимать цену родства и дружбы. И тогда Болат понял, что кровно-родственная «люстрация дружбы» Дады далеко не совершенна.
Но Болат всё – таки не до конца знал своего Даду. А вернее он знал только одну маленькую грань его жизни и его жизненного кредо, которая была открыта им – его детям. Болат узнавал Даду с годами повзрослев от других людей, которые рассказывали ему о нём из своих личных с ним случаев, ситуаций и мнений.
НОХЧИ-МОХК *Чечня) – КРАЙ ИЗОБИЛИЯ И ПЛАНЕТАРНОЕ ЗЛО – ДВЕ ОРДЫ
Дада любил рассказывать о Нохчий – Мохк – от вечно покрытых снегом горных вершин до степных просторов по рекам Дон и Волга. Начинал он свой рассказ каждый раз с чеченской легенды о том, как старуха накормила злых нартов. В одном чеченском селе жила одинокая старуха. Не было у неё ни сыновей, ни дочерей, ни внуков и она в одиночестве доживала свой век. В это время на Нохчи-Мохк напали жестокие великаны – нарты. Они убивали нохчи и пожирали всё что им не попадётся. Их ненасытность была такой же непомерной, как и их жестокость. Однажды на ночь глядя нарты ворвались в лачугу старухи Еле разместившись на потрёпанных топчанах старушки, они потребовали накормить их досыта. У старушки не было ни коровы, ни овцы, да всё что было у неё и у жителей этого села и соседних сёл нахов эти злые нарты съели и она взяла со старого мешка пригрошню муки, с чулана кусочек сушёного мяса. Бросила всё это в огромные два котла с водой, разожгла огонь и стала готовить.
«Э-эй, ты, сумасшедшая старуха, как ты можешь накормить нас – трёх великанов пригрошней муки и куском сушёного мяса, ведь каждый из нас за один присест съедает быка?!» - возмутились нарты.
«А я знаю какие вы ненасытные и жадные, но я вас накормлю», - ответила уверенно старуха, нарты стали ждать и наблюдать. И на самом деле как начали кипеть котлы, мясо и мука в них увеличивались, становясь всё больше и больше. Скоро старуха выложила перед нартами огромных два котла, полных каши и варёного сушёного мяса. Нарты жадно набросились на еду. Наевшись досыта, они обратились к старухе: «как ты могла так досыта накормить нас пригрошней муки и кусочком мяса?». Старуха ответила: «Эта мука и мясо остаток моего запаса до появления злых нартов в Нохчи-Мохк, потому в них много беркат (благодати).
-«А почему мы и от одного быка так досыта не наедаемся сейчас, а от твоего кусочка мяса наелись?»
-«С появлением на этой земле злых нартов, в Нохчий-Мохк исчезла благодать. Вы его иссушили и иссушаете благодать по всей земле», - ответила злым нартам старуха.
Каждый раз заканчивая свой рассказ о старухе, накормившей злых нартов Дада добавлял, как бы размышляя вслух: «Эту сказку мне рассказывала моя мать Абаж, когда я ещё был совсем маленьким и я тогда не понимал кто такие эти злые нарты. Повзрослев, узнав правду о прошлом и настоящем нохчи и Нохчи-Мохк, я начал понимать, что злые, ненасытные, кровожадные нарты и есть русские и вот почему. И Дада рассказывал мне о Нохчи-Мохк и о нохчи в прошлом и настоящем в долгие дни и ночи, которые я проводил у его изголовья. И на самом деле до нападения на мирных нохчи двух Орд – Золотой и Московской Нохчий Мохк, да и вся 1/6 часть планеты были изобилующим краем добра и процветания.
К началу ХIХ века исторический осколок Нохчий – Мохк – Чечня после многовековых агрессий против неё мировых держав от Золотой и Московской Орды и оккупации её равнинных территорий располагался в северо-восточной части Кавказа, в предгорных равнинах по реке Терек и на склонах громадного Кавказского хребта, протянувшегося с запада на восток от Черного моря до Каспия почти на тысячу километров, разграничивая на данном участке земной суши Европу и Азию. Природные условия Нохчий - Мохк были уникальными – на этой маленькой территории можно было встретить все климатические типы, Климат отличался суровостью только в высокогорной части и в степных районах. На большей части Чечни зимы были мягкие и был высокий уровень осадков весной и летом. Преимущественно черноземные почвы давали высокие урожаи всех видов сельскохозяйственных культур. Нохчий – Мохк представлял из себя житницу для Кавказа и соседнего Ирана. Нохчий (чеченцы) в эти регионы экспортировали основные виды продовольствия. Нохчий – Мохк также был богат ценными древесными породами. Вся её территория была занята лесами из бука, дуба, клена, ясеня, липы, орешника. Среди лесов были засеяны богатым урожаем обширные поляны и луга.. В горной её части имелись рудные ископаемые меди, серебра, свинца, железа, угля, серы. Здесь работали металлургические заводы. Особенно в этой отрасли отличалось в горное селении Дарго. Здесь был и оружейный завод, производивший стрелковое оружие, а после широкомасштабной агрессии Московской Орды и артиллерию. На оружейном заводе Дарго первыми изобрели нарезное оружие, поэтому 40 чеченских стрелков могли месяцами держать в осаде оккупационную крепость «Грозный».
В равнинной части Чечни в ХIX веке начали добычу нефти, использовались минеральные и горячие воды. Нохчий – Мохк, находясь на пересечении важных стратегических дорог Азии и Европы, являясь сомодостаточным независимым политическим и экономическим субъектом оказывал успешное сопротивление военной агрессии Московской Орде, переименованной в Россию, хотя политические границы Нохчи-Мохк к началу ХIХ в. были максимально сужены в силу оккупации многих его территорий по рекам Дону, Волги и Терека. Но Нохчий - Мохк благодаря религиозной однородности (отсутствие воинствующего языческого сектантства), успешному сопротивлению северному варвару – Московской Орде, военной мощи и экономической самодостаточности, продолжал оставаться ведущей политической силой на Кавказе.
Ещё со средних веков искусные земледельцы и скотоводы из Нохчи-Мохк в силу выработанных вековых передовых аграрных технологий пользовались не только своими землями, но и по соглашению пастбищами в Аварском ханстве Дагестана, в междуречье Терека и Сулака и в Алазанской долине Кахетии (Грузия). На севере, за Тереком, степные пространства являлись территориями нохчий. Эти бурунные степи с древних времён находились в зоне их отгонного скотоводства и использовались в качестве зимних пастбищ.
Был у меня дядя Манки, пусть Аллах благословит его. Он был мехка конаха. Он мне рассказывал, что нохчий проживали за Тереком ещё до революции и у него было много друзей среди них. Я, когнда был редактором газеты в Ачхой-Мартане в 1930-е годы хотел об этом опубликовать,, но публиковать и даже говорить, что чеченцы проживали за Тереком до города Кизляра и в других затеречных степях строго запрешалось советской властью тоже. Но я знал, что в недалёком прошлом владельцами затеречных земель исторически были нохчи. Это были нохчи из тайпа гуной, аккхи, орстхой, зандахой, белгатоевцы и другие. Я тогда опубликовал в своей газете, где я был редактором документы жителя с. Подгорное Надтеречного района нохчи Мустапаева, из тайпа орстхой. Согласно документов Мустапаева, его предки были владельцами всех земель от Кизляра по левому берегу р. Терека до станицы Наурской и владельцами 34 сёл и хуторов, где жили и выращивали их скот батраки и наемные работники из ногайцев и казаков. Последним владетелем хуторов и этих земель был его предок Шаптука из тайпа орстхой. По его свидетельству, в 1875 году против чеченских владетелей выступили казаки из станиц, возникших на чеченских землях по левому берегу Терека. Они попытались вытеснить чеченских владетелей из-за Терека. В этой тяжбе Шаптука защитил свои земли и 34 хутора. С того времени в памяти потомков сохранились данные о количестве скота в тот период. У Шаптуки одних овцематок было 94 000 голов, 42 000 коров, 1 600 кобылиц, 1 100 верблюдов и несколько тысяч овчарок. Ежегодно Шаптука, помимо налогов, в дар царскому двору направлял 500 верховых лошадей. Совладельцами этих земель и скота были его братья: Батуш, Дудар, Абдулла, Шида, Кагерман, Межед. Сыновья Аб-дуллы: Солтмурад, Халид, Абдурахман, Хамид и дочь Сарсар. Сыновья Шиды: Дени, Хасмагомед, Миск, Жата и дочь Белита. Сыновья Кагермана: Абдул-Вахаб, Абдул-Муталиб, Бауди, Іалавди. Дочери Межеда: Зайбулла, Маржан и Манаш. Дети Батуша: сын Сайдулла, дочери: Кока, Човка, Вика. Сыновья Дудара: Джамалди, Джанарали, Табарали, Асхьаб, Абу, Дауд, Сайди, Сайдали. Сыновья Шаптуки: Гишларка, Гезель, Умалт, Малцаг, Налчак, Солт-Ахмад, Бетер-Солта, Шамард, Маш-та, Шамсолт, Абубакар и дочери: База, Базика, Езар, Езура. Ежегодно — весной и осенью — Шаптука и его дети снаряжали обоз с мануфактурой и продуктами питания и рассылали по всем казачьим станицам и ногайским аулам и раздавали в виде благотворительной помощи нуждающимся: детям, женщинам, старикам, ткани на костюмы и платья, продукты питания. Такую же материальную помощь оказывали людям все чеченские владетели. Это после того, как нохчи две Орды вытеснили с берегов Дона и Волги. Недаром наши старики, когда рессердятся на детей говорили:»Чтобы Аллах тебя перекинул на тот берег Идала (Волги). Почему? Потому что на том берегу были ординцы – враги наши.
И вот самозваный правоприемник Золотой Орды – Орда Московская в конце ХVIII в. , используя в качестве социальной базы своих беглых холопов – засланных казачков, радушно принятых гостеприимными кавказцами, тихой сапой построила Кавказскую военную линию между Каспийским и Азовским морями, состоящую из сплошной цепи крепостей, редутов, станиц и прочих укреплений, оккупировав тем самым затеречные земли Нохчи-Мохк. Этой ползучей оккупацией Орда Московская нанесла серьезный удар по нахскому (чеченскому) традиционному аграрному хозяйству. Именно этот фактор русской ползучей оккупации, от резающей от Нохчи-Мохк все его жизненные соки, послужило одной из главных причин борьбы за Терек, развернувшейся в конце ХVIII – начале ХIХ вв. между Россией и Чечней и в целом всех кавказских народов. Ведь к тому времени на территории Нохчи-Мохк жили не только этнические нохчи. Так, старожилами являлись и представители всех других народностей Кавказа и это очевидно и по сегодняшней этнической пестроте чеченских тайпов. В чеченских сёлах ΧVΙΙΙ и ХIХ в.в. жили отдельные группы аварцев, даргинцев, кабардинцев, черкесов, армян и представителей других народов и народностей. По оценкам некоторых историков, общая численность населения населения Нохчий – Мохк (Чечни) к началу экспансии Московской Орды ΧVΙΙΙ и ХIХ в.в. составляла около 1,5 (полтора) миллиона человек. Но начатая царским правительством России кровопролитная Кавказская война, продолжавшаяся до 1859 г., нанесла Чечне огромные потери – не менее 1,2 миллиона человек. Но это еще не было концом демографической катастрофы. В результате колониальных завоеваний Московской орды на Северном Кавказе чеченский народ (нохчий) был стеснен на небольшой территории, где невозможно было производственно – хозяйственного развития,
С приходом русских на Кавказ цветущие, утопающие в изобилии и благодати Нохчий – Мохк и страны других кавказских народов превратились в опустошенные нечистой силой земли и впервые за десятки веков нохчий начали испытывать состояние голода и нищеты…. В конце Дада обязательно оставлял комментарий всего им поведанного. Русские куда не прикоснутся приносят зло. Посмотри на карту после первой мировой войны. Страны, оставшиеся в зоне влияния США, Англии и других стран Запада процветают, там благодать и изобилие. Возьми ту же Японию, Западную Германию, Южную Корею и другие страны Запада. Там благодать райская, изобилие и свобода. А посмотри на страны, оставшиеся в зоне влияния СССР - России, а вернее всего Московской Орды, суть не важно каким фиговым листом эти разбойники и убийцы прикрывают своё кровавое сатанинское рыло. ещё раньше СССР. Возьми республики Средней Азии, Закавказья, ту же Северную Корею, Восточную Германию, остров русского маразма Кубу и прочее. Везде, где прикоснулась сатанинская рука Москрвской Орды – нищета, голод, кровь, слёзы, концлагеря, тюрьмы и рабство. Я много раз слушал от Абажа легенду о старухе и жестоких нартах, когда по причине нашествия этих нартов с Нохчий – Мохк ушла благодать. Я всю жизнь пытался разгадать кто эти жестокие ненасытные нарты, от которых убегает благодать и только к старости понял, что это зло, уничтожающее благо на земле и есть русские – Московская Орда. Можещь мне поверить, пока Кавказ не избавиться от этой сатанинской заразы, не будет в этой стране благодати. Но свободой нельзя спекулировать, как это делают некоторые кавказские лидеры, свободу не выторговывают, не вымаливают, а отвоёвывают. Зло можно победить только силой, другого языка оно не приемлет…»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ