Докатился…
Опубликовано 24 Ноября 2018 в 06:25 EST
Когда-то Никита Сергеевич Хрущёв обещал показать «Кузькину мать». Этого не произошло, но зато когда-то работавший на телеканале Царьград Анатолий Кузичев практически ежедневно присутствует на экране. Кстати, в Википедии, видимо, из скромности указаны разные передачи, над которыми он трудился, а вот канал Царьград, где он был абсолютно на своём месте и в своей стихии, почему-то отсутствует. Жаль, так как это многое объясняет в его поведении. Однако, безусловно, у каждого свой вкус. Кузичев имеет право быть на экране, так как в стране достаточно тех, кому это нравиться.
Не пугайтесь, читатель, разбирать «творческий портрет» я не буду, и вообще не считал бы нужным марать бумагу, но в эфире передачи «Время покажет» 21 ноября 2018 года (с 12 до 14) «герой», как мне кажется, зашёл уже так далеко, что молчать - просто нет сил.
Итак, разговор в студии о годовщине начала Евромайдана в Киеве и о фильме «Донбасс» режиссёра Сергея Лозницы - фильме, получившем очередной главный приз на международном кинофестивале в Испании и выдвинутом Украиной на соискание премии «Оскар» за 2018 год в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Как видите, предлагаемая тема достаточно интересна и злободневна. Перед тем, как рассказать, что происходило в студии, позволю себе небольшое историческое отступление.
В начале 60-х годов, после знаменитых гастролей Ив Монтана в СССР, в Париже была развёрнута скандальная выставка, на которой к ужасу и смеху европейцев было представлено советское исподнее. Да, европейцы, ещё не забывшие лишений Второй мировой войны, ужасались и смеялись. СССР возмущался и, даже, снял из кинопроката фильмы, а из торговли открытки с фото и пластинки с песнями «предателя» Монтана. Конечно, по сравнению с репрессиями цензуры, которые были введены против заявлений звездной пары Монтан-Синьоре с осуждением советской агрессии в Чехословакии в 1968 году и фильма Косты Гавраса «Признание» (L’Aveu), то были только цветочки. Но нас сейчас интересует именно исподнее, которое «украшало», а точнее уродовало жизнь простых советских людей и прежде всего женщин ещё совсем недавно, каких-то 35-40 лет назад.
Почему я позволил себе так подробно напомнить эту историю. Потому, что ведущий А.Кузичев с места в карьер просит показать на большом экране его любимые фотографии. На первой, датированной временами Евромайдана, написано - «Я девочка! Я не хочу в ТС (торговый союз). Я хочу кружевные трусiki i EC!» И внизу нарисованы нормальные женские трусики. Да, это фото в российских СМИ уже цитировали четыре года назад, но тогда контекст был немного не таким, как в этот раз. На второй половине экрана фото из Одессы, датированное 2018 годом, где молодая девушка на задней площадке трамвая развесила на веревке своё исподнее и якобы сушит так бельё, ибо в доме у неё нет тепла. То, что бельё, тем более такое тонкое, легко сушат на ветру, и даже по старой российской, а соответственно, и украинской традиции - порой на морозе, ведущий не в курсе. То, что второе фото постановочно и соответствует современному понятию «фейк», он не замечает, для него не это важно. Ведущий возмущается, издевается – ценность украинской свободы в женских кружевных трусиках! Ну, наверное, своей любимой жене он по блату достаёт исподнее советских времён, о которых так часто ностальгирует. На вкус и цвет…. Но это только цветочки, дальше пошли ягодки.
Звучит: «Сейчас мы покажем вам отрывок из фильма «Донбасс». Вместо фрагмента идёт нарезка из трейлера, но это не важно, важен комментарий. Персонажей фильма, простых людей, живущих на Донбассе, которые и снимались в фильме, красавчик Кузичев называет уродами, гоблинами. Да, не режиссёр Сергей Лозница, а ведущий Кузичев оскорбляет людей и получает естественную поддержку от «гастарбайтера» агентства «Россия сегодня» и бессменного представителя сепаратистов в российских студиях В. Корнилова, который с виртуозностью шулера достаёт из карманов то украинский паспорт, то так называемый паспорт ДНР. Сергей Лозница снимает простых людей, таких же, как те, кто сидят ежедневно в студии «Время покажет» или у телевизоров, ездят в вагонах метро, ходят по улицам как российских, так и украинских городов. Уродов в фильме нет. Точнее, нет уродов по внешности, по поведению есть. Есть жертвы развязанной войны, жертвы пропаганды, жертвы провокаций – сытым студийным борцам за их права этого не понять. Как не в силах они понять, что система угнетения и подавления свобод намеренно превращала граждан в уродов. Моральных, обречённых не на жизнь, а на выживание. Как им и не понять все те унижения, которые испытывало множество женщин, раздеваясь в период советского изобилия и процветания, о восстановлении которого так мечтает А. Кузичев и ему подобные.
К сожалению такие передёргивания в исполнении А. Кузичева происходят почти ежедневно. Нет спора, для выпускника строительного института он начитан и легко перемежает свою речь цитатами, но, часто цитируя, видимо, особенно любимого им Даниила Хармса, он забывает напомнить публике и в студии, и у экранов о трагической судьбе этого писателя в СССР. Репрессированного и уничтоженного в лагерях ГУЛАГа вместе с множеством других и простых, и творческих людей, граждан многих стран, а не только СССР. Понимаю, как ностальгируют по тем временам А.Кузичев или В.Корнилов, да и многие другие, считающие ту жизнь в страхе нормальной и справедливой.
В завершене процитирую текст одной из сцен спектакля «Павшие и живые», который шёл на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрия Петровича Любимова.
«Юрий Олеша делился замыслом своей новой пьесы. В небольшом украинском городе в школе был драматический кружок. Там училась и играла девочка. Она очень любила Шекспира. Началась война. Город оккупировали нацисты. Фельдфебель тоже очень любил Шекспира. Однажды он спросил у девочки – «Какие цветы расцветают тут весной?». «А какая вам разница, ведь весной вас тут не будет», дерзко и самоотверженно ответила девочка. Фельдфебель был оскорблён в своих лучших чувствах и девочку расстреляли. Шекспира может прочитать каждый – главное самому оставаться человеком!». А не превращаться в самодовольного ведущего.
И последнее. Под конец своего пребывания в эфире уже не в первый раз ведущий называет всех, кто выходил на Евромайдан, «уродами» – без комментариев. У каждого свой взгляд! Но напомню ещё одну цитату, простите за нескромность, из моего фильма «Пробуждение» (Хроника переломных дней) 1991 года (снятого вместе с В.Алейниковым). В финале фильма замечательный писатель Беларуси народный депутат СССР Алесь Адамович, между прочим, автор сценария фильма «Я убил Гитлера» (в СССР сценарий был «положен на полку» и в прокат фильм, снятый по нему Элемом Климовым, вышел через много лет, только в годы Перестройки и гласности, под названием «Иди и смотри») говорит: «Посмотрите, какие у вас красивые, свободные лица!» Да, у свободных людей всегда красивые лица, а у вертухаев - никогда! Тем печальнее, что одним из лиц лучшего канала страны является «персонаж», тоскующий по времени вертухаев.
Григорий Амнуэль (не мальчик для битья)