Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Татьяна Дудочкина 13 марта - 26-й юбилейный концерт

Беседа с профессором New England Conservatory - основателем исторического цикла юбилейных концертов, посвященных творчеству выдающихся композиторов

Опубликовано 17 Февраля 2016 в 06:20 EST

...в марте родилось столько музыкальных гениев! Сочетание имен самое неожиданное
Бах, Вивальди, Мусоргск ий, Римский-Корсаков, Равель, Вилла-Лобос, Сарасате, Шопен, Пьяццола… Получается, в концерте будет звучать музыка от Баха до Пьяццолы! От строгого медитативного жанра к высвобожденным ритмам и пластике заостренного движения. От Чаконы, которую сыграет Олег Крыса, к Танго, исполненному участниками танцевальной студии "Тодос"! И будет праздник...
__________________________
В фотоокне
Татьяна Дудочкина.
Гостевой доступ access Подписаться

Трудно поверить, но задуманный и начатый в 1991-ом году цикл юбилейных монографических концертов в честь выдающихся композиторов, охвативший огромное количество имен, не только выдержал испытание временем, но и успешно продолжается. Его основатель, бессменный художественный руководитель профессор New England Сonservatory Татьяна Дудочкина 13 марта 2016 года вновь открывает двери концертного зала JORDAN HALL, приглашая на вечер "Весенняя феерия - посвящение композиторам, рождённым в марте" или Salut Composers born in March.

Итак, предстоит не монографический концерт, адресованный творчеству одного композитора, как слушатели уже привыкли, а концерт, наполненный произведениями многих композиторов, совершенно не схожих между собой, объединенных лишь рождением в первый  весенний месяц. И тут обнаруживается неимоверное богатство талантов, подаренных миру в марте. Об идее подготовки концерта рассказывает создатель этого удивительного цикла.

Татьяна  Дудочкина: - Много памятных событий связано у меня с проведенными вечерами, ведь были посвящения Прокофьеву, Глинке, Шостаковичу, Верди,   Пуччини, Гершвину, Григу, Дебюсси, Форе, Массне, Родриго, Элгару, Шаминад, Вилла-Лобос… Всех сразу назвать невозможно за предыдущие 25 лет. Но неизменная задача - предоставить публике знакомство с неизвестными произведениями знаменитых композиторов наряду с исполнением узнаваемых и любимых опусов, дать повод для проявления творческой активности профессорам и иногда студентам консерватории, и для того, чтобы украсить концерты, -  приглашать выдающихся солистов.

В свой первый год преподавания в Бостоне 1991-ом году мне - киевлянке - предложили сольный концерт. Приближалось столетие Прокофьева. Я думала о том, чтобы посвятить ему весь концерт. Но не ограничиться сольными произведениями, а представить его камерные, вокальные и другие произведения. Мне хотелось избежать традиционного академического стиля и внести живую жизнь и дыхание творчества в строгую форму сольного исполнительства. Так возникла идея собирать большие концерты со многими участниками.

Однако консерватория - не концертное учреждение, а учебное. Гонорары исполнителям не полагаются. Мне при приглашении солистов с именами приходится находить спонсоров, чтобы оплатить выступления больших мастеров.

Алла Цыбульская: - Могу только догадываться, какая большая организаторская работа ложится на ваши плечи помимо творческих задач. В ваших концертах неизменно участие различных инструментальных составов, в которых вы сами играете на рояле, воодушевляя музыкантов-участников. И вы всегда отличаетесь, по сути, дирижерским ведением любого ансамбля. Вы составляете программу концертов так, что ансамблевые, сольные, оркестровые, хоровые сцены контрастируют друг с другом. Особо привлекательно включение в концерты  балетных сцен: мне помнятся Адажио из балета Хачатуряна "Спартак", исполненное солистами Бостонского балета Ларисой Пономаренко и Виктором Плотниковым, Вальс Шопена, который танцевала Лариса Пономаренко, и танец на музыку Лядова в исполнении солистов бостонского балета также в постановке Виктора Плотникова ….И  Анатолию Лядову-автору замечательных фортепианных и оркестровых миниатюр - посвящался концерт…  Много ярких впечатлений осталось за годы подготовленных вами концертов, и не случайно, они проходят всегда при аншлагах.

Но слушатели не догадываются  о том, что приглашаемые  из других городов и стран солисты останавливаются в вашем доме, что всех нужно принять, разместить, наконец, накормить…

- Да, и тут возникают иногда непредвиденные, иногда курьезные ситуации. Концерты цикла назначаются зимой, это связано с учебным расписанием консерватории. Нельзя проводить их во время экзаменов, нельзя во время каникул. А зимы в Бостоне бывают непредсказуемыми из-за внезапных сильных снегопадов, что подчас вынуждает переносить концерт на другую дату. И однажды, когда на юбилей Дмитрия Дмитриевича Шостаковича прилетел его сын Максим Шостакович, такое произошло. Концерт пришлось отложить,  а дождаться новой даты Максиму не удалось, у него были свои расписанные сроки, как, впрочем, у всех крупных ангажированных исполнителей. Было очень жаль, он провел репетиции с оркестром, все было к готово к исполнению, но метель сбила планы. В итоге этим произведением продирижировал Бенджамин Зандер.В координации каждого исполнителя в отдельности и всех вместе  и состоит трудность выстраивания юбилейных концертов…

Стремясь избежать такой вечной опасности, как отмена концерта из-за непогоды,  в нынешнем сезоне я постаралась назначить предстоящий концерт на  март. Но спасаясь от одного бедствия, я сталкиваюсь с другим: время учебных каникул не позволяет участвовать студенческим оркестрам.

К разряду забавных ситуаций могу отнести другой случай, когда на концерт, посвященный Гершвину, я не смогла войти в переполненный зал потому, что дорогу мне преградил полицейский, сдерживающий толпу. Мне надо было доказывать, что я - участник концерта. Я думала, что люди идут на бейсбол, а шли в Jordan Hall.

И еще одна ситуация с непредвиденным аншлагом  произошла на праздновании столетия со дня рождения Арама Хачатуряна. Зал не мог вместить всех желающих. В Бостоне - большая армянская община. Неожиданно билеты в кассе исчезли через первые сорок минут после поступления. У посла Армении не оказалось вовремя приобретенного билета. Как и у многих из армянской общины! Тогда руководство консерватории приняло решение о проведении двух концертов: начало одного было назначено на шесть часов , а другого - на восемь часов вечера. В итоге, прослушав концерт, лидеры армянской общины учредили scholarship для талантливых студентов.

- Во всех ваших концертах наряду с  известными произведениями исполняются неизвестные или утраченные произведения. Как вы их находите?

- Огромный поиск в нотных библиотеках мира увенчивался порой знаменательными находками, как, например, неизвестная пьеса Пуччини для фортепиано "Электрошок", которую я сыграла на концерте, посвященном  его музыке. И получила прекрасную рецензию в газете "Бостон Глоб", подписанную  музыкальным критиком Ричардом Дайером.

Также неожиданно были найдены ноты неизвестного фортепианного дуэта Пуччини  -  Capricio Sinfonico,  который я исполнила с прекрасным пианистом Роберто Полли. А  ноты фуги для хора Вилла-Лобоса были найдены в музее Бразилии. Большую помощь оказала дочь любимого мной с детства композитора Иоганна Родриго. Она из Испании прислала ноты удивительного Секстета и его Серенады для фортепиано, которую я с удовольствием исполнила. Мне приятно вспомнить, что за это исполнение я также была удостоена высокой оценки в уважаемой  "Бостон Глоб". В том же памятном выступлении тогда же прозвучал и его знаменитый концерт для гитары с оркестром.

Мне кажется знаменательным также находить и приглашать потомков великих композиторов. На юбилейный концерт Пуччини приезжала его внучка Симонетта Пуччини.

А на концерт-посвящение Скрябину, я пригласила, проведя исследование, его праправнука, живущего в Израиле, Элишу Абаза. У него интересная судьба. Восьми лет отроду он играл с оркестром под управлением Зубина Меты в Карнеги-холле, и  Артур Рубинштейн подарил  вундеркинду часы.  В десять лет он бросил музыку и в течение 20 лет занимался исключительно футболом. Но заложенная в генах музыкальность вернула его в мир музыки. И также внезапно он обратился к своей оставленной профессии и продемонстрировал класс пианизма, сыграв с оркестром консерватории "Голубую рапсодию" Гершвина в моем 25-ом юбилейном  концерте.

- Как происходит подготовка  для участия в  концертах?

- Для начала я путешествую ежегодно в разные страны, в те, где родились и провели жизнь наши юбиляры. Готовя программу о Бахе, - в Германию, о Дебюсси, Массне, Форе, Сесил Шаминад - во Францию,  об Эдварде Элгаре, о сэре  Вильяме  Волтоне - в Англию, о Григе - в Норвегию, о Вилла-Лобосе - в Бразилию, о Верди, Пуччини  - в Италию…Это и обогащает впечатлениями, и расширяет представление о реальной среде, природе, окружении, влиявшем на жизнь и творчество великих создателей музыки. А потом - занятия, репетиции…

- Мне, скажем, очень понравился акустический эффект в вердиевском концерте, когда  студенты исполнили хор рабов  из оперы "Набукко",  находясь не на сцене, а на балконе, тогда  дирижировал  Стивен Каридоянис с большим воодушевлением. Но спеть этот хор безумно трудно, для молодых музыкантов справиться с исполнением было победой, они вложили в исполнение и сердце, свою пылкость. И даже, если звучание уступало исполнению хора в Театре Ла  Скала, это  не умаляло достижение совсем молодых хористов. А ведь именно молодыеисполнители подчас становятся открытием в ваших концертах. Вспоминаю чудесное исполнение  Революционного Этюда Шопена двенадцатилетним японским мальчиком - вашим учеником Сэхо Янг, большое впечатление произвелав концерте Дебюсси  игра китайского мальчика Джорджа Ли.

- Если родители Сэхо Янга открывали для меня Японию, а Сэхо победил на пяти международных конкурсах, то Джордж Ли порадовал меня победой в этом году в  Москве на конкурсе Чайковского. Он - не мой ученик, но я рада его участию в моих концертах. Его младший брат Эндрю Ли не менее талантлив, и в предстоящем концерте он будет участвовать в исполнении трио Шопена. 

- Сколько наград на Международных конкурсах получили ваши ученики?

- Насчитываю более 280-ти наград на Международных, Национальных конкурсах  и Всемирном  конкурсе в Цинциннати - городе штата Огайо… Если кто-то заинтересуется особо, могу предложить ссылку на мой вебсайт: www.tatyanadudochkin.com. О студентах-учениках на моем вебсайте есть рубрика "Студенты". Там я рассказываю более подробно.    

- Ваша огромная работа с учениками-пианистами  - это тоже вклад в музыкальную культуру и развитие молодых дарований. Профессию музыканта получают исключительно из рук педагога. И то, что в наше технократическое время  поднимается поколение за поколением, представители  которых отдают время и жизнь музыке, говорит о том, что Ваш каждодневный труд не на сцене, а в классе со студентами, дает свои плоды. Помимо студентов, подающих надежды, у вас всегда выступают талантливые яркие исполнители, чьи имена по праву известны. Помню, как была очарована появлением солиста Метрополитен-опера Адама  Клейна, выступившего  с песенкой Герцога из "Риголетто" Верди. Впечатление произвел тонкий пианист Сергей Щепкин, у которого всегда свои трактовки. Вы вдвоем с ним играли в необычномавторском переложении для двух роялей  2-ую рапсодию Листа.Незабываемы  игра и солирование флейтистки Паулы Робинсон в посвящении музыкеСесил Шаминад, блестящая игра пианиста Роберто Полли, скрипачки Тамары Смирновой- первой скрипки Бостонского Симфонического оркестра,  скрипачки  Масуко Юшида…

- Да, эти концерты помогают мне не только приглашатьсолистов, с которыми я знакома по прежней, еще киевской жизни, но и приглашать тех, кого я ценила, но с кем не имела личного контакта. Таким великим музыкантом является Наталья Гутман. Я пригласила ее исполнить концерт для виолончели с оркестром Элгара.   Дирижировал Бенджамин Зандер. И с тех пор он ее приглашает играть с   Бостонским филармоническим оркестром... Но  были и музыканты, с которыми я встречалась еще в Киеве. Никак не ожидала, что помнить меня будет Мстислав Ростропович.  Мы столкнулись  лишь однажды, когда онв 1972 году  приезжал играть в Киев  виолончельный концерт Арама Хачатуряна. И Хачатурян меня с ним познакомил. Этот великий музыкант и человек оказался в общении прост и памятлив. Оказавшись, спустя годы в Бостоне, он меня узнал и припомнил обстоятельства застолья после концерта.

А к нынешнему концерту я пригласила  знаменитого скрипача, лауреата Международных конкурсов Чайковского, Паганини, Венявского - Олега Крысу.  Он в том же 1972 году солировал в скрипичном концерте Хачатуряна.

После  смерти Ойстраха Олег перешел из киевской консерватории, где он заведовал кафедрой, в московскую консерваторию, где ученики Ойстраха стали его учениками. Я играла с Олегом, когда мне было 19 лет. И очень рада, что он принял мое приглашение и приедет сейчас.

Как и прежде, мною приглашен Михаил Светлов. Люблю его бас, ценю драматическое мастерство. Буду ему аккомпанировать.

Будет петь также Елена Дудочкина, моя дочь. Она стала солисткой компании "Новая опера" в Нью-Йорке. Принимала участие в исполнении оперы Шостаковича "Нос" Бостонской Оперой, спев ведущую партию. На ее счету исполнение  классических партий Снегурочки, Иоланты, Джильды… Минувшим летом она исполнила партию сопрано  в 4-ой симфонии Малера с оркестром" Эврика". Елена   победила на конкурсе "Золотые голоса Америки" в Карнеги-холле.

- Могу свидетельствовать, что сопрано  Елены Дудочкиной обретает и больший диапазон, и глубину тембра, и подвижность. Ее звучание сейчас уже не кажется исключительно предназначенным для камерного исполнительства. Работа над масштабным репертуаром выявила её  скрытые ресурсы и несомненную сценичность.

Возвращаясь к программе предстоящего концерта, собранного из произведений разных композиторов, хочу уточнить: в ряду юбилейного цикла ведь случалось, когда также концерты  не  были строго монографическими? 

- Да, был концерт к 450-летию со дня рождения Шекспира. Это были венки от композиторов разных эпох, которых объединил великий Шекспир. И был концерт, составленный из тщательно отобранных произведений, включенных в программы разных лет. Имею ввиду юбилейный 25-ый концерт, прошедший в прошлом году. Четверть века - страшно подумать - ежегодно готовлю и провожу такие большие концерты. И я, признаюсь, подумала: не пора ли поставить точку? Когда мы молоды, мы боремся за то, чтобы состояться. Я в процессе подготовки делала все сама - от репетиций до приглашений, от выбора программы до афиш. Сейчас многое преодолено и достигнуто. Может быть, поставить точку?

Но точку поставить не удалось. Все уже так закрутилось, что не я отправилась к администрации консерватории согласовывать новую программу и дату проведения, а напротив - ко мне обратились с вопросом: что намечено на 2017 год? Да и друзья не дают остановиться. И я продолжаю свое дело.

А сейчас мне помогает секретарь. Нагрузка у меня и в самом деле большая. Ведь я также являюсь президентом фонда камерной музыки в Новой Англии - Сhamber Music foundation of New England. Эта неприбыльная организация помогает молодым музыкантам и педагогам. Я организовала Международный конкурс камерных ансамблей в 2005-ом году, который проходит каждые два года. Это дает    путевку в жизнь молодым исполнителям.  

- Да, тут несомненен ваш дар, дорогая Таня, в планированиии, выстраивании концертов. И, наконец,  настало время  поговорить о  программе предстоящего...

- Никогда не предполагала, что в марте родилось столько музыкальных гениев!

Сочетание имен самое неожиданное: Бах, Вивальди, Мусоргский, Римский-Корсаков, Равель, Вилла-Лобос, Сарасате, Шопен, Пьяццола… Получается,  в концерте будет звучать музыка от Баха до Пьяццолы! От строгого медитативного жанра к высвобожденным ритмам и пластике заостренного движения. От Чаконы, которую сыграет Олег Крыса, к Танго, исполненному участниками танцевальной студии "Тодос"!  И будет праздник, в котором публике представят выступления солистов и самые необычные сочетания ансамблевых составов, завершаемых джазовым квинтетом. Будут солировать и другие замечательные музыканты, например, в концерте Вивальди выступит Алдо Абреу, играющий на старинной флейте в сопровождении клавесина и струнных инструментов... Это очень важно: чтобы передать аромат эпохи нужны инструменты того времени, а не более поздние.

Две песни Мусоргского споет Михаил Светлов. Ему я буду аккомпанировать, как и Елене Дудочкиной, при исполнении арии Снегурочки из одноименной оперы  Римского-Корсакова. И она же исполнит "Забвение"- Oblivion - Астора

Пьяццолы в сопровождении фортепиано и джазового квинтета, руководимого Максом Любарским.

Пьесу Сарасате-Наварра исполнит дуэт скрипок (оркестранты Бостонского симфонического оркестра) с моим аккомпанементом...

Из произведений Гектора Вилла-Лобоса прозвучит его Бразильская Бахиана №4 ,  мы исполним её камерным ансамблем, в котором играют мои коллеги с моим  участием. Собственно, сам жанр знаменитых Бахиан возник из любви композитора к Баху, желания сочинять свою музыку в стиле Баха, и дару вплетать в ткань музыкальных  приношений великому композитору эпохи барокко ритмы и интонации бразильских ритмов 20-го  века.

Что еще… Прозвучит октет с арфой Равеля. А также интересное сочинение  американского композитора польского происхождения, писавшего в том же 20-ом веке в духе неоклассики,- Роберта Мущинского "Время №4". Оно будет сыграно победителем восьми Международных конкурсов  виртуозом кларнетистом Нареком Арутиняном, которому я аккомпанирую.

- Вот мне кажется, в аспекте  встреч с незнакомыми или малознакомыми творениями великих композиторов вы  ставите перед собой постоянную просветительскую задачу всего вашего грандиозного цикла, озаглавленного по-английски "Annual Composers  Annivesary Celebration, продолженную в нынешнем сезоне концертом  Salut Composers born in March. При этом вы всегда в отличной пианистической форме сами, это означает, что организаторская деятельность не вытесняет  постоянную работу над собственным мастерством…

И  несомненно, вся ваша ежегодная преподавательская деятельность, включающая и мастер-классы в разных странах, а это Испания, Италия, Канада, Германия, Голландия, Южная Америка, и посещения знаменитых музыкальных фестивалей  в Вербье, направлена на обогащение программ следующих концертов основанного вами цикла юбилеев великих композиторов, продолжающихся уже 26 лет!

- Возможно. Я рада что все концерты очень по душе залу. К тому же, я стремлюсь, чтобы о каждом концерте как об акте связи с мировой культурой.  знали представители посольств стран, к которым принадлежала жизнь ушедших классиков. По моему приглашению приходят послы и консулы этих стран. Получается праздник. Художественные события оказываются  явлением также и международной культурной жизни, и в то же время все подготовленные мной концерты становятся вехами моей жизни.  

- Концерт, как всегда, будет вести Рон Киеза -  комментатор WCRB-радио?

- Да, его согласие вновь получено. Он всегда с большим энтузиазмом откликается на мои приглашения. Он представителен, и слово его звучит значимо. Но обаяние  придает его чувство юмора, умение вести концерт так, что серьезное часто сопровождает шутка и улыбка.

- Сколько концертов в год дает консерватория  НьюИнгланд  в Джордан Холле?

- Консерватория в год дает 450 бесплатных концертов. Но так, как мои концерты неизменно идут с аншлагом, для того, чтобы публика спокойно занимала свои места, и не было столпотворения, руководство приняло решение ввести символическую плату - 20 долларов.


Дорогая Татьяна! С 1995-го года -  это дата моего приезда в Бостон -  я ежегодный посетитель ваших концертов. И могу подтвердить, что атмосфера на них всегда приподнятая. С воодушевлением приходят наши соотечественники. Неизменно присутствует много коренного  населения- американцев, рожденных в этой стране и любящих музыку. В антрактах слышится вперемешку русская и английская речь. Музыка соединяет разных людей. И в этом огромная  ваша заслуга, если угодно, подвижничество.

Оглядываясь в прошлое, подумать только, какой пройден путь! Я помню толпу перед Малым залом консерватории  -Williams Hall, не вмещавшем собравшихся, растерянность устроителей концерта,  непонятно, как было начинать, наконец, внезапное разрешение всей публике перейти в Джордан Холл. Это было первое достижение.  Интерес публики определил судьбу замечательного цикла. Но вы сумели публику привлечь к своим программам, вызвать уважение, признание. Ваша цель музыкантского просветительства переросла постепенно в дело всей вашей жизни. Послом музыки в мире Бостона стали вы сами. 

Я благодарю вас за беседу и желаю таких новых свершений, каких прежде еще не было.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка