Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Легенда Евгения Петрова или Федот - да не тот

Многолетние мистификация, спекуляция и провокация, похожие на правду

Опубликовано 21 Декабря 2017 в 04:45 EST

…почему по прошествии десятилетий не объявился сочинитель? Как мне кажется, причина кроется в характерном для мистификаций посыле. Автору ценней жизнь своей работы, ореол известности, чем написание на первой страничке своего имени. Так появлялись музыкальные произведения, стилизованные под известных композиторов, картины, вызывающие ассоциации с известными именами великих художников…
Гостевой доступ access Подписаться

Из­вес­тное имя ге­роя рас­ска­за - Ев­ге­ний Пет­ров - сов­ме­щено с ка­лей­дос­ко­пом стран­ных со­бытий и сов­па­дений. Чу­деса или мис­ти­фика­ция? Так или не так? Воп­ро­сы для ли­тера­тур­но­го следс­твия. В рас­сле­дова­нии оч­но или за­оч­но по­учас­тво­вали об­ла­дате­ли ва4жной ин­форма­ции.

Из­вес­тное имя ге­роя рас­ска­за, да ещё ка­лей­дос­коп стран­ных со­бытий и сов­па­дений, сра­зу прив­ле­ка­ют вни­мание. Ну как удер­жать­ся от соб­лазна вгля­деть­ся во всё это пов­ни­матель­ней. Речь идёт о со­быти­ях ис­то­рии Ев­ге­ния Пет­ро­ва и его пе­репис­ки с Но­вой Зе­лан­ди­ей. Рас­сказ о мис­ти­ке кол­лекции кон­вертов собс­твен­ных пи­сем Ев­ге­ния Пет­ро­ва с поч­то­выми штем­пе­лями раз­ных стран бы­ту­ет в тек­стах, на эк­ра­не и в ин­терне­те. Чу­деса или мис­ти­фика­ция? Так или не так? По­пыта­ем­ся ра­зоб­рать­ся с по­зиции стро­гого ис­ка­теля ис­ти­ны. В тра­дици­ях ста­рого те­леви­зи­он­но­го де­тек­ти­ва ска­жем так: следс­твие ве­ли зна­токи. Оч­но или за­оч­но в сви­детель­ствах и вос­по­мина­ни­ях - в рас­сле­дова­нии - по­учас­тво­вали об­ла­дате­ли важ­ной ин­форма­ции.

Пись­ма в ни­куда

Ге­рой ув­ле­катель­но­го не­боль­шо­го рас­ска­за Е. Пет­ров пи­сал пись­ма и от­прав­лял их в раз­ные стра­ны по ад­ре­сам, при­думан­ным им са­мим. Ад­ре­саты бы­ли то­же вы­мыш­ленны­ми. Тек­сты пи­сем - впол­не три­ви­аль­ны­ми: при­ветс­твие, упо­мина­ние ка­ких-то кон­крет­ных, но вы­мыш­ленных со­бытий, при­веты родс­твен­ни­кам и друзь­ям - в об­щем, Пос­ла­ния выг­ля­дели впол­не обыч­ны­ми. Ес­тес­твен­но, най­ти сво­их ад­ре­сатов пись­ма не мог­ли и воз­вра­щались к от­пра­вите­лю. На кон­вертах пес­тре­ли раз­личные инос­тран­ные поч­то­вые штем­пе­ли и по­мет­ки: "Ад­ре­сат не най­ден". Эти-то кон­верты и со­бирал ге­рой ано­ним­но­го рас­ска­за, пов­то­ря­емо­го поч­ти дос­ловно уже нес­коль­ко де­сяти­летий.

За­метим, что в кон­це 1930-х го­дов то­го рас­ска­за и его собс­твен­ные заг­ра­нич­ные пись­ма с вы­сокой ве­ро­ят­ностью мог­ли в дей­стви­тель­нос­ти встре­тить­ся, но не в до­маш­ней кол­лекции, а… в под­ва­лах Лу­бян­ки.

Это ин­те­рес­ное хоб­би од­нажды ока­залось прос­то мис­ти­чес­ким.

В ап­ре­ле 1939 го­да Ев­ге­ний Пет­ров пос­лал пись­мо в Но­вую Зе­лан­дию. Он при­думал го­род под наз­ва­ни­ем Хай­дбер­двилл, ули­цу Рай­тбич с до­мом №7 и ад­ре­сата Мер­рилла Од­жи­на У­эй­зли.

В пись­ме он на­писал:

Merrill Odginn Wyzlly, 7 Ritebeach St., Hideberdville, New Zealand

Dear Merrill,

Please accept my sincere condolences for death of uncle Pete. Be strong buddy.

Forgive me for not writing for a while. I hope that Ingrid is fine. Kiss daughter for me, she

must have grown much.

Yours Evgeny

(До­рогой Мер­рилл! При­ми ис­крен­ние со­болез­но­вания в свя­зи с кон­чи­ной дя­ди Пи­та. Кре­пись, ста­рина. Прос­ти, что дол­го не пи­сал. На­де­юсь, что с Ин­грид всё в по­ряд­ке. Це­луй доч­ку от ме­ня. Она, на­вер­ное, уже сов­сем боль­шая. Твой Ев­ге­ний.)

 С мо­мен­та от­прав­ле­ния пись­ма прош­ло бо­лее двух ме­сяцев, но оно не воз­вра­щалось. Пи­сатель ре­шил, что пись­мо за­теря­лось и на­чал уже за­бывать о нём. Но вот в на­чале ав­густа при­был кон­верт. По­нача­лу Пет­ров ре­шил, что кто-то над ним под­шу­тил в его же ду­хе. Но ког­да про­читал об­ратный ад­рес, ему ста­ло не до шу­ток. На кон­верте бы­ло на­писа­но: "Мер­рилл Од­жин У­эй­зли, Рай­тбич, 7, Хай­дбер­двилл, Но­вая Зе­лан­дия". И все это под­твержда­лосью си­ним поч­то­вым штем­пе­лем: "Но­вая Зе­лан­дия, поч­та Хай­дбер­двилл"!

К ог­ромно­му удив­ле­нию пи­сате­ля, это бы­ло от­ветное пись­мо. Текст гла­сил:

"Dear Evgeny,

Thank you for your condolences. It took as half a year to overcome the

ironic death of uncle Pete. I hope you can forgive me for delaying this answer.

Ingrid and me often recall those two days that you were with us. Gloria is grown very much and this autumn will go to the second grade. She still keeps that teddy bear you brought her from Russia.

Sincerely your friend

Merrill"

(До­рогой Ев­ге­ний! Спа­сибо за со­болез­но­вания. Не­лепая смерть дя­ди Пи­та вы­била нас из ко­леи на пол­го­да. На­де­юсь, ты прос­тишь за за­дер­жку пись­ма. Мы с Ин­грид час­то вспо­мина­ем те два дня, что ты был с на­ми. Гло­рия сов­сем боль­шая и осенью пой­дет во вто­рой класс. Она до сих пор хра­нит миш­ку, ко­торо­го ты ей при­вез из Рос­сии.

С ува­жени­ем, твой друг

Мер­рилл.)

Пет­ров ни­ког­да не ез­дил в Но­вую Зе­лан­дию, и по­это­му он был тем бо­лее по­ражен, что на вло­жен­ной фо­тог­ра­фии ви­дел креп­ко­го сло­жения муж­чи­ну, ко­торый об­ни­мал его са­мого - Пет­ро­ва!?.

 На об­ратной сто­роне сним­ка бы­ло на­писа­но: "9 ок­тября 1938 го­да". Уви­дев да­ту на сним­ке, пи­сатель схва­тил­ся за сер­дце - имен­но в тот день, 9 ок­тября прош­ло­го го­да, он уго­дил в боль­ни­цу с тя­желей­шей фор­мой вос­па­ления лег­ких, и нес­коль­ко дней вра­чи бук­валь­но вы­тас­ки­вали его с то­го све­та...

Ни в ка­кую мис­ти­ку Ев­ге­ний Пет­ров ни­ког­да не ве­рил, а по­тому не­мед­ленно на­писал в Но­вую Зе­лан­дию еще раз.

Но от­ве­та ему не суж­де­но бы­ло дож­дать­ся: на­чалась вой­на. Е. Пет­ров с пер­вых дней стал во­ен­ным кор­респон­дентом. Кол­ле­ги его не уз­на­вали - зам­кну­тый, за­дум­чи­вый, а шу­тить во­об­ще пе­рес­тал.

…За­кон­чи­лась эта ис­то­рия сов­сем мис­ти­чес­ки. В 1942 го­ду Ев­ге­ний Пет­ров ле­тел на са­моле­те из Се­вас­то­поля в сто­лицу, и этот са­молет был сбит нем­ца­ми в Рос­тов­ской об­ласти. Мис­ти­ка - но в тот же день, ког­да ста­ло из­вес­тно о ги­бели са­моле­та, пи­сате­лю приш­ло пись­мо из Но­вой Зе­лан­дии. В этом пись­ме Мер­рилл У­эй­зли вос­хи­щал­ся со­вет­ски­ми во­ина­ми и бес­по­ко­ил­ся за жизнь Пет­ро­ва. Сре­ди про­чего в пись­ме бы­ли та­кие строч­ки:

"You can remember, Eugene, when you were with us, I got scared when you went to swim in the lake. The water was very cold. But you said that your destiny is to die in a plane crash and not by drowning.

Please be careful and fly as little as you can".

(Пом­нишь, Ев­ге­ний, я ис­пу­гал­ся, ког­да ты стал ку­пать­ся в озе­ре. Во­да бы­ла очень хо­лод­ной. Но ты ска­зал, что те­бе суж­де­но раз­бить­ся в са­моле­те, а не уто­нуть. Про­шу те­бя, будь ак­ку­рат­нее - ле­тай как мож­но мень­ше).

Кри­вое зер­ка­ло

Ав­тор рас­ска­за пред­ло­жил чи­тате­лям кри­вое зер­ка­ло, в ко­тором каж­до­му же­ла­юще­му пред­став­ля­ет­ся воз­можность до­мыс­лить сходс­тво и раз­ли­чия двух Ев­ге­ни­ев Пет­ро­вых: сво­его на­думан­но­го и ре­аль­но­го. Та­ковы уж осо­бен­ности кри­виз­ны то­го зер­ка­ла: на от­дель­ных учас­тках ви­дит­ся чёт­кое от­ра­жение, а в дру­гих зо­нах - неч­то не­уз­на­ва­емое.

От ре­аль­но­го - фа­милия, имя, про­фес­сия, ги­бель в ави­аци­он­ной ава­рии.

От ис­крив­лённо­го - пись­ма в ни­куда, стран­ное кол­лекци­они­рова­ние, мис­ти­ка сов­па­дений и пред­ска­заний...

Сле­дуя пси­холо­гичес­ко­му соб­лазну, чи­тате­лю хо­чет­ся сов­местить эти раз­но­род­ные пред­став­ле­ния.

Поп­ро­бу­ем пред­ста­вить воз слу­чай­ных сов­па­дений в воль­но сфан­та­зиро­ван­ном ис­ходном пись­ме Е. Пет­ро­ва. Го­род, ули­ца, имя, фа­милия, не ме­нее пя­ти би­ог­ра­фичес­ких со­бытий... Ито­го - с де­сяток под­твер­дивших­ся фак­то­ров, сов­ме­щен­ных в од­ном без­ва­ри­ан­тном тек­сте. Не нуж­но быть вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ным спе­ци­алис­том по ма­тема­тичес­кой ста­тис­ти­ке, что­бы пред­ста­вить нич­тожную ве­ро­ят­ность та­кого сов­па­дения. Это, по­жалуй, пре­выша­ет прог­ноз ве­ро­ят­ности под­хо­да слу­чай­но­го че­лове­ка к бан­ков­ско­му ав­то­мату и с пер­во­го ра­за вво­дяще­го код счё­та, нап­ри­мер Бил­ла Гей­тса. Или ве­ро­ят­ность по­луче­ния, нап­ри­мер, ре­дак­ци­ей  двух иден­тичных ра­нее ниг­де не опуб­ли­кован­ных тек­стов раз­ных ав­то­ров.

До­пол­ни­тель­но мож­но при­сово­купить фак­ты яко­бы би­ог­ра­фии пи­сате­ля - хоб­би, свя­зан­ное с кол­лекци­они­рова­ни­ем спе­ци­аль­но рас­сы­ла­емых кон­вертов по всем ма­тери­кам и ве­сям. К это­му ещё не­об­хо­димо до­бавить ко­личес­тво сов­па­дений (из прош­ло­го и прог­но­за на бу­дущее) из от­ветных пи­сем. "Кр-р-ра­сота, пар­ни­ша", - ска­зала бы Эл­лочка-лю­до­ед­ка по та­кому по­воду. При са­мом фан­тасти­чес­ком ва­ри­ан­те, при спо­соб­ностях Ван­ги или Нос­тра­даму­са дос­тичь та­кого не­воз­можно.

Ка­кой прос­тор для мис­ти­ки и фан­та­зий! Од­ни толь­ко за­голов­ки пуб­ли­каций че­го сто­ят: "За­гад­ка па­рал­лель­ных ми­ров. Скры­тая ре­аль­ность ря­дом", "Мис­ти­чес­кие слу­чаи в жиз­ни лю­дей - Чер­ная Ма­гия", "Мис­ти­ка в жиз­ни зна­мени­тых лю­дей", "Двой­ник из па­рал­лель­но­го ми­ра?"... Несть чис­ла глу­боким пог­ру­жени­ям в мис­ти­ку и уфо­логию.

Эф­фект па­рово­за

Са­мые раз­но­об­разные при­ёмы ис­поль­зу­ют мис­ти­фика­торы для по­выше­ния эф­фектив­ности сво­их дей­ствий, для прив­ле­чения вни­мания к пло­ду сво­их уси­лий. Об этом пи­салось не раз. Сей­час ста­ло за­тёр­тым упо­вать на "па­рово­зы" в де­лах про­тал­ки­вания лю­дей и идей. При­мени­тель­но к ле­ген­де о пе­репис­ке ге­роя рас­ска­за Ев­ге­ния Пет­ро­ва с Но­вой Зе­лан­ди­ей, воз­ни­ка­ют не бе­зос­но­ватель­ные ас­со­ци­ации. Эф­фект"па­рово­за" для пи­ара с при­вязы­вани­ем из­вес­тно­го име­ни к ос­трой си­ту­ации не толь­ко был эф­фектив­но рас­счи­тан, но и сыг­рал важ­ную роль.

Взгля­нем с этих по­зиций на Ев­ге­ния Пет­ро­ва - то­го са­мого, кто при­выч­но про­из­но­сит­ся в од­ной связ­ке с Иль­ёй Иль­фом. Есть лю­ди и си­ту­ации, ко­торые маг­не­тичес­ки со­еди­нены с мис­ти­фика­ци­ями и мис­ти­фика­ци­ями мис­ти­фика­ций...

У Ев­ге­ния Пет­ро­ва есть две да­ты рож­де­ния, не от­ли­ча­ющи­еся днём, но с раз­ны­ми го­дами. Боль­шую часть жиз­ни этой да­той счи­талось 30 но­яб­ря (13 де­каб­ря) 1903 г. До сих пор эта да­та зна­чит­ся на мно­гих ин­терне­тов­ских сай­тах. По­том вдруг одес­ские кра­еве­ды сос­та­рили пи­сате­ля на год - 1902 год. Мож­но бы­ло бы спо­рить и сом­не­вать­ся, ес­ли бы не од­на не­мало­важ­ная де­таль: мать пи­сате­ля Ев­ге­ния Ива­нов­на Ка­та­ева, урож­дённая Ба­чей, умер­ла 28 мар­та 1903 г. - до ка­зав­шей­ся не­зыб­ле­мой да­ты рож­де­ния сы­на.

Зна­читель­но бо­лее лю­бопыт­но в пос­ледние го­ды всплыл из мут­ных вод ста­нов­ле­ния со­вет­ской ли­тера­туры воп­рос ав­торс­тва. Не­дав­но Дмит­рий Бы­ков в од­ном из ин­тервью нап­ря­мую за­дал сак­ра­мен­таль­ный воп­рос об ав­торс­тве эпо­халь­но­го ро­мана "12 стуль­ев": Ильф и Пет­ров или Бул­га­ков?. Его со­бесед­ник - из­вес­тный ли­тера­туро­вед А. Жол­ков­ский - от­ве­тил, что он не счи­та­ет М. Бул­га­кова ав­то­ром ро­мана.

Но це­лый ряд ав­то­ров в пос­ледние го­ды го­ворит об этом нас­той­чи­во и серь­ёз­но. А И. Ам­лин­ская на­писа­ла да­же тол­стую кни­гу с яр­ким наз­ва­ни­ем "12 стуль­ев" от Ми­ха­ила Бул­га­кова".

Ев­ге­ний Пет­ров, рож­дённый ав­то­ром рас­ска­за, по­сыла­ет пись­ма "На де­рев­ню де­душ­ке". Не в од­ну де­рев­ню и не од­но­му де­душ­ке... Ка­жет­ся, что это не са­мый изоб­ре­татель­ный при­ём для отож­дест­вле­ния ли­тера­тур­но­го ге­роя с из­вес­тным пи­сате­лем Ев­ге­ни­ем Пет­ро­вым. Од­на­ко страсть чи­тате­ля к не­обыч­но­му и за­гадоч­но­му ока­зыва­ет­ся силь­ней, чем ра­зум­ные оцен­ки и рас­сужде­ния. Чи­татель под­са­жива­ет­ся на нар­ко­тичес­кую иг­лу соб­лазна. Да­же ес­ли инъ­ек­ци­ей слу­жит не нар­ко­тик, а пла­цебо.

Ис­то­ки и ве­хи

…"Что? Где? Ког­да?" - пы­та­ют­ся спро­сить чи­тате­ли. Но ни­какие зна­токи, как мне пред­став­ля­ет­ся, на эти воп­ро­сы не да­дут убе­дитель­но­го от­ве­та. Не ли­шён­ный фан­та­зии ав­тор пи­шет: "Впер­вые си­ту­ация опи­сана в 1942 го­ду в ан­глий­ской га­зете "Гар­ди­ан" и да­ёт ссыл­ку, в ко­торой (Увы!) прос­то пов­то­ря­ет­ся ка­нони­чес­кий рас­сказ - без ка­кого-ли­бо "Гар­ди­ан" 1942 го­да. Есть так­же ана­логич­ная ссыл­ка на пе­реда­чу BBC с ссыл­кой на вы­пуск Guardian во­ен­ных лет.  На­ибо­лее ста­рый бу­маж­ный ва­ри­ант ис­то­рии но­возе­ланд­ской пе­репис­ки встре­тил­ся в "Огонь­ке" №5, 1999 г. в статье В. Чу­макоф­фа (он же Ва­лерий Чу­маков) "Слу­чай­ность как не­поз­нанная бо­гом за­коно­мер­ность".

Пе­репе­вы это­го рас­ска­за из­вес­тны дав­но. Раз­гул "по все­му бу­фету" ему, ко­неч­но, при­нёс ин­тернет с воз­можностью не­ог­ра­ничен­но­го дуб­ли­рова­ния. Без тру­да мож­но про­вес­ти не­боль­шой зон­даж рас­простра­нён­ности это­го сю­жета в ин­терне­те. На зап­рос "Хай­дбер­двилл" в Гуг­ле мгно­вен­но выс­ка­кива­ет боль­ше 25 ты­сяч ссы­лок. За­метим, что на ан­гло­языч­ную транс­крип­цию "Hideberdville" ока­зыва­ет­ся толь­ко нес­коль­ко де­сят­ков ссы­лок, каж­дая из ко­торых свя­зана с всё тем же пись­мом.

Мож­но толь­ко чёт­ко ска­зать, что ро­дил­ся этот текст не рань­ше сре­дины 40-х го­дов прош­ло­го сто­летия, ког­да со­вер­ши­лись все со­бытия зем­ной жиз­ни Е. Пет­ро­ва, дав­шие поч­ву для ас­со­ци­аций.

Ки­нема­тог­ра­фис­ты от­клик­ну­лись на этот сю­жет дву­мя филь­ма­ми. Один - до­кумен­таль­ный, вто­рой - ху­дожес­твен­ный. По мо­тивам этой мис­ти­чес­кой ис­то­рии ре­жис­сер Алек­сей Нуж­ный снял ко­рот­ко­мет­ражный фильм "Кон­верт" с двук­ратным ла­уре­атом пре­мий "Ос­кар" Ке­вином Спей­си (Kevin Spacey) в глав­ной ро­ли. Фильм вы­шел на эк­ра­ны в 2012 го­ду. В этом филь­ме А. Нуж­ный выс­ту­пил так­же ав­то­ром сце­нария. Фан­та­зию под ви­дом до­кумен­таль­но­го филь­ма сде­лал в 2014 г. Игорь Во­лосец­кий "Ев­ге­ний Пет­ров. Кон­верт с то­го све­та".

В по­ис­ке до­пол­ни­тель­ной ин­форма­ции "от­ку­да есть пош­ла" ле­ген­да Пет­ро­ва я по­пытал­ся свя­зать­ся с ав­то­ром пуб­ли­кации в "Огонь­ке" поч­ти двад­ца­тилет­ней дав­ности В. Чу­мако­вым и ре­жис­сё­рами филь­мов "Ев­ге­ний Пет­ров. Кон­верт с то­го све­та" и "Кон­верт". Ва­лерий Чу­маков, к со­жале­нию, из­ло­жил в "Огонь­ке" эту ис­то­рию без вся­ких до­кумен­таль­ных под­твержде­ний на ос­но­ве рас­ска­за сво­его зна­комо­го Ва­дима Чер­нобро­ва - са­мого из­вес­тно­го рос­сий­ско­го уфо­лога стра­ны, не так дав­но, увы, скон­чавше­гося.

В Чер­нобров го­ворил, что ис­то­рию с пе­репис­кой он впер­вые ус­лы­шал в на­чале 1990-х го­дов. Сам он в сво­их пуб­ли­каци­ях не­од­нократ­но воз­вра­щал­ся к рас­смат­ри­ва­емо­му сю­жету как про­яв­ле­нию тайн па­рал­лель­ных ми­ров.

От Иго­ря Во­лосец­ко­го - ре­жис­се­ра филь­ма "Ев­ге­ний Пет­ров. Кон­верт с то­го све­та" по­лучить до­пол­ни­тель­ной ин­форма­ции мне не уда­лось. От­вет ре­жис­сё­ра и ав­то­ра сце­нария филь­ма "Кон­верт" Алек­сея Нуж­но­го был кра­ток и сос­то­ял все­го из трёх букв - не по­думай­те о чём-ли­бо не­цен­зурном. "Нет", - т.е. не знаю ни­каких пе­чат­ных сви­детель­ств ис­поль­зо­ван­ной ле­ген­ды.

Сле­дова­тель­но, те­зис о ре­аль­ной ос­но­ве сю­жета филь­ма - прос­то кра­сивая стан­дар­тная фра­за.

Клю­чи к лар­цу мис­ти­фика­ций

До не­кото­рой сте­пени мы, чи­тате­ли не­муд­рённо­го рас­ска­за, прев­ра­ща­ем­ся в ге­роя бас­ни Кры­лова "Лар­чик". Мы пы­та­ем­ся най­ти за­мыс­ло­ватое ре­шение не­затей­ли­вой за­дум­ки не­из­вес­тно­го ав­то­ра:

Слу­ча­ет­ся не­ред­ко нам
И труд и муд­рость ви­деть там,
Где сто­ит толь­ко до­гадать­ся
За де­ло прос­то взять­ся.
...
А Лар­чик прос­то от­кры­вал­ся.

Как вы­ход из этой без­на­дёж­ной си­ту­ации наг­ро­мож­де­ния сов­па­дений и мис­ти­ки, мож­но бы­ло бы до­пус­тить, что в дан­ную ис­то­рию вме­шал­ся пос­то­рон­ний че­ловек, нап­ри­мер, слу­жащий од­но­го из "хай­дбер­двилл­ских" поч­то­вых от­де­лений, ку­да по­пало пись­мо с вы­мыш­ленным ад­ре­сом. Он вмес­то воз­вра­та пись­ма вклю­чил­ся в иг­ру, вскрыл пись­мо и на­писал от­вет, под­твержда­ющий со­бытий­ность пред­ло­жен­но­го вы­мыс­ла. Зву­чит впол­не ре­алис­тично...

Но здесь же в "от­ве­те" со­дер­жится от­ри­цание сла­дос­ти та­кого объ­яс­не­ния: неч­то о бу­дущем ад­ре­сата и фо­тог­ра­фия ни­ког­да не бы­вав­ше­го со­бытия...

Всё, спа­ситель­ный за­мысел лоп­нул. Не бо­лее убе­дитель­ны по­пыт­ки прив­лечь для объ­яс­не­ния со­бытия по­тус­то­рон­ней жиз­ни и уфо­логи­чес­ких изыс­ка­ний.

А что ес­ли взгля­нуть на пе­репис­ку и раз­но­го ро­да сов­па­дения не­зашо­рен­ны­ми гла­зами? Мож­но най­ти прос­тое и всё ста­вящее на мес­та объ­яс­не­ние: за ми­фичес­кой пе­репис­кой скры­ва­ет­ся ав­тор, знав­ший к мо­мен­ту на­писа­ния не­хит­рой ми­ни­атю­ры о ги­бели в са­молёт­ной ава­рии пи­сате­ля-жур­на­лис­та Ев­ге­ния Пет­ро­ва.

В са­мом де­ле, по­чему бы ав­то­ру это­го мик­ро­рас­ска­за в до­пол­не­ние к ад­ре­сату пись­ма - Хай­дбер­двилл, ули­ца Рай­тбич, 7, Мер­рилл Од­жин У­эй­зли - не наз­вать столь же воль­но сво­его ге­роя Ев­ге­ни­ем Пет­ро­вым, не на­делить его стран­но­ватым хоб­би и не опи­сать его ги­бель в ре­зуль­та­те ави­аци­он­ной ава­рии? По­чему? Ав­тор, при­давая ге­рою всё это, ас­со­ци­иру­юще­еся с ре­аль­ным че­лове­ком, пус­ка­ет чи­тате­ля по лож­но­му сле­ду, под­со­выва­ет то са­мое кри­вое зер­ка­ло. Пси­холо­гичес­ки та­кая мис­ти­фика­ция спо­собс­тву­ет внед­ре­нию при­думан­ной ле­ген­ды в вос­при­ятие ре­аль­ной би­ог­ра­фии кон­крет­но­го че­лове­ка.

Этот путь вос­при­ятия осо­бо под­держи­ва­ет­ся сов­па­дени­ем об­сто­ятель­ств ги­бели. Ос­таль­ное - узо­ры на пес­ке, не смы­тые вол­ной толь­ко из-за на­шей склон­ности к соз­да­ва­емым собс­твен­ным ра­зумом за­гадок и до­гадок.

Ка­кие мо­гут быть пре­тен­зии к ос­новно­му тек­сту и, со­от­ветс­твен­но, к ав­то­ру? В тек­сте нет ни од­но­го пря­мого ука­зания на кон­крет­но­го пи­сате­ля Ев­ге­ния Пет­ро­ва. Он там не Ка­та­ев, он не спа­ен с Иль­фом, он не свя­зан с ис­то­ри­ей став­ших эпо­халь­ны­ми ро­манов... Все ана­логии ус­ловны, до­мыс­ле­ны чи­тате­лями или ки­нема­тог­ра­фис­та­ми.

Ав­тор ху­дожес­твен­ной ко­рот­ко­мет­ражки пог­ре­шил толь­ко фра­зой: "ос­но­вано на ре­аль­ных со­быти­ях", не имея для это­го ос­но­ваний. Ав­тор до­кумен­таль­но­го филь­ма сог­ре­шил од­нознач­но: до­кумен­таль­но­го в филь­ме - что кот нап­ла­кал.

…Что ка­са­ет­ся этой ле­ген­ды, ко­торая так ма­нит к се­бе сво­ей за­гадоч­ностью, то в её от­но­шении до­пол­ни­тель­но за­рони­лись боль­шие сом­не­ния пос­ле проч­те­ния вос­по­мина­ний внуч­ки Пет­ро­ва, Ека­тери­ны Ка­та­евой, в ко­торых ни сло­ва о мис­ти­чес­кой ис­то­рии, хо­тя па­мять о Ка­та­еве-Пет­ро­ве и лю­бовь к не­му бе­реж­но хра­нима его близ­ки­ми.

В ар­хи­вах Пет­ро­ва - а он вел днев­ни­ки и за­писи - ни на­мёка на та­инс­твен­ную ис­то­рию. Нет ни од­но­го упо­мина­ния в ав­тор­ских тек­стах или в вос­по­мина­ни­ях о та­кой кол­лекции пи­сате­ля. Мож­но от­ме­тить до­пол­ни­тель­но от­ме­чен­ный в не­кото­рых ва­ри­ан­тах тек­ста ню­анс со­бира­тель­ства: не толь­ко воз­вра­ща­ющи­еся кон­верты, но и мар­ки раз­ных стран на этих кон­вертах. Ка­жет­ся, не вы­зыва­ет сом­не­ния, что поч­та ни од­ной стра­ны при воз­вра­те кор­респон­денции не нак­ле­ива­ет мар­ки поч­то­вой оп­ла­ты.

Ну и от­сутс­твие вся­ких сле­дов этих кон­вертов со всех кон­цов све­та, в том чис­ле этих двух пи­сем и яко­бы фо­то с нез­на­ком­цем из Но­вой Зе­лан­дии, ус­тра­ня­ют ана­логии ли­тера­тур­ной ле­ген­ды с жизнью из­вес­тно­го нам пи­сате­ля Е. Пет­ро­ва.

Фан­та­зия по­лучи­ла рас­простра­нение при этом не толь­ко как са­мос­то­ятель­ный рас­сказ, но и как часть би­ог­ра­фии из­вес­тно­го пи­сате­ля. И да­же как про­рочес­тво его тра­гичес­кой ги­бели, опи­сан­ное в рас­ска­зе. 2 и­юля 1942 го­ду Ев­ге­ний Пет­ров раз­бился на са­моле­те при яко­бы за­гадоч­ных об­сто­ятель­ствах - вы­жили все, кро­ме не­го. Что­бы из­бе­жать встре­чи с вра­жес­кой ави­аци­ей, тран­спортный са­молет в приф­ронто­вой зо­не шел поч­ти над са­мой зем­лей. В 1 час 32 ми­нуты "Дуг­лас" сколь­зя­щим уда­ром стол­кнул­ся с кур­га­ном в рай­оне ху­тора Фи­лип­пов­ский (в 60 км от се­ла Мань­ко­во-Ка­лит­вен­ская, где в 1960-х го­дах был пос­тавлен па­мят­ник Е. Пет­ро­ву в цен­тре ме­мори­ала жер­твам Ве­ликой Оте­чес­твен­ной вой­ны).

Дочь Ильи Иль­фа, Алек­сан­дра Ильф, мно­го лет пос­вя­тив­шая изу­чению ар­хи­вов пи­сате­лей Иль­фа и Пет­ро­ва, де­таль­но и без вся­кой та­инс­твен­ности опи­сыва­ет слу­чив­шу­юся ава­рию.

"Во вре­мя Ве­ликой Оте­чес­твен­ной вой­ны Пет­ров был фрон­то­вым кор­респон­дентом. Оче­вид­цы и жи­тели де­рев­ни Чер­тко­во в Рос­тов­ской об­ласти, где упал са­молет, уве­ря­ют, что, кро­ме Пет­ро­ва, по­гиб­ли еще шесть че­ловек. Са­молет, на ко­тором он воз­вра­щал­ся в Мос­кву из Се­вас­то­поля, ле­тел так низ­ко над лу­гом, где пас­лись ко­ровы, что жи­вот­ные, пу­га­ясь его те­ни, раз­бе­гались в раз­ные сто­роны. Лет­чи­ка это за­бав­ля­ло, он на­роч­но стал сни­жать­ся, сни­жать­ся - и вре­зал­ся в холм. Вот и вся ис­то­рия".

За­метим, что эта тер­ри­тория уже не бы­ла приф­ронто­вой и на­ходи­лась под кон­тро­лем Крас­ной Ар­мии. Не злой рок пред­ска­зан­ной судь­бы и да­же не ужа­сы всё унич­то­жа­ющей вой­ны при­вели к ги­бели пи­сате­ля. А вот так - без вся­кой мис­ти­ки, прос­то пи­лот­ское "гу­ляй-по­ле". На хол­ме ус­та­нов­лен сей­час па­мят­ный знак с име­нем Ев­ге­ния Пет­ро­ва-Ка­та­ева.

Под­ве­дём ито­ги

Да, был ре­аль­ный че­ловек - Ев­ге­ний Пет­ров, по­гиб­ший в ави­аци­он­ной ава­рии. Да, по­явил­ся рас­сказ о кон­вертах, пись­мах и не­веро­ят­ных про­ис­шес­тви­ях и сов­па­дени­ях. Но нет ни­каких ос­но­ваний их объ­еди­нять. "Фе­дот - да не тот." Эта ли­тера­тур­ная ис­то­рия к пи­сате­лю Ев­ге­нию Пет­ро­ву-Ка­та­еву ни­како­го от­но­шения не име­ет. Ни в час­ти хоб­би с кол­лекци­они­рова­ни­ем поч­то­вых от­прав­ле­ний от са­мого се­бя, ни в час­ти сим­во­личес­ко­го пред­ска­зания са­молёт­ной тра­гедии. Это ли­тера­тур­ный вы­мысел не­из­вес­тно­го ав­то­ра. По ми­ру прос­то гу­ля­ет ли­тера­тур­ный об­раз с сов­па­да­ющим име­нем и не­кото­рой по­хожей, к со­жале­нию, си­ту­аци­ей ги­бели са­молё­та.

По мо­ему мне­нию, это в рав­ной сте­пени от­но­сит­ся ко всем мо­дифи­каци­ям тек­ста и ко всем ва­ри­ан­там ки­нема­тог­ра­фичес­ко­го отоб­ра­жения. Ни в ар­хивных, ни в днев­ни­ковых за­писях нет упо­мина­ний об ин­те­ресе ре­аль­но­го пи­сате­ля к кол­лекци­они­рова­нию поч­то­вых кон­вертов со спе­ци­аль­ны­ми га­шени­ями. Этой те­мы не воз­ни­кало и у ге­ро­ев про­из­ве­дений Е. Пет­ро­ва.

Дос­то­ин ап­ло­дис­ментов че­ловек, ко­торый од­нос­тра­нич­ной мис­ти­фика­ци­ей ока­зал­ся спо­собен соз­дать оке­ан­ско­го мас­шта­ба вол­ну. не стих­шую за де­сяти­летия. Па­радокс про­яв­ля­ет­ся в том, что по­рой важ­ные и сен­са­ци­он­ные но­вос­ти ока­зыва­ют­ся в па­мяти лю­дей од­ноднев­ка­ми, а, по су­ти, пус­тые сказ­ки-со­об­ще­ния жи­вут го­дами.

Мож­но за­дать­ся воп­ро­сом - по­чему по про­шес­твии де­сяти­летий не объ­явил­ся со­чини­тель? Как мне ка­жет­ся, при­чина кро­ет­ся в ха­рак­терном для мис­ти­фика­ций по­сыле. Ав­то­ру цен­ней жизнь сво­ей ра­боты, оре­ол из­вес­тнос­ти, чем на­писа­ние на пер­вой стра­нич­ке сво­его име­ни. Так по­яв­ля­лись му­зыкаль­ные про­из­ве­дения, сти­лизо­ван­ные под из­вес­тных ком­по­зито­ров, кар­ти­ны, вы­зыва­ющие ас­со­ци­ации с из­вес­тны­ми име­нами ве­ликих ху­дож­ни­ков.

 Вы ска­жете, что в этих слу­ча­ях скры­вал­ся зо­лотой те­лец. Но в ис­то­рии мис­ти­фика­ций есть мно­го слу­ча­ев бес­ко­рыс­тно­го ро­зыг­ры­ша не­пос­вя­щен­ных. В свя­зи рас­смат­ри­ва­емых пи­сем-от­ве­тов-пред­ска­заний, ду­маю, имен­но та­кой слу­чай. Нем­ножко жал­ко, ко­неч­но, ког­да та­ким прос­тым клю­чом зак­ры­ва­ет­ся по­тай­ной ла­рец мис­ти­ки.

…Эта ты­сячек­ратно пов­то­рен­ная в ин­терне­те ле­ген­да не вы­дер­жи­ва­ет прис­таль­но­го взгля­да и при по­пыт­ке по­ис­ка ис­точни­ков и до­каза­тель­ств ока­зыва­ет­ся про­коло­тым воз­душным ша­риком - пшик. Не мис­ти­ка, не чу­деса, а прос­то ли­тера­тур­ная мис­ти­фика­ция. Ста­рая, мно­го раз пов­то­рен­ная мис­ти­фика­ция, сде­лан­ная с зав­ле­ка­ющей про­вока­ци­он­ной прав­до­подоб­ностью. Ис­то­рия, ко­неч­но, не оп­ре­деля­ющая судь­бы сов­ре­мен­ной ли­тера­туры и ис­то­рии, но всё же по­рож­да­ющая лю­бопыт­ные воп­ро­сы. К со­жале­нию, ав­тор её скры­ва­ет­ся до сих пор, а жаль: своя до­ля розг и фан­фар ждёт его.

Следс­твие за­вер­ше­но. Точ­ка на до­мыс­лах, мис­ти­ке и тол­ко­вани­ях! Ос­та­лось ещё най­ти ав­то­ра...

На фо­то - Ев­ге­ний Пет­ров.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

СТРОФЫ

Нео-Марксизм и Гей-Коммунизм

Стихи должны говорить сами за себя, тем более сатирико-юмористические, ведь как сказал Карамзин почти два с половиной века назад: «Смеяться, право, не грешно на тем, что кажется смешно…». Однако, что бы избежать ненужных кривотолков и ложных обвинений в гомофобии, которой у автора не было и нет…

Бен-Эф декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

ПРОЗА

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

«Чудо-оружие» Путина: почему новые российские дроны не бояться «глушилок»

Как это не раз случалось на войне, в противоборстве с новыми технологиями на помощь могут придти уже подзабытые старые...

Сергей Дяченко январь 2025

СТРОФЫ

День инаугурации

Неспроста на ринге полотенце,
Новый чемпион - наш президент,
Удар держит, не без заусенцев,
Вот и наступил его момент.

Павел Балибар январь 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть восьмая

Пьетро-Мира Педрилло, любимый шут императрицы

Граф Нарышкин
«По крайней мере, принц не скажет, что его приняли сухо!»

Исторические курьёзы. «Признайтесь, однако же, что есть в России одна вещь, которая так же хороша, как и в других государствах»

Игорь Альмечитов январь 2025

ИЗОБРЕТАТЕЛИ

«Неизвестные» авторы знаменитых изобретений

А вы знаете, кто придумал офисное кресло и соевую колбасу? А кто первый предложил отнимать у нас летом целый час утреннего сна? Имена этих людей всегда были у нас буквально перед глазами…

Сергей Кутовой январь 2025

РЕЗОНАНС

Мысли вслух

…- это табу, вот только религиозный еврей с пейсами для вас любимая неисчерпаемая тема. Евреи умеют над собой посмеяться, но делают это в меру и деликатно. Представьте себе, что в ваших спектаклях один из сценических героев - религиозный еврей, шутит над запорожским казаком с таким же искромётным юмором, остроумно и талантливо, как это делаете вы, высмеивая иудея. Не представляете? И я тоже.

Павел Балибар январь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка