СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ, 20-ЛЕТНЯЯ ЭВОЛЮЦИЯ: ОТ ОСОЗНАНИЯ КАТАСТРОФЫ - К КАТАСТРОФЕ СОЗНАНИЯ,
или Два Джохара
Опубликовано 15 Июля 2013 в 03:50 EDT
Легендарный лидер Ичкерии Джохар Дудаев и его тезка американец Царнаев являют ся сегодня самыми популярными чеченцами в мире.
Но парадокс в том, что если первый не скрывал восхищения Америкой и до самой своей гибели пытался наладить отношения с этой страной, то второй - получив гражданство США - объявил своей новой родине войну и теперь ждет смертного приговора от американского суда.
Чтобы понять подобный разворот в восприятии чеченцами Америки и Запада в целом, необходимо перенестись на 20 лет назад и проследить эволюцию непростых процессов, которыми объят Кавказ.
Когда Джохар Дудаев появился в 1990 в Грозном, он тотчас стал всеобщим любимцем. Народ в него поверил и выдвинул в лидеры борьбы за свободу. Его одухотворенное мужественное лицо, полные пафоса и, одновременно, горькой правды слова, его воля, решительность, простота, взвешенность и такт очаровали народ.
Именно в честь генерала Дудаева чеченцы стали давать новорожденным сыновьям имя Джохар, которое прежде не было в Чечне популярным.
Названный в честь Дудаева Царнаев как нельзя лучше олицетворяет собой всю ту пропасть, которая пролегла между чеченцами двух поколений; он красноречиво демонстрирует ту точку невозврата, до которой мой народ добрел в кромешной мгле последнего двадцатилетия...
Вот для сравнения несколько высказываний каждого из этих двух джохаров.
Президент Чеченской Республики Ичкерия, гражданин Чечни генерал Джохар Дудаев:
"Несправедливость насилия, его тягостный пресс, давящий на мою душу, на душу моего народа... я осознал еще у ту пору, когда рос... в голоде, в нужде, в репрессиях…". "Всю свою сознательную жизнь я жил мечтой увидеть самостоятельность чеченского народа... путь политической борьбы, борьбы на основе выработанных человечеством международных норм государственного устройства". "Я бы хотел чтобы Чеченская Республика была конституционным светским государством. К этому мы стремимся... Если же религия берет верх над светским конституционным устройством - появляется испанская инквизиция, исламский фундаментализм."
Террорист, обвиняемый в убийстве мирных людей, гражданин США Джохар Царнаев:
"Правительство США убивает невинных гражданских лиц. Я не могу стоять в стороне и видеть безнаказанное зло. Мы, мусульмане, одно целое, если вы ударили одного, то ударили всех нас". "Мир не понимает некоторых людей, вот и растет число самоубийц". "Никогда не недооценивайте бунтовщиков, имеющих причину для бунта". "Творите добро. Аллах любит тех, кто творит добро".
Нетрудно заметить что в словах первого Джохара сквозит четкое сознание правоты своего дела и понимание того, что нужно делать. Именно эта ясность и еще - надежда - нивелируют боль от несправедливости и беззакония, что творились по отношению к чеченскому народу. Именно в надежде он черпал силы, чтобы находить пути выхода из колониальной катастрофы, и ведомый сознанием, шел по пути демократии.
Несмотря на целенаправленную политику маргинализации по национальному признаку чеченцы вошли в девяностые годы прошлого столетия, имея авангард из национальной интеллигенции. А общий уровень образования предполагал аналитическое мышление. Работа социальных институтов обеспечивала нормальное функционирование практически всех органов. Мы еще верили в международное содружество и право.
Чеченцам, да и всем северокавказцам, выросшим за последнее двадцатилетие, повезло намного меньше. У них нет даже нормального школьного образования, интеллигенция или уничтожена или эмигрировала, религиозные лидеры обслуживают власть... Чечецы денно и нощно наблюдают, как власть отнимает имущество и саму жизнь у беззащитных людей. Они видят безразличие международного сообщества к их судьбе. Они осознают собственное бессилие защитить себя и своих близких. И даже если молодому человеку чудом удалось эмигрировать, не примкнув ни к верхушке, ни к партизанам, его жизнь навсегда остается отравленнной картинами насилия, запечатленными глазами ребенка, у которого отняли детство.
Однако как бы мы не ломали голову, истина проста: ни Западу, ни Востоку не интересно портить отношения с Россией, помогая мусульманским повстанцам на Кавказе. Вышедшая благодаря энергоресурсам из новейшего мирового экономического кризиса намного раньше и благополучней Запада, "евразийская империя" Путина уверенно и демонстративно взяла курс на реваншизм. Эйфория, охватившая было всё это огромное пространство после распада Союза, сменилась горечью осознания безысходности в свете того, что новые хозяева Кремля словом и делом демонстрируют свои неоколониальные аппетиты. Недавний Таможенный союз, этот предтеча возрожденного СССР, ради выгоды России уже нанесший экономике Казахстана ощутимый удар, застал врасплох Запад. И окончательно похоронил надежды полусотни народов бывших советских автономных республик, районов и округов, ожидавших шанса на освобождение из "тюрьмы народов".
Москва, помятуя о том, что во времена бездарного правления Бориса Ельцина едва не потеряла Чечню и, возможно, весь регион, вынуждена постоянно укреплять местную верхушку. Национальные элиты, в свою очередь, укрепляют собственные кланы, продвигая по службе родственников.
Сегодня общая коррумпированность такова, что система здравоохранения и система образования практически перестали функционировать, а службы правопорядка и безопасности превратились фактически в самостоятельные вооруженные банды, терроризирующие население.
Все это создает условия, непригодные для жизнедеятельности институтов народного самоуправления и существования политической борьбы, опирающихся на права человека. Зато эти условия чрезвычайно благоприятны для появления и распространения идей самых радикальных. Несмотря на жесточайшие карательные действия силовиков, поток молодых людей, на верную себе гибель берущих в руки оружие, не иссякает.
Другими словами, растянувшаяся более чем на 20 лет борьба народов Северного Кавказа за независимость, привела регион в политический цугцванг, ввергла в гражданскую войну и поставила на грань гуманитарной катастрофы.
Международное право на Кавказе не работает. ООН дала сбой. Банальное решение пожертвовать малым ради сохранения большего.
Тут речь о деколонизации не идет в принципе. Стрелка весов международного права, шатавшаяся в вечном дуализме между правом народов на самоопределение и принципом нерушимости послевоенных границ, все эти без малого 70 лет окончательно склонилась по отношению к России в сторону последнего.
Стремясь любой ценой сохранить регион в составе империи, Кремль растоптал здесь все, что имело отношение к демократии и праву. Чтобы ослабить национально-освободительное движение, Кремль внес религиозный раскол и породил неведомый ранее в регионе исламский фундаментализм.
Вот так, начавшееся на Северном Кавказе более 20 лет назад антиколониальное движение за регион, независимый от России, демократический и правовой, сегодня трансформировалось в бесконечную резню между чиновниками-мерзавцами и ассасинами-радикалами. То есть идет бессмысленная и вредная для будущности народов региона борьба плохих с плохими.
Война, казни без суда, крах социальных институтов, кризис светского образования и его замена на рудиментарное религиозное...
В итоге росшее на протяжении 20 лет чувство безысходности и обреченности породили, в свою очередь, катастрофу сознания - самую страшную из катастроф. Ту, что трансформирует джохаров дудаевых, умиравших за свободу своей страны, в джохаров царнаевых, умирающих за квазирелигиозные идеалы глобальной справедливости в Америке, Сирии, Афганистане... А ведь достаточно было дать нам тогда независимость - и теперешние джохары были бы самыми преданными поборниками демократии. Большими, чем даже сам Дудаев.
Но история, не терпящая сослагательного наклонения, ставит нас перед горькой реальностью: Миллионный чеченский народ, и без того истощенный неисчеслимыми потерями в двух войнах за независимость, и изнывающий сегодня под оккупацией сильнейшей в мире российской армии, бросает вызов цивилизованному миру в лице Америки.
Ясно, что Запад не может не видеть за этим абсурдом несложную причинно-следственную цепочку, рассмотренную нами выше.
Значит, не хочет видеть. Почему??
Я постараюсь ответить на этот вопрос в следующей статье.
Слушайте
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР