Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Я просто стараюсь быть честным..."

Борис Херсонский, украинский поэт, публицист и переводчик, пишущий преимущественно на русском языке.

Опубликовано 1 Сентября 2016 в 03:43 EDT

...Это особенно важно сейчас, когда связь культуры и территории далеко не так очевидна. Когда необходимо показать, что государство не может быть владыкой над культурой, что РФ не имеет монополии на русский язык и русскую культурную традицию. Что культура не есть ни "русский мир", ни маска на лице "русского мира".
В истории уже были периоды, когда главные события русской культуры происходили за пределами России и СССР. Во время, когда территория этого государства была местом стагнации, застоя или - отстоя, как говорит нынешняя молодежь...
________________________
В фотоокне
Борис Херсонский.
Гостевой доступ access Подписаться

О НАШЕМ ГОСТЕ

Борис Григорьевич Херсонский  - украинский поэт, публицист и переводчик, пишущий преимущественно на русском языке, а также клинический психолог и психиатр. Родился в 1950 году в семье врачей. Окончил Одесский медицинский институт. Работал психоневрологом, психиатром.

В годы Перестройки работал также в городской газете, сотрудничал в эмигрантских СМИ. С 1996 года работает на кафедре психологии Одесского национального университета, в 1999-2015 гг. заведующий кафедрой клинической психологии. Автор шести монографий по психологии и психиатрии. Кандидат медицинских наук. Возглавляет Союз психологов и психотерапевтов Украины.

Поэзия Бориса Херсонского переведена на украинский, грузинский, болгарский, английский, финский, итальянский, нидерландский и немецкий языки. Сам же он - автор переводов современной украинской и белорусской поэзии на русский язык.

Борис Херсонский последовательно выступает за украинскую независимость, против давления на свою страну со стороны России; он - жёсткий оппонент пророссийских сил внутри Украины. В связи с этим подвергался издевательствам и враждебному отношению в период Оранжевой революции, а после следующей революции, во время российской военной агрессии против Украины в 2014-2015 годах неоднократно получал угрозы расправы. 10 февраля 2015 года было опубликовано интервью, в котором Херсонский заявил, что не остался бы в Одессе, если бы город был оккупирован. Вечером в тот же день у его дома произошёл теракт.

 

- Борис, вы - гость юбилейного номера "Кругозора". Изданию исполнилось 10 лет. В дальнем зарубежье оно -  одно из немногих изданий на русском языке, честно, не половинчато, без обиняков освещающее войну, затеянную Кремлём против независимой суверенной Украины. Хотелось бы услышать ваше мнение - большого поэта и настоящего патриота своей страны - о журнале. Несколько слов для наших читателей...

- Прежде всего хочу их поздравить. В их распоряжении - журнал высокого уровня. Это мостик, соединяющий их не с территорией, которую они покинули безвозвратно, но с культурой, которую покинуть невозможно. Это особенно важно сейчас, когда связь культуры и территории далеко не так очевидна. Когда необходимо показать, что государство не может быть владыкой над культурой, что РФ не имеет монополии на русский язык и русскую культурную традицию. Что культура не есть ни "русский мир", ни маска на лице "русского мира".

В истории уже были периоды, когда главные события русской культуры происходили за пределами России и СССР. Во время, когда территория этого государства была местом стагнации, застоя или - отстоя, как говорит нынешняя молодежь. Имена Бунина, Цветаевой, Иванова, Набокова, Бродского, Лосева (мало ли ещё!..),- не лучшее ли тому доказательство? Да и сейчас - Цветков, Кенжеев, Гандлевский - кто давно, кто совсем недавно - уже не связаны с территорией.

В этих условиях у издателей и читателей журнала есть нечто большее, чем просто издание и чтение. У них, у вас есть миссия. И эта миссия будет и дальше важнейшей! Мы все продолжаем традицию Курбского во времена Ивана Грозного.

- Любимый Вами Лев Лосев написал в стихах:

"На перегное душ и книг
Сам по себе живет язык".

  В наше время эти строки обретают еще один, зловещий, нежелательный, смысл. Мне думается, Борис, вы оказались в парадоксальной ситуации. Вас можно назвать одним из самых интересных и глубоких поэтов последних двух десятилетий, пишущих на русском языке. А страны - носительницы этого языка  - давно не существует. Ей на смену пришло государство, которое смело можно назвать царством лжи и абсурда. Насилия. Государство, воюющее против вашей страны, новой суверенной Украины, и  разворачивающее гибридные войны по всему миру.

        И самое печальное -  большинство литераторов, пишущих по-русски, проживающих в России и вне её, не выдерживают экзамен на противостояние современной российской агрессии, косности и двойственности мышления, софистической дьявольщине, вульгарной псевдоимперскости. Экзамен на противостояние злу, одним словом. 

  Вы - один из немногих поэтов, выдерживающих такой экзамен в полной мере. Я знаю, что такова судьба всех значительных поэтов последнего столетия, писавших по-русски - быть антагонистами государства, которое продолжает называть себя Россией. И, тем не менее, как вы справляетесь с такой ситуацией?  

   Мы знаем из истории, что "ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах". Насколько велико противостояние вам со стороны этих самых заблудившихся в лабиринтах собственной темноты и дикости "русскомирских" литераторов и других представителей так называемого "русского мира" ? 

- Противостояние достаточно жёсткое. Но частично это мое добровольное самоограничение. Никто официально не запрещал мне въезд на территорию России, я сам решил, что не приеду туда, равно как и на территорию аннексированного Крыма. Ни один российский журнал, где я прежде печатался, не запрещал мне присылать подборки своих стихотворений. Правда, писали, что не хотят "политики" в моих стихах. Я их понимаю. Это редакционные коллективы, это финансовая зависимость от государственных грантов. Но понимание и сотрудничество - разные вещи. И я не присылаю стихов в журналы, ограничивающие тематику присылаемых материалов. Некоторые российские редакции активно прервали сотрудничество со мной. Повторяю - я понимаю этих людей, и у меня нет к ним никаких претензий.

Часть литераторов, с которыми я общался, обрушили на меня потоки клеветы и оскорблений, смириться с которыми мне по-человечески трудно. Вот, лежит у меня объемная книга поэтессы О.Н., подаренная мне "с любовью". Сегодня она отказывает мне в звании поэта и даже человека. Я стал отрицательным героем нескольких "художественных" произведений. Эти произведения опубликованы в российских толстых журналах.

А что творится в социальных сетях! Просто уголовная брань. Обычно я не отвечаю на такие выпады. Складываю их в условное "помойное ведро". К огромному сожалению, прерваны отношения с когда-то дорогими мне людьми.

- Борис, вы, насколько хватает сил, противостоите подлой бойне, развернутой Кремлём в слове. Бьете в свой колокол. "Трагический тенор эпохи" -  ахматовскую характеристику Блока можно смело отнести и на ваш счёт.

 "Я была тогда с моим народом,
Там , где мой народ , к несчастью, был".

           Можете ли вы подписаться, применительно к нынешней ситуации в Украине, под этими строками Ахматовой? Чувствуете ли вы единение с гражданами вашей страны, общность помыслов и чаяний? Взаимно ли это? Или всё же, несмотря на общую  экзистенциальную, трагическую ситуацию - одинокость поэта, в каком-то смысле    проповедника и ясновидца, апостола добра, если можно так  выразиться - печальная данность?  

- Ну, я бы не говорил столько высоких слов. Я просто стараюсь быть честным перед Богом и своей совестью. У меня за плечами тяжёлый груз грехов. Мне со многим приходилось мириться. Но почему-то творчество остаётся последней областью, где я не иду ни на какие компромиссы. Возможно потому, что я получил хорошую закалку в советские времена, когда я писал, не надеясь ни на публикации, ни даже на прочтение.

 Но - напоминаю - я не там, где мой народ был, к несчастью. Я вообще с трудом произношу слова "мой народ", потому что считаю, что мой народ - еврейский, и этот народ - всюду. Я хорошо осознаю, насколько далеко я от него ушел. Но вот что скажу - еврейство это нечто, от чего можно бесконечно отдаляться, но невозможно уйти. Чувствую ли я единение с гражданами Украины? С некоторыми - да, и это очень сильное позитивное чувство. Приобретения последних лет куда важнее, чем потери. С некоторыми - нет. А одиночество поэта - расхожее понятие. Я шучу, что я всегда вдвоем с самим собой.

- Кремлевская пропаганда называет происходящее в Украине гражданской войной. Я часто слышу от граждан РФ слово "конфликт". И чуткое ухо улавливает обычную ханжескую лексику чекистов за этим. Официозную, лживую. На самом -то деле нет никакого конфликта. Ведь конфликт, строго говоря, это когда  существует спор  из-за чего-то. Будь то территория, или другие геополитические  разногласия. Украина ничего от России не хотела и ни о чем ни с кем не спорила. Войска РФ вошли, никто никого ни о чем не спрашивал. Это был ответ Кремля на выбор народа Украины. Выбор свободы, чести, достоинства.  Выбор не быть скотами и рабами. Выбор не быть под сапогом.

  Скажите, а что для вас эта война по сути? Она  цивилизационная?  Этическая? Между кем и кем, чем и чем  нынешняя война, на ваш взгляд?

- Эту войну окрестили "гибридной". Это не очень удачный термин. Он отражает то, что война ведётся РФ при соучастии сепаратистских сил, во многом связанных с нашим собственным олигархатом. И частично поддерживается пророссийски настроенными гражданами Украины, которые получили у нас название "ваты".

Но я называю эту войну парциальной, то есть "частичной". Ну, какая же это война между странами, если идет оживленная торговля между ними, сохраняются дипломатические отношения, ЖД-сообщение (в отличие от авиа-) не прервано, более того, сохраняется безвизовый режим с враждебной Россией и визовый с дружественной Европой. Даже экономические санкции, которые приняла Украина в отношении России, были запоздалыми в сравнении с санкциями ЕЭС. И при этом ведутся боевые действия. И счёт погибшим на тысячи и тысячи, когда бы за десять не перевалило.

Мало кто об этом пишет. Мне кажется, что Путин ведёт войну с патриотически настроенной Украиной. Неизбежные потери, экономический спад, обнищание населения, усиление расслоения между разными группами населения. Все это поддерживает негативные настроения в отношении нынешней власти. И нельзя сказать, что  наша власть не подыгрывает Путину, сама того не понимая. Грядут выборы. И Путин сделает всё возможное для того, чтобы привести к власти пророссийскую оппозицию. Нельзя сказать, что его шансы нулевые.

А то, что  Россия - агрессор, вероломно напавший и расчленивший страну, гарантом целостности которой сама Россия и являлась - общеизвестно. Но упоминается это все реже и реже. О расчленении Молдовы и Грузии мы нечасто вспоминаем. А ведь рецепт - тот же. Это одна из самых странных войн в мировой истории.

- "Ничего нет нового под Солнцем". Царь Соломон вывел   формулу цикличности, повторяемости по спирали - моделей исторических и событий. Симметрий. О двух царствах зла, отражающих друг друга - Германии и чекистской России - всё сказано ещё в древних иудейских источниках. Расписано подробно: какова природа этих двух царств, их действия, их особенности в практическом воплощении зла на планете Земля. Скажите , а вы наблюдаете параллели между ситуацией перед Второй мировой войной, между действиями нацистской Германии с её аншлюссом Австрии, Чехословакии; между методами нацистов в пропаганде и тактике - и нынешними действиями Кремля в отношении Украины? Видите ли вы схожесть в тогдашнем и нынешнем поведении  Запада? Считаете ли,что Запад делает в нынешней ситуации достаточно?

- Я часто об этом думаю. Действительно, всё очень похоже. Но есть  отличие - оружие массового поражения. Ядерная дубинка в руках путинского режима, естественно, пугает Европу, которая совсем не хочет из-за "какой-то" Украины поставить под угрозу существование цивилизации. Хотя - не факт, что РФ пустит эту дубинку в ход. В конце концов, запасы химического оружия в мире во время Второй Мировой были огромны. Но оно было запрещено Женевской конвенцией. И не было применено. Разве только "Циклон Б" в газовых камерах Аушвица.

У Европы сейчас - огромные проблемы. Они известны. Израиль живёт с этими проблемами десятилетиями. Но для Европы, уже подзабывшей террор эпохи борьбы за независимость Алжира (ОАС), новая волна терроризма оказалась тяжёлым испытанием. А тут ещё и выход Британии из ЕЭС! И ясно: для европейцев свой дом важнее. А понять, что Украина - часть этого европейского дома, пусть и не самая благополучная, в ЕЭС не могут.

- Один из главных поводов и лживых вбросов, на которых Кремль основывает свою агрессию, - обвинение Украины в поддержке фашизма, со ссылкой на исторические события Второй мировой войны. Меж тем, давно известно, что сведения об украинских освободительных армиях, распространяемые чекистами с тех времён, ложны. Пахнут клеветой. Особенно на фоне того, что большевистская Москва и нацистский Берлин два года вели войну рука об руку против Европы, заключив в августе 1939 года прочный союз.

     Согласны ли вы с точкой зрения Бродского и многих историков, что Вторую мировую развернули СССР и Германия совместно? А далее - два режима разбирались между собой за гегемонию. Что это была война двух зол. И на этом фоне обвинения Кремля в адрес УПА, воевавшей и против тех, и против других, а также обвинения против нынешних властей Украины в этом плане звучат более, чем абсурдно?

- Если говорить о Второй мировой войне, то все вопросы излишни. Её развязали Германия и СССР, напав на Польшу, разделив её между собой и договорившись о разделе сфер влияния в Европе. Не забудем, что согласно пакту Молотова-Риббентропа, СССР позднее оккупировал прибалтийские страны, Западную Украину. Вспомним финскую кампанию. Напомним также и то, что именно эти аннексированные СССР области стали эпицентром распада Империи. Сталин проглотил то, что его преемники не смогли переварить.

А вот Великая Отечественная война - уже другое. Тут вопросов тоже нет - Германия вероломно напала на СССР и ввергла мир в одну из самых кровопролитных войн. И - безнадёжных для агрессора. Мне иногда кажется, что Провидение столкнуло между собой два тоталитарных режима. Ибо демократии перед тоталитаризмом беззащитны.

Возможно именно поэтому учебники истории СССР так много говорили о ВОВ и так мало - о Второй мировой, практически замалчивали роль союзников в этой войне.

- Перед тем, как перейти к разговору о поэзии вообще и о вашей поэзии в частности, хотелось бы поговорить вот о чем. Писатель Сергей Довлатов однажды заметил: "Таланту противостоит не толпа, но посредственность". И это абсолютно точно, как мне кажется. Человек талантливый, возвышенный, томимый духовной жаждою, оказывается в центре замкнутого круга - и к нему стремительно тянут щупальца со всех сторон разнообразные монстры, призраки, утверждающиеся за его счет мелкие личности. Каждый при этом старается тянуть одеяло на себя, используя гения в своих небольших и не шибко творческих целях.

И под знаменем великого Бродского надо бы начать и углубить марш на Запад - бить хохлов и спасать Россию... (Хохлов пишем - евреи в уме, это как пить дать). В их воспалённом воображении Русь-тройка мчится, ведомая двумя Иосифами - императором Сталиным и имперцем Бродским. Очень быстро они поменяли Бродскому статус изгоя-отщепенца, космополита безродного на статус хоругвеносца. Эту ноту подхватил в своей лекции "Бродский - поэт русского мира" и  Дмитрий Быков.

 Но самое печальное, что на сию удочку клюнули и некоторые граждане Украины. Я получаю множество гневных отповедей с цитированием пресловутого стихотворения Бродского "На независимость Украины". Приходится проводить ликбез. Ваше мнение на эту тему?

- Ну, что сказать... Очень многие русские поэты - в смысле, писавшие и пишущие на русском языке - создавали стихи с имперской подкладкой. И не с Бродского тут начинать. И даже не с пушкинских "Клеветникам России" и "Полтавы". Ломоносовская ода "На взятие Хотина",  державинское "Гром победы раздавайся!", бывшее, кстати, официальным гимном империи, а написана была эта ода на взятие Крыма. Культ Победы, воинский, языческий культ пронизывает всю историю российской культуры. Был ли, скажем, Тютчев имперским поэтом? Был, потому что эта тема у него звучит повторно, настойчиво и торжественно. И в этом отношении его поэтика согласуется с его "политикой", с его идеологией. Был ли Пушкин имперским поэтом? Нет, несмотря на то, что из-под его пера вышло несколько "имперских" стихотворений. Но даже в "Полтаве" в уста Мазепы поэт вкладывает слова:

"Но независимой державой Украйне быть уже пора и знамя вольности кровавой я поднимаю на Петра!"

То же самое и о Бродском. Да, он написал оскорбительные для украинцев стихи, кстати, не очень удачные. Да, он их дважды прочёл публично. Но запретил их публиковать, о чём просил друзей - но кто же послушает! Так и Блок: просил уничтожить все экземпляры  "Двенадцати". К счастью, этого не сделали. И слово, сорвавшееся с языка, осталось жить. И стихи Бродского, как и стихи Блока, будут жить и займут своё место как памятник своего времени. А вот те, кто на основании одного стихотворения отторгают всё творчество великого поэта или те, кто делают это стихотворение стержнем, вокруг которого строится весь поэтический мир Бродского, просто передергивают карты. Вот, в противовес, одна строка - "Империя - страна для дураков". Среди стихотворений, моих стихотворений, которые публикует ваш журнал, есть нечто вроде ответа на печально известные стихи Бродского.

- В своих стихотворениях вы описываете свою жизнь, себя. При этом постоянно оглядываетесь назад  во времени, бесстрашно, потому что помните, конечно,  о судьбе  жены Лота. Читая ваши стихи, в том числе и на тему "энциклопедия советской жизни", "уроки ностальгии", я словно бы смотрю черно-белое кино. А вы - созерцатель за кадром. Без тени иллюзий, надежд. Сверхреалистичны. Но - режиссёр этого кино известен. Бог истории. Муза истории Клио. Получается в результате своего рода историческая летопись, созданная Вами.

     Ахматова говорила, что "муза истории, историзм - это для неё одна из самых важных составляющих в сочинении стихов". Поэт - Пимен. Летописец. Свидетель времени, говорящий время. Для вас это так?

- Не совсем. Мой герой - не я сам, а мир вокруг меня. В основном я пишу о других и вижу мир глазами другого. Само слово "Я" встречается у меня куда реже, чем "Ты", а также "Он-она-оно". Этот жанр я окрестил "Биографической лирикой", заметим - не автобиографической! Мои "Семейный архив", "Записные книжки" и множество других стихов относятся к этому жанру. Но даже там, где  "я" появляется, нужно видеть дистанцию между героем и автором. К сожалению, многие этого не замечают.

С другой стороны, автор присутствует во всех стихах (мадам Бовари - это я! - писал Флобер). Мир моих стихов не реалистичен, а сюрреалистичен, времена там смешиваются, библейские герои действуют в СССР пятидесятых годов, лекцию по марксистской философии читает сказочный монстр, клацающий когтями о паркет. Путешествующий Карамзин неожиданно попадает в эпоху Гражданской войны и чудом избегает расстрела. Русский барин раскапывает на своей земле древнесоветское поселение. Королева и придворные пропадают в костюмерной и живут там до революционных событий. Да мало ли такого в моих стихах? Сюда относятся и фольклорные, сказочные мотивы.

Особняком стоят стихи о детстве - тут суровый реализм. И ситуации, описанные в этих стихах, чаще всего реальны. А вот уже в подростковом возрасте я воспринимал советскую реальность как нечто нелепое и смешное-страшное. Кстати, на мои стихи огромное влияние имела живопись. Художники Возрождения помещали героев Библии в современные художникам интерьеры, наряжали их в соответствующие одежды, и архитектура была совсем не древне-еврейская на великих картинах!

Я в полной мере усвоил и иной принцип средневековой и возрожденческой живописи, то есть, могу писать об одном и том же десять раз. В моем Рождественском цикле около пятидесяти стихотворений (дань Бродскому). А сколько Мадонн написал Рафаэль? В том, что я сейчас говорю, может послышаться претенциозность. Но я вовсе не уподобляю свои стихи картинам Рафаэля. Я говорю не об уровне, а о методе - один и тот же сюжет может быть разработан по-разному. Сюда же следует отнести и стремление писать "циклы стихотворений", а не отдельные стихи….     

       - Бодлер  писал, что Бога облетают войны, священники и поэты. Рамбам в своей квалификации степени пророческих озарений ставил поэтов на четвертую ступень. Ощущаете ли вы сами себя не только поэтом, но и в каком-то смысле воином добра, проповедником? Мессианское, апостольское ощущение мира и себя - это ваше?

- Нет. В моих стихах мало определённости и торжественности, свойственной мессианскому мироощущению. В них для этого слишком много откровенной иронии и самоиронии. Но довольно часто в моих стихах прямо или косвенно было предвестие грядущих событий. Тут интересно то, что на сознательном уровне я это не формулировал. Но в стихах это проявилось - наше творческое бессознательное часто мудрее нас. Может быть нечто похожее на мессианское сознание проявилось в стихах, написанных во время войны...

- Иудейство, еврейство -  у Вас множество стихотворений об этом. Насколько Вы ощущаете себя иудеем?

- Ровно настолько, насколько это считывается в моих стихах. Я рос в атеистической советской врачебной семье. Ни Библии (ТАНАХ), ни мазхоров, ни Вавилонского Талмуда не было в нашей библиотеке. Ни иврита, ни идиша мои родители не знали. Но уже в 17 лет Библия была у меня и, без всякого сомнения, это моя любимая Книга.  Конечно, я ушёл слишком далеко от еврейской традиции, чтобы к ней вернуться. Более того, я шёл к еврейству через христианство, что может показаться очень странным, но ведь мир СССР был предельно странный, нелепый мир….

Но вы правы - в поэзии я сделал много шагов к осознанию своего еврейства. Не могу не сказать, что антисемитизм  помогал мне не забывать о своем происхождении ни на минуту. Кроме "Семейного Архива" у меня выходила книжка "Свиток" и "Хасидские изречения". Многие лучшие мои стихи именно в этих книгах.

 -    Когда читаю ваши стихи о Боге и к Богу,  возникает ощущение не только космического баховского хорала, но и равного  диалога одиночки, творения божьего с Создателем.  "Дудка божья, Борис Херсонский",- думаю я, перечитывая раз за разом вши псалмы - осанны Всевышнему.  В этом смысле мне вспоминается только Райнер Рильке. Его книга "Часослов".  Скажите,  считаете ли вы, что  постулат "по образу и подобию"  - ключевое   понятие , которое может изменить нравственный климат на грустной "планете людей", не только для человека, но и для поэта?  Считаете ли вы, что поэтический текст своей многослойностью-сюжетностью, но одновременно и метафизикой, многосмысловым прочтением, историзмом, колдовской неизъяснимостью, магическим замесом, красотой должен напоминать библейские богооткровенные тексты? Мысль о том, что  поэт - это ещё и колокол,  сирена, зовущая других к мысли, чувству, состраданию, работе духа и биению неровному сердeц вам близка? Пушкинские "милость к падшим призывал" и "духовной жаждою томим", державинское "я царь, я раб, я червь, я Бог" - "ваше"?


Боже, Марк, как торжественно вы об этом говорите! Но ведь все мы в какой-то степени "дудки Божьи"! И "образ и подобие", И маго Деи - это лучшее, что есть в нас. Царство Божие внутри нас, но умеем ли мы почувствовать и выразить это? Бах - умел. Может быть, поэтому он самый любимый мой композитор. Удаётся ли что-то мне, когда я пишу о Боге? Думаю, что тут важна не тема, а внутреннее ощущение. Говорил же Борис Пастернак, что поэтическое вдохновение сродни маленькому сошествию Святого Духа!
Но мне лично такое притязание кажется чрезмерным. Я бы скорее сравнил сочинение стихотворения с молитвой. Даже если обращение к Всевышнему в стихотворении отсутствует. А вот ни колоколом, ни сиреной мне быть не хотелось, не хотелось ни звать, ни предупреждать, ни предсказывать. Если нечто подобное происходило, то вопреки моей воле. У поэта только один долг - быть абсолютно искренним и, как писал Пушкин, быть в то же время послушным велению музы.

  - Бродского нет. Многие говорят, что он якобы захлопнул дверь за собой. И поэзия на русском языке остановилась, развития не происходит - настолько высокую планку задал Бродский. У не так давно ушедшего Льва Лосева - те же настроения:

    "И последний поэт , наблюдая орду,
    Под поэзией русской проводит черту
    Ржавой бритвой на тонком запястьи"

Я же, например, наблюдаю вас, Борис. Не замечая орды.

Однако, ощущение конца времён, спрессованности времени, сумасшедших скоростей жизни, где нет места остановиться, подумать, послать, скажем, письмо отцу в Зальцбург почтовой каретой, а потом написать при свечах 40-ую симфонию, ощущение времени, стремительно уходящего в некую воронку, как уходит в последний момент вода из  ванны, все-таки присутствует. У вас возникает такое ощущение? Поэзия и литература заканчиваются вместе со временем ? Будущего нет?..

- Зато есть прошлое. И его хватит с избытком. Царствие Небесное есть царство прошлого - в нём те, кого уже с нами нет. И там Моцарт может побеседовать с Бродским, оторвавшись от письма к отцу в некий небесный Зальцбург - не вс же нам небесный Иерусалим? Хотя Иерусалим для меня важнее Зальцбурга. Интересно, что в одном из стихотворений "Семейного Архива" у меня есть образ воронки в ванне, когда оттуда выпускают воду. И это как раз об окончании времени - не для всех, но для моих героев.

Впрочем, я убежден, что пока существует мир, будут существовать и стихи. Как писал Набоков:

Но видно слух не может сразу
Проститься с музыкой, рассказу
Дать замереть. Судьба сама
Еще звенит, и для ума
Внимательного нет границы
Там, где поставил точку я.
Продлённый призрак бытия
Синеет за чертой страницы,
Как завтрашние облака -
И не кончается строка.

_________________________________
На фото: Марк Эпельзафт; Борис Херсонский.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка