Семейная история Спитковских
Опубликовано 5 Августа 2020 в 01:28 EDT
Выражаю глубокую благодарность моим израильским родственникам, снабдившим меня необходимыми фото- и текстовыми материалами для составления нижеизложенного документа:
Ефиму Фридману - мужу моей двоюродной сестры Ирины Фридман (Спитковской);
Ханите Фиш - двоюродной сестре Офиры Навон по отцовской линии;
Мадине Герц - правнучке Эстер - самой младшей сестры моего дедушки;
Семёну Керцману - родственнику из семьи Балибар, который переводил мне документы с иврита на русский.
Господа, без вашей помощи я бы не сумел рассказать об израильской ветви семьи Спитковских. Я понимаю, что далеко не всех, а скорее всего, мало кого интересуют корни происхождения семьи, но у меня появилась помощница из молодого поколения семьи, дочь моей троюродной сестры, Риты Статниковой, которая не на шутку заинтересовалась, составленной мною родословной. Мадина Герц, молодая мать четверых детей, преуспевающая бизнес-леди, внесла часть из моих родословных данных на сайт "Geni". Большое ей спасибо. Я подозреваю, что любой желающий родственник, зарегистрированный на этом сайте, сумеет откорректировать или дополнить недостающей информацией его конкретноe ответвлениe.
1. История семьи Спитковских
Вот , что я нашёл на сайте "Иудаизм и евреи": "Что означает фамилия СПИТКОВСКИЙ?"
Фамилия Спитковский (также Спидковский, Шпитковский) образована от названия украинской деревни Шпитки. Eвреям Российской империи начали давать фамилии в конце 18-го века, после присоединения к Российской империи западных oбластей Белоруссии, Украины и Прибалтики – после раздела Польши. Тогда Екатерина II "приобрела" вместе с западными областями огромное количество евреев, у которых исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например "Шлойме, сын Хаимке".
Чтобы узнать численность своих подданных, а также организовать их призыв в армию, она ввела переписи населения – примерно, раз в десять лет. Это и были "ревизские сказки", во время которых всем евреям были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания (например, Вилейкин), либо по имени одного из родителей (например, Шифрин), а также по другим признакам, например, по профессиональному (Шойхет, Резник).
Спитковская - это девичья фамилия моей мамы. Происхождение эта фамилия берёт из еврейского местечка Шпитки Киевской области на Украине. В далёкие времена фамилии давались по названию места жительства. Легенда гласит, что кто-то из главных, возможно раввин, не произносил букву "ш", ну что-то вроде вместо слова "шишка" говорил "сиска", вместо "шалаш" произносил "салас", а вместо "Шпитки" получилось "Спитки". Таким образом, при присвоении фамилии местные евреи стали именоваться Спитковскими. Не исключаю, что совершенно самостоятельно существуют Шпитковские (ведь не все в Шпитках шепелявили), и они тоже родом из тех же мест, но речь пойдёт не о них. В последствии людей с такой фамилией проживало довольно много на территории Украины, а особенно в Киеве. Мне очень много рассказывала о них моя тётя Маня, по образованию инженер-строитель, которая жила и работала в Москве. Навещая нас, она умудрялась собирать всех, или почти всех, киевских родственников. Она и поведала мне историю нашей родни, начиная с моего прадедушки и его брата. Почему его брата? Да потому, что мои дедушка и бабушка были двоюродными братом и сестрой, а такое случалось часто в еврейских семьях черты оседлости.
Жена, дочери и внуки моего дедушки Пинхуса Спитковского, 1947 год.
Первый ряд: старшая из сестёр, Клара Балибар (Спитковская) - моя мама, я, Бруха Спитковская - моя бабушка, Ира Спитковская - дочь сына Сёмы Спитковского, пропавшего безвести в 1946 году; второй ряд: Герш Балибар - мой отец, Маня (Матильда) Спитковская - средняя из трёх сестёр, Маша Спитковская - младшая сестра.
По этой причине у меня возникла мысль создать генеалогическое дерево семьи, включая и бабушкину ветвь, ведь фамилия была одна и та же. Я узнал много интересного о своих родных. Поколение моих родителей, т.е. родные и двоюродные тёти и дяди, жили, как все советские люди - учились, работали, защищали страну на полях Великой Отечественной и потом восстанавливали её родимую из руин, идя к заветной цели. Кто бы мог подумать, что построение коммунизма для евреев будет в последствии называться эмиграцией. А чему удивляться, ведь мы всю свою сознательную советскую жизнь говорили одно, а подразумевали другое.
Вот малая толика представителей моей большой семьи поколения моих родителей:
Лауреат Cталинской премии, главный инженер "Kиевского мостоотряда", отставной майор инженерных войск, Семён (Израиль ) Спитковский;
Участник ВОВ, завуч школы, Борис Спитковский (бабушкина ветвь);
Преподаватель кафедры математики Kиевского политехнического института, Клара Спитковская;
Tалантливый бизнесмен, ушедший добровольцем в 16 лет на фронт, Исаак Спитковский (бабушкина ветвь). Родись он на 50 лет позже, наверняка стал бы преуспевающим украинским олигархом. В далёкие 50-е и 60-е годы прошлого столетия власть не допускала успешного материального благополучия башковитых бизнесменов. Она их убирала с пути и сажала в тюрьмы.
Начало войны. Киев захвачен немцами. Отступающая советская армия посылает в разведку четырёх бойцов. Среди них молодой солдат, Семён Моисеевич Спитковский. Надо разведать расположение немцев в близлежащих сёлах. Местный крестьянин прячет бойцов на дно телеги с сеном. Немецкий патруль останавливает телегу и, не доверяя конюху, начинает стрелять по сену. Патруль, разбросав сено, находит тела трёх убитых солдат и одного раненого. Семён лежал вторым справа и получил пять пулевых ранений. Его доставляют в немецкую санитарную часть. Наутро в санчасти умирает пленный мужчина, и врач, грузин по национальности, работающий не по собственному желанию у немцев, рискуя собственной жизнью, подкладывает документы покойного Семёну. У разведчиков, одетых в гражданскую одежду, документов при себе не было. Таким образом Семён Спитковский становится Семёном Михайловичем Ященко. Тот же врач спасает его от ампутации тяжело раненой ноги, правда хромота осталась на всю жизнь. Семёна также спасло, что в детстве он не прошёл еврейский обряд обрезания. Через какое-то время отступающая советская армия освобождает деревню и находящихся в ней пленных, в том числе и Семёна Ященко. Семён возвращается в армейский строй. Он прошёл войну, прошагал всю Европу, был награждён орденами и медалями и демобилизовался в 1946 году. После войны хотел восстановить свою настоящую фамилию, на что в суде ему сказали: "Эта фамилия спасла вам жизнь, а вы сейчас хотите от неё отказаться". Так и остался он евреем, Семёном Михайловичем Ященко. На гражданке прошёл нелёгкий путь от водителя до начальника транспортной колонны. В 1956 году, находясь с семьёй на отдыхе в Гаграх, встретился с врачом, спасшим ему жизнь во время войны. Дочь рассказывает, что впервые видела плачущего отца. В 1989 году, во время моего первого посещения Киева после 10 лет иммиграции, дядя Сеня встречал меня на киевском вокзале на автомобиле "Чайка", оплаченным по действующему тарифу и под бдительным надзором органов безопасности. Семья Ященко эмигрировала в США в начале 90х годов. В возрасте 79-ти лет Семён Ященко ушёл из жизни.
2. О дедушке, которого я уже не застал
У моего дедушки было семеро братьев и две сестры. И что интересно, вначале родились восемь мальчиков, но видать прабабушка была женщиной настойчивой и целеустремлённой, и не успокоилась пока не родила ещё двух дочерей. Я проследил такую закономерность, что количество детей в семьях дедушкиных братьев и сестёр уменьшалось по возрастному принципу. Старший брат моего деда - Копл имел одиннадцать детей, а самая младшая сестра - Эстер имела только двоих. Мой дедушка был третьим ребёнком в семье и имел "только" пятерых детей, двоих сыновей и троих дочерей. Конечно же, еврейские жёны не работали, им хватало забот по дому, а также нужно было успевать рожать и воспитывать наследников. Мне было не понятно, каким образом многодетные семьи существовали на заработок одного кормильца, не говоря уже о том, как детям, желающим учиться, дать образование. Наверно, точно так же, как и мне трудно сегодня объяснить сыну-американцу, что такое коммунальная квартира с общей кухней и туалетом на троих соседей. Я слышу мне подсказывают: "А как насчёт дворовой уборной, общего умывальника в кухне с холодной водой и походы с родителями в городскую баню в единственный выходной день?" Описание бытовых и коммунальных услуг советского гражданина - это самостоятельная многотомная тема, но вернёмся к моей семейной родословной.
Дочь Бася (1903-1978), cедьмой ребёнок в семье Копл - старшего брата моего деда, в 1925 году была выслана из Советского Союза в Палестину, как сионистка. В то же самое время и по тем же причинам выдворили из страны 20-летнего старшего сына моего деда, т.е. моего дядю Израиля (1905-1933). Бася и мой дядя были двоюродными братом и сестрой.
На первом снимке слева изображён мой дядя Израиль, его двоюродная сестра Бася и её родной брат Петя. На втором снимке я в том же возрасте, что и мой дядя Израиль. У меня с ним прослеживается большое сходство. Петины внуки Саша и Маша с семьями проживают в Америке, в штате Мэриленд.
Бася за активную сионистскую деятельность дважды арестовывалась и была приговорена судом к высылке в Сибирь. Приговор был заменён на выдворение из страны в Палестину, благодаря усилиям Екатерины Павловны Пешковой (первой жены писателя Максима Горького), которая с 1922 по 1937 годы возглавляла организацию "Помощь политическим заключённым". Убеждён, что и дядя Израиль за те же проступки был ограждён от последующих репрессий правозащитницей Пешковой, искренне верившей в свободу выбора политических идей.
3. "Антисемитизм - это социализм дураков" (Август Бебель)
После "рассекреченных" семейных историй меня заинтересовало значение термина "сионизм". Трактование этого учения в советских информационных источниках было с сильным налётом антисемитизма. Сегодня, "порывшись" в интернете, я обнаружил, что сам термин «сионизм» был введён в употребление в 1890 году одним из ранних теоретиков сионизма, лидером ортодоксально-религиозного движения «Агудат Исраэль» и идишизма Натаном Бирнбаумом. Гора Сион - это юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма в 70 году н. э. Другими словами - это стремление обеспечить возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль политическими методами. Так в чём же крамола? Почему этим словом размахивают как оружием преступления и требуют возвращения территорий? Кто на кого нападал, начиная с момента образования государства Израиль, и сколько раз? Существуют ли примеры возврата оккупированных территорий побеждённoму агрессору? Я знаком с обратным - невозвращением четырёх Курильских островов и Кенигсберга (Калининграда) побеждённой Японии и Германии. История знает и другие примеры.
Вышеизложенный абзац являет собой что-то сильно наболевшее и, каким-то образом, объясняет стремление евреев, освободиться от глобальной советской тирании и репрессий.
4. "Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса" (Восточная мудрость)
Семидесятые годы прошлого столетия. Еврейское население европейской части Советского Союза заражено инфекцией эмиграции. Никакая политическая вакцина не работает. Увольнения, позорные собрания, хулиганские выходки по отношению к отъезжающим не могут приостановить, уже ставший неизлечимым, процесс отъезда. Мечта о нормальном будущем, если не своём, то хотя бы детей, толкает людей на отчаянные поступки. Бернард Шоу - единственный человек, удостоенный и Нобелевской премии в области литературы, и премии «Оскар», выдающийся критик своего времени, писал: " Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое".
Старшему поколению стало страшно, у него в памяти репрессии беззакония 30-х и диктатуры послевоенных сталинских лет. Hо молодёжь неудержима. Взрослые дети настоятельно требуют у родителей рассказа о забытых семейных историях, о родственниках, живущих за рубежом. Известно, что часть из них покидала страну впопыхах после революции, оставляя нажитое годами и поколениями, а кое-кого, если не расстреливали, то выдворяли из Союза за причастность к сионистскому движению. И в том, и в другом случае семьи были расчленены без анестезии. Боль семьи, как кровоточащая рана, вызывала крик души и слёзы отчаяния при расставании. Отъезжающие шли на этот смелый шаг, не веря молодой власти гегемона. Переписка наказывалась самым строгим образом. В те времена семейные узы были очень сильны. Религиозные традиции, уважение и любовь к старшим впитывались с молоком матери и, в основном, почитались и передавались из поколения в поколение. Прожив в Америке 35 лет, я вывел для себя формулу, чем семья беднее, тем сплочённее. Конечно же, нельзя умолить "заслуги" советской власти, которая за время своего существования выкорчевала почти всё религиозное наследие.
5. "Не сотрудничай со злом, не стой в стороне, не будь жертвой" - три заповеди, выгравированные на стене музея Катастрофы в Вашингтоне
Беспрецедентное событие в феврале 1971 года пошатнуло общепризнанную непоколебимую советскую машину. Евреи - отказники устроили сидячую забастовку в приёмной Верховного совета СССР. Это была отчаянно-смелая выходка, а скорее искра, которая разожгла костёр планомерного выезда евреев на ПМЖ в Израиль. Первыми ласточками в моей семье в 1965 и 1971 годах были папины двоюродные братья, один из Кишинёва, другой из Черновцов, а в 1973 году - моя двоюродная сестра Ира Фридман (Спитковская). В это время семейные тайны, рассказанные моей московской тётей, становятся достоянием родни. Тётя поведала нам, что её брат Израиль, высланный в Палестину, умер в 1933 году от аппендицита в Риге на съезде сионистов, а Бася вышла замуж, родила двоих дочерей, Офиру (1936-1993) и Вардину (1938-1998), старшая из которых в 1956 году стала "Мисс тинейджер Израиль" и впоследствии вышла замуж за "хавера кнессета" (члена правительства) Ицхака Навона. В 1978 году Ицхак Навон был избран президентом, и Офира стала первой леди Израиля. Откуда тётя черпала эту информацию - я не знаю, но помню, что она ездила в Ригу и разыскивала могилу брата. Поиски оказались безрезультатными.
В 1973 году тётя напутствовала племянницу: "Ирочка, попытайся найти Басю. Bдруг она тебе поможет. С её-то связями". Я трудно перенёс расставание с любимой сестричкой, письмами которой зачитывался на квартире её золовки. Тогда-то я по-настоящему "заболел" идеей отъезда, но мои шансы сводились к нулю. Мой партийный тесть был фронтовиком, участником Сталинградской битвы и заместителeм секретаря парторганизации проектного института.
В 1978 году, на основании услышанного, я начертил фамильное дерево семьи Спитковских на большом рулоне бумаги. B 1979 году копии родословной я раздал родственникам, пришедшим на проводы по поводу моей эмиграции из страны.
Не смею больше утомлять читателя последовательной хронологией генеалогического древа семьи. Ниже пойдёт описание тонкого отростка семейного дерева, по имени Бася Спитковская, который ответвился и разросся на земле обетованной.
6. Еврейское счастье - это промежуток времени между двумя еврейскими несчастьями
Мне посчастливилось встретиться с Офирой Навон в 1986 году, но прежде чем я начну это повествование, последует предисловие.
Эмигрируя в 1979 году, я имел вид чукчи из модного анекдота, который шёл по перрону и стучался головой в каждый вагон в надежде найти мягкий. Провожающие, глядя на меня, плакали, не веря в успех моих поисков. История моих родных, выдворенных из страны в 1925 году, повторилась. Те же прощания, без надежды на встречу, та же неопределённость, но всё же надежда на лучшее. Я уяснил одно, что необходимо выбираться из искусственно созданного социалистического тоннеля, ведущего в никуда. Заведомо упускаю подготовительно-лирическую часть отъезда: бесконечные споры, угрозы развода, длительные уговоры родителей жены (мои ушли из жизни намного раньше моего отъезда), продолжение трудовой деятельности после подачи документов и выбор страны постоянного места жительства. Я, конечно же, рвался в Израиль, где к тому времени у меня уже было много родных, а жена согласилась на отъезд при условии переезда в США. Пришлось пойти на компромисс. Мы покидали страну впопыхах на Октябрьские праздники. Снежные заносы частично сковали железнодорожные переезды, поэтому зарубежных туристов пересадили на самолёты, а отъезжающих "предателей родины" отправляли поездом в пограничный город Чоп. Наш путь лежал через Братиславу и Вену в Рим, где в ХИАСе (Общество помощи еврейским иммигрантам) нас оформляли в выбранную нами страну. На тот момент, для приёма еврейских беженцев из Союза, были открыты США, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Желающих эмигрировать в Израиль, ещё в Вене прямо с вокзального перрона, под бдительной вооружённой охраной, отправляли в какой-то замок для прохождения карантина и оформления бумаг для последующего перелёта на историческую родину. Средневековый замок служил пересыльным пунктом и тщательно охранялся от террористов.
Оказавшись в Ладисполе (курортный пригород Рима), я решил позвонить в Израиль двоюродной сестре Ирине Фридман. К телефону подошёл её муж.
- Здравствуй, Фима, это я — Павлик,
- Откуда ты звонишь?
- Из Италии.
- Что ты там делаешь?
- Мы эмигрировали и ждём разрешения на въезд в Америку. Это займёт пару месяцев.
- Приезжайте к нам в гости.
- Я не уверен, или нам разрешат, но даже, если нам удастся, то у меня нет денег.
- Приезжайте, я оплачу.
Конечно же, расспросы сыпались с двух сторон. Из писем я знал, что за шесть лет проживания на земле обетованной семья Фридман успешно благоустроилась. Оба работали по специальности, Ира - детским врачом, а Фима создал свою строительную компанию, что соответствовало его профессии инженера строителя. Старший сын к тому времени учился в технионе, а младший занимался в школе.
Сегодня никто не удивится такому событию, как телефонный звонок в Израиль, но в 1979 году, когда нерушимый Союз был грозным надсмотрщиком "свободных республик", мы не позволяли себе такую роскошь, как телефонные звонки заграницу, поскольку всё фиксировалось.
Я пошёл к своей ведущей в римский ХИАС и попросил разрешения поехать туристом в Израиль. Меня удивил её положительный ответ. Хочу заметить, что ничего подобного до меня в эмиграции не было. Я был пионером этакой просьбы. Позже я узнал, что многие заинтересовались заманчивой туристической поездкой, но далеко не всем разрешили.
Мы нашли в Риме здание Израильского консульства, оно ничем не отличалось от других зданий и не имело никаких опознавательных вывесок. У входа в парадное стояли двое молодых людей в гражданской одежде и о чём-то оживленно беседовали. Мы поднялись на нужный этаж и остановились перед бронированной дверью. Выше одним лестничным пролётом из-за лифтовой шахты за нами наблюдал другой парень в куртке, которая слегка оттопыривалась впереди. На наш звонок в дверь в динамике послышался вопрос о цели нашего визита, потом мы положили наши документы в выдвижной ящик. Через минуту нас впустили в помещение консульствa. С нами дружелюбно беседовали на русском языке, а на тот момент мы другого и не знали, и предложили, при наличии родственников-израильтян, поездку на 11 дней в Израиль - 8 дней по стране и 3 дня с родными. Как мне потом показалось, эта поездка носила агитационный характер. К 1979 году эмиграция евреев из Союза уже шла в обход Израиля, и подобный тур был, как нельзя кстати устроителям. Забегая вперёд, хочу сказать, что из группы в 13 человек после поездки, супружеская пара стоматологов поменялa своё решение лететь к сыну в Сан-Франциско и завернулa на Израиль. Им пообещали работу по специальности. Тогда это было вполне осуществимо.
Нам беспрепятственно оформили въездные документы, для получения которых мы ещё раз посетили консульствo. Надо понимать состояние советского эмигранта после месяца пребывания на свободе. Восприятие окружающего выглядит неправдоподобно, ментальность всё ещё прежняя. Как это получить нужные документы без унижения и просьб? Вспоминается анекдот тех времён: "нельзя сразу посылать советского туриста заграницу в капиталистическую страну, вначале надо отправить его в Монголию или Болгарию, а потом уж..." Сейчас понимаю, какими "инвалидами" нас воспитали в "советском интернате" усиленного режима. Я был на седьмом небе от счастья, ведь я повидаю своих родных, увижу молодую еврейскую страну, куда меня частенько в разгар споров отсылали мои "оппоненты". Нас с женой не могли остановить ни угрожающие предостережения из Киева моей тёщи (не езжайте, они вас там оставят), ни изменившееся расписание тура (8 дней у родственников и три дня поездка по стране). В канун ханукальных праздников мы вылетели в Израиль, запаковав все сувениры, купленные в Киеве на продажу в Италии, для подарков родным и близким.
Мы прервали наши "римские каникулы", о чём, впоследствии, никогда не жалели.
7. Здравствуй, многострадальная и непоколебимая Земля Обетованная
Приятно было осознавать, что в аэропортах Рима и Афин нас охраняли не как предателей, а как личности в свободном мире. В день приезда мы попали на бат-мицву. Как говорят, с корабля на бал. С воздушного корабля на русскоговорящий бал, как минимум, из 300 человек. Моя кузина мне сказала: "За тобой было интересно наблюдать со стороны". Да, я не осознавал, где нахожусь и почему гости так раскрепощены, поют еврейские мелодии и водят хороводы национальных танцев без опаски. Мы провели незабываемые дни в Израиле, повидали почти всех родственников и друзей, вдоволь наговорились и насмотрелись.
У меня сохранились два бланка Департамента эмиграции и абсорбции, на которых были напечатаны интересующие нас сведения. Компьютеров ещё не было, поэтому исправления ошибок машинописного текста оставались на бланке. Ниже привожу дословный текст двух документов.
1. Информация для эмигрантов:
Отдел алии из Сов. Союза просит Вас по всем
интересующим Вас вопросам обращаться к его
работникам: Фани Дорин и Александру Либину.
Телефоны: 02-247333,4
Адрес: Иерусалим, улица Бери 3/3
2. Программа тура:
Отдел алии из Сов. Союза
Программа экскурсии
18.12.79
10.00 - сбор у здания Еврейского агентства в Тель-Авиве, улица Каплан 17 в вестибюле
В этот день выезжаем на север страны, посетим Афулу, кибуц* "Кинерет", "Гадер атова"/Добрый забор/
Ночуем в кибуце "Кфар блюм"
19.12.79
7.00 - подъём и завтрак
В этот день посетим Хайфу, её университет, "Технион", жилые кварталы, промышленный район.
Ночуем в мошаве** "Нир Эцион"
20.12.79
7.00 - подъём и завтрак
Выезжаем в Иерусалим.
День Иерусалима.
Ночуем в гостинице "Тадмор" в Иерусалиме.
21.12.79
7.00 - подъём и завтрак.
Разъезд
(*) Кибуц - сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
(**) Мошав - сельскохозяйственный кооператив, представляющий собой отдельное поселение, в цели которого входят организация поселенческой деятельности его членов, поддержание кооперации в снабжении, сбыте и взаимопомощи и управление общественной жизнью поселения в соответствии с уставом кооператива
Где бы мы не находились, в кибуце, мошаве или на бумажной фабрике в Хедере, везде мы общались с выходцами из Союза, расспрашивали о трудоустройстве, о жилищных условиях, о трудностях и опасностях. Было над чем задуматься.
Наше посещение Израиля осмыслило значение шутки: - Что такое сионизм?
- Это такая болезнь, которая излечивается только в Израиле. В Сохнуте я забрал документы, переданные в Москве в голландском посольстве консулу. Это были моя родословная и фотографии боевых наград моего тестя.
Декабрь 1979 года, город Иерусалим. сидят: Шуля Бронштейн - мой дядя по отцовской линии, эмигрировал в 1971 году, его жена Лия, Гена Балибар - мой старший сын; стоят: Ира Фридман (Спитковская) - моя двоюродная сестра и я.
Находясь в Италии я прочёл много "запрещённой", по советским меркам, литературы, а также набрёл на очень интересную информацию об Израиле, что позволило мне ещё больше гордиться этой страной. Я отсылаю читателя к милой и полной юмора книге, под названием "Простаки за границей". В ней Израиль oписан в 1867 году писателем по имени Сэ?мюэл Лэ?нгхорн Кле?менс (известный как Марк Твен). Он объездил Израиль вдоль и поперёк. Он не видел здесь ни палестинцев, ни зелёных садов, ни арабских деревень , ни оживлённых городов. Ничего. Он увидел и описал заброшенность, болота, холеру, малярию, пески. "Земля слёз", так он назвал Землю Израиля.
К сожалению, с Офирой я повидаться не смог, она была на лечении в Южной Америке. У Первой леди страны обнаружили рак груди.
Мы возвращались в Италию, переполненные информацией и впечатлениями. Свои наблюдения я изложил на 7-ми страницах письма, написаннoгo под копирку для советских родственников. Нас поразила красота Иерусалима, где здания выглядят как невеста, поскольку облицованы местным белым известняком. Bлюбились в модерный Тель Авив с его надземными переходами, клумбами и высотными домами всевозможной формы. A главное, - какие приветливые лица у прохожих и молодёжи. Я благодарен Фиме за то, что предоставил нам такую возможность, оплатив нашу дорогостоящую поездку. Это был, своего рода, подвиг, ведь $1000 в 1979 году для Израиля были большие деньги, да и сегодня считаются немалыми.
Я воистину получил удовольствие от увиденного, утолил жажду общения и со спокойной совестью улетел на ПМЖ в Америку. За последние 35 лет я уже летал в Израиль 4 раза, как на свадьбу, так и на похороны. Страна мне по духу близка при всех её недостатках и опасностях.
8. Бася Спитковская
По разным сведениям Бася, а на иврите её имя произносится, как Батья, родилась 16 декабря 1903 годa то ли в Жмеринке, то ли в Киеве, трудно проследить тогдашние границы Киевской, Житомирской или Винницкой губерний. После общеобразовательной школы она закончила в Киеве школу медсестёр. Как я упоминал выше, за сионистскую деятельность была депортирована в Палестину, где начала свою трудовую деятельность медсестрой в больнице Адата в Тель Авиве. Активно участвовала в рабочем профсоюзе, при этом оставаясь верной своим сионистско-социалистическим взглядам. Вот как о ней пишет старшая сестра-хозяйка больницы, Шифра Бирнберг , которая с ней познакомилась в 1936 году: "Батья представляла собой статную, высокую, женщину с голубыми глазами и и копной золотых волос. Она обладала качествами харизматического лидера, а врачи с которыми она работала без сомнения признавали её авторитет. Батья проявляла преданность профессиональному долгу умением поддержать больных и коллектив.
С появлением роженницы в отделении немедленно следовала её безотказная помощь. Когда меня приглашали в родильноe отделение, где она работала старшей медсестрой, я получала от неё исчерпывающую информацию о положении дел. Я и профессор Ашерман не стеснялись советоваться с ней по любым вопросам. Я помню радость госпожи Спитковской по поводу возвращения её мужа из Франции, по завершению его обучения, а также при рождении её двух дочерей. Вместе с ней радовалась вся большая семья больницы.
В те времена все знали друг друга, радовались успехам и искренне сопереживали и помогали в трудные минуты своим сослуживцaм... Батья написала очень впечатляющее резюме о своей длительной профессиональной карьере, о работе в приёмном покое в двух маленьких комнатах, в очень нелёгкий период войн и недостатка, без необходимого оборудования и при нехватке кадров."
Бася выходит замуж за Лазаря (на иврите Элизар) Резникова - Эреза, который работал архитектором в отделе безопасности и гигиены при Гистадруте - израильском профсоюзе. В семье, где царили согласие и любовь, рождаются две дочери, Офира и Вардина. В 1944 году, когда девочкам соответственно было 8 и 5 лет, от неизлечимой болезни уходит из жизни муж и отец. Бася героически, в одиночку, переносит трудности, свалившиеся на её плечи. Pассчитывать было не на кого, ведь вся её семья находилась в русской диаспоре. Она посвятила себя девочкам и работе. Сделала всё необходимое для того, чтобы дать детям образование.
Рассказывает двоюродная сестра Офиры - Ханита Фиш: " На протяжении более 40 лет Батья была преданная своему делу aкушерка. Мой oтец, родной брат Лазаря, не мог равнодушно наблюдать страдания и лишения Батьи. Он знакомит её с Хаимом Дoбрoвским, человеком высшей степени порядочным, рано овдовевшим, который остался с двумя сыновьями. На протяжении долгих лет Батья и слышать не хотела о том, чтобы выйти повторно замуж. У неё была отговорка: каково это будет привести чужого мужчину в дом, где растут две маленькие дочки. Батья не устраивала свою личную жизнь, пока Офира и Вардина жили с ней под одной крышей. Лишь только после того, как девочки покинули родительский дом, она дала согласие соединить свою судьбу с Хаимом. Он был очень хорошим мужем и я думаю, она была с ним счастлива, однако в разговорах с ней иногда проскальзывала фраза: Хаим замечательный человек, но он не Лазарь."
С выходом на пенсию, источником её сил и гордости являлись, вернувшиеся на родину после учёбы, дочери. Это, как бы, было ей компенсацией за долгие тяжёлые годы работы. Как любая бабушка, она получала удовольствие от общения со своими внуками. Последние 6 лет своей жизни, она очень болела и не выходила из дома. Её семья и втoрой муж пытались облегчить её существование в этот нелёгкий период. Все друзья и знакомые были рады видеть Басю в кнессете при инаугурации 5-го президента Израиля.
Фотография Баси с дочерьми во-время инаугурации Ицхака Навона в 1978 году.
В этом же году Баси не стало.
Вот запись на сайте "Geni" в родословной семьи Резников-Эрез, составленной Ханитой Фиш:
Batya Reznikov-Erez (Spitkovski)
Place of Burial: Tel Aviv, Israel
Birth: December 16, 1903 Jmerinka
Death: 1978 (75) Tel Aviv, Israel
Immediate Family:
Daughter of Koeat Spitkovski
Wife of Eliezer Reznikov-Erez
Mother of Ofira Navon and Vardina Erez
Added by: Yigal Burstein on November 18, 2010
Managed by: Chanita Fish( Ben-Asher) (Reznikov) and 1 other, and Yigal Burstein
9. Вардина Эрец
Вардина Эрец, младшая дочь Баси, родилась в 1938 году, училась заграницей, работала режиссёром на телевидении в Тель Авиве. У Вардины был роман с женатым мужчиной и, как результат, на свет появился плод любви - дочь, Бат-Ель. Вардина воспитывала дочь сама, поскольку биологический отец девочки был дважды женат и в каждом браке имел по две дочери. На сегодняшний день он проживает в Иерусалиме, а Бат-Эль в Тель Авиве. Сыновья Басиного второго мужа были очень дружны с её дочерьми и когда Вардины не стало, они помогали и принимали активное участие в становлении осиротевшей 18-летней Бат-Эль. Их дружба крепка и по сей день.
На фотографии слева направо: годовалая дочь Наоми на руках отца, Тимора Билана - мужа Бат-Ель, Эрез Навон - сын Офиры и Ицхака Навона, Ханита Фиш, Бат-Ель - дочь Вардины, Бeнни Фиш - муж Ханиты.
Вот запись, составленная Ханитой Фиш, на сайте "Geni":
Vardina Erez
Place of Burial: Yarkonim cemetery, near Petach-Tikva, Israel
Birth: November 23, 1938 Tel Aviv, Israel
Death: May 10, 1998 (59)
Yarkonim, Petah Tiqwa, Israel
Immediate Family:
Daughter of Eliezer Reznikov-Erez and Batya Reznikov-Erez
Mother of Belan (Erez)
Sister of Ofira Navon
Added by: Chanita Fish( Ben-Asher) (Reznikov) on June 27, 2011
Managed by: Chanita Fish( Ben-Asher) (Reznikov)
10. Офира Навон
Офира Эрез родилась 22 января 1936 года в Тель Авиве. Как я упоминал выше, родители, Лазарь Эрез и Бася Спитковская, были узниками Сиона и соответственно репатриировались в страну в 1921 и 1925 годах. Офира в детские годы была членом, а впоследствии и вожатой, объединённой скаутской организации. В настоящее время эта организация не существует. Она была активным участником детского музыкального театра и фольклорной танцевальной группы. После обучения в учительском семинаре Левинского, Офира была призвана на срочную службу в армию, служила сержантом, работала военным репортёром и обучала волонтёров, работающих заграницей.
В 1956 году Офира удостоилась звания Сабра и представляла государство Израиль в Париже на международном конкурсе под названием "Идеальная девушка", в котором участвовали представительницы из 21-й страны, где и победила. После демобилизации она закончила Хибру университет, с учёной степенью Бакалавра. Впоследствии, удостоилась стипендии для обучения в США, где углубила специализацию по психологии в университете штата Джоржия, получив академическую степень Магистра, и в Колумбийском университете, где защитила докторскую диссертацию. По окончанию обучения в Америке Офира вернулась в Израиль и была назначена начальником отдела психологии в детской больнице АЛИН (общество детей инвалидов). На протяжении 11 лет работала психологом в организации для глухонемых детей в МИХА.
В 1961 году, в период обучения в Колумбийском университете, Офира познакомилась с Ицхаком Навоном, помощником первого премьер-министра Израиля Давида Бен-Гуриона. В 1963 году вышла за него замуж. В 1973 году семья удочерила девочку, которую назвали Наaми, а через год Офира родила сына Э?резa Навонa. Желая больше уделять внимания детям, Офира перешла работать на неполную рабочую неделю в канцелярию архитекторов по внутреннему дизайну и проектированию. С 1977 до 1978 года, года избрания мужа президентом страны, Офира работала психологом в министерстве образования и культуры.
Как жена президента, Офира активно участвовала в области образования, психологии, волонтёрства и признания в стране женских организаций. Она была спонсором международного года ребёнка, организовала фонд "Меня это касается", который покровительствовал искусству, образованию, воспитанию и культуре традиций еврейских общин. Было организовано два проекта под её началом. Первый: "Обнаруживать одарённых учеников средних школ со способностями" и второй: "Превратить резиденцию президента в Иерусалиме в показательную витрину изобразительного искусства. Любимыми хобби у первой леди страны были музыка, театр и архитектура.
Во время президентства мужа с 1978 по 1983, 42-летняя Офира подняла престиж жены президента. Как Первая леди, она основала организацию по защите ребёнка при Совете президента. Она также работала с Джихан Садат, женой египетского президента, над проектом реабилитации раненных солдат в арабо-израильских конфликтах. Офира Навон также проталкивала проект о международном соглашении по защите детей, захваченных в районах боевых действий. Она была первой президентской женой, рождённой в Израиле. Будучи aшкенази, её брак с сефардским евреем был необычен по тем временам. Тот факт, что Навоны были родителями маленьких детей, был первым в истории президентства страны.
В декабре 1980 шведская актриса Лив Ульман посещает Израиль, как Посол доброй воли от ЮНИСЕФ (Чрезвычайный фонд помощи детям при Организации Объединённых Наций), где была принята женой президента, Офирой Нaвон - председателем Комитета Израиля по ЮНИСЕФ (United Nations International Children's Emergency Fund).
В 1979 году, спустя 15 месяцев после избрания её мужа на пост президента страны, у первой леди обнаруживают рак груди. Она предприняла две успешные попытки победить болезнь. Офира отказалась от рекомендации врача решить проблему оперативным путём и вместо этого подвергла себя болезненной процедуре - лечение радиоактивными иглами c последующей химиотерапиeй. Этот её поступок впоследствии послужил искрой в движении по изменению израильской системы здравоохранения, где операция на грудь, к сожалению, больше не являлась решением проблемы. Офира Навон стала символом для тысяч израильских женщин выбирать курс лечения по своему усмотрению. На тот момент Офире было 43 года. Первую леди страны знали не только за её внешнюю красоту, но и за её академические успехи.
4 января 1983 года президент Израиля Ицхак Навон - ветеран Рабочей партии страны, начал свой 11-дневный частный визит в США. Администрация Рейгана очень настороженно отнеслась к выбору времени его тура. На тот момент отношения между премьер министром Израиля Менахимом Бегиным и Белым Домом были натянутыми. В Израиле считали, что данный тур Навона был вызовом премьер министру Бегину. Все знают, что президент в Израиле исполняет главным образом представительские и церемониальные функции, не обладая реальными властными полномочиями. Невзирая на непредвиденные сложности, тур всё же состоялся. Навона в поездке сопровождала его жена, Офира Навон. Супруги были приняты государственным секретарём Джоржем Шульцем и президентом США Рональдом Рейганом.
Вот о чём гласит материал Википедии о Навоне:
Президентство
В 1978 году блок Маарах пребывал в оппозиции. Но несмотря на это, Ицхак Навон при широкой поддержке представителей как оппозиционного, так и коалиционного блоков, в условиях тайного голосования, в возрасте 57 лет, был избран пятым президентом Израиля. На этом посту он пробыл до 1983 года.
В 1980 году Ицхак Навон стал первым израильским президентом посетившим Египет. Он выступил перед египетским парламентом с речью на арабском языке.
Навон был активным сторонником судебной комиссии по расследованию роли Израиля в трагедии произошедшей в ливанских лагерях беженцев Сабра и Шатила в 1982 году. В 1983 году он отказался от возможности быть избранным ещё на один пятилетний срок.
Личная жизнь
Ицхак Навон был женат на Офире Резников (1936 года рождения) - победительнице конкурса красоты в Париже и обладательнице звания Сабра 1956 года. Долгое время у них не было детей и чета Навон обратилась в соответствующие организации с просьбой об усыновлении ребёнка. Разрешение они получили через 2,5 года. Девочку назвали Наама?. А через год у них родился сын, которого назвали Эрез.
В 1993 году, после продолжительной болезни, Офира скончалась...
В 2008 году 87-летний Ицхак Навон женился на 71-летней Мири Сапир.
11. Моя встреча с Офирой Навон в 1986 году
На шестом году моего проживания в Штатах я получил гражданство и уже трудился на третьей по счёту работе. Я был в тесном контакте с моими родственниками, как в Союзе, так и в Израиле. В одном из таких разговоров моя сестра Ира Фридман сообщила мне, что Офира заинтересовалась моей родословной и хочет со мной встретиться. Мне позвонила подруга Офиры из Бруклина и сообщила об удобном для госпожи Навон времени для встречи. Я взял день на работе и утром отправился на машине в Нью-Йорк по указанному адресу. Я позвонил в дверь квартиры в высотном доме. Мне открыла хозяйка, ухоженная женщина средних лет. Я представился. Меня проводили в другую комнату, где меня встретила Офира. Она выглядела моложе своих 50 лет, стройная, со вкусом одетая, внешне привлекательная, с красивыми и аккуратно уложенными каштановыми волосами. Хозяйка не стала нам мешать и под надуманным предлогом удалилась на кухню.
Я рассказал Офире степень нашего родства, указав на привезённую с собой родословную. Класс Офиры был виден во всём, в манере разговора, в постановке вопросов и в поведении.
Экс-первую леди Израиля интересовало всё: кто из родных ещё остался в Союзе, кто живёт в Америке, кем новые эмигранты работают и в каких городах проживают. Конечно же, поинтересовалась моим составом семьи и местом работы. Мне не пришлось задавать вопросы, Офира рассказала мне сама о своей семье, о том что у дочери была бат-мицва?, а бар-мицву сынa будут праздновать в будущем году и даже неофициально пригласила меня с женой на это торжество, пообещав выслать приглашение. Также рассказала о цели своего визита в Америку. По старой традиции она приехала в Штаты приглашать американских атлетов поучаствовать в израильских Маккабианских играх*.
(*) Маккабиада, Маккабианские игры - международные спортивные соревнования по образцу Олимпийских игр, проводящиеся раз в четыре года в Израиле Всемирным спортивным обществом «Маккаби». Участвовать в Маккабиаде исторически могли только евреи, но в последние годы участие в ней могут принимать и граждане Израиля, принадлежащие к другим вероисповеданиям и этническим группам. Поднятие спортивного уровня еврейской молодежи и усиление чувства принадлежности к единому народу — заявленная цель проведения Маккабиады. Маккабиада считается третьим по количеству участников всемирным спортивным мероприятием после Олимпийских игр и Универсиад.
После короткой остановки в Америке она вылетала в Бразилию с той же целью. На тот момент мой английский не отличался раскрепощённостью в разговоре на бытовые темы, но умение Офиры располагать собеседника к непринуждённой беседе сделало своё дело.
Мы вышли прогуляться и, по рекомендации Офиры, зашли в небольшой ресторан пообедать, где и продолжили нашу беседу. Официант любезно, по нашей просьбе, сфотографировал нас. Tрапеза не служила утолением голода, я просто был полностью поглощён её рассказами, а вещать ей было о чём.
Я рассчитался и мы проделали обратный путь к дому её подруги. Мы обменялись адресами и телефонами. Офире это было сделать проще, она мне вручила свою визитную карточку, на тот момент у меня ещё таковой не было. При прощании мы расцеловались, как близкие родственники. У меня действительно сложилось такое впечатление, что мы знакомы много лет. Я ещё долго рассказывал своим родственникам, как при встрече, так и по телефону, об этом событии. Уверен, что далеко не всех интересовал мой рассказ, но для меня этa встреча былa важнa.
Офира рассказала мне, что её близкая подруга-журналист обещала написать историю семьи Спитковских. С годами я понял, что это невыполнимая задача даже для профессионала, живущего в Израиле и не знающего истинные русские корни нашей семьи. Я периодически просматривал на интернете сообщения подобного характера, но ничего похожего не находил. И вот спустя 28 лет после нашей встречи, я решил осуществить её задумку. Дальше откладывать было уже некуда. К большому сожалению, я виделся с ней первый и последний раз.
В израильской прессе был помещён некролог о том, что 22 августа 1993 года, в возрасте 57 лет скончалась от лейкемии Офира Навон, жена бывшего президента Израиля. Она оставила мужa Ицхакa Навонa - 72 лет, дочь Наaми - 20 лет и сына Эрезa - 19 лет. Офира была похоронена на горе Герцль, рядом с могилами третьего президента Израиля Залмана Шазара и его жены Рашель.
Во время похорон Навон зачитал последние пожелания жены. Во-первых, мир не должен прекращать борьбу со смертельной болезнью, поскольку каждый момент человеческой жизни - это подарок Б-га. Второе, более личное, чтобы построить детский мемориальный парк с песочниками, горками, качелями и деревьями. В её последних записях с больничной койки было сказано: "Ничего меня не сделает более счастливой, чем звон детского голоса, сообщающий: "Мама, я иду играть в парк Офиры Навон".
Парк Офиры Навон в Иерусалиме.
12. Израильский фотоальбом членов семьи Спитковских
Лазарь Резников с дочкой Офирой. Бася со вторым мужем, Хаимом Дoбрoвским.
Второй слева - Фима Фридман, в центре Ицхак Навон, первая справа в белом - Ира Фридман рядом со своей мамой Бэбой (в красном).
Офира и Ицхак Навон поздравляют Борю Фридмана с Бар-мицвой. Счастливые родители, Ира и Фима, стоят сзади.
Семья Фридман: Фима и Ира со старшим сыном Борей, рядом семья Навон:
Ицхак и Офира с дочкой Наaми и сыном Эрезом.
Декабрь 1979 года. Приём в нашу честь. Слева направо сидят: Игорь Фридман - младший сын Иры и Фимы, Додик Штейнгауз - муж сестры Фимы Фридмана, моя жена - Элеонора Балибар, Гена Балибар - наш 8-летний сын, я, Ира Фридман (Спитковская) - моя двоюродная сестра, Вера Штейнгауз - дочь Додика и племянница Фимы, Фима Фридман - муж Иры. Стоят: слева, положа руки на мамины плечи, Боря Фридман - старший сын Иры и Фимы, Нана - Фимина сестра и её муж - Боря Вандер.
2014 год. Ицхак Навон - 93 с невесткой Ханиталь и своими внуками, Йоав - 4 года и Алона - 1 месяц.
Моя семья. Элеонора и Павел Балибар. Наши сыновья, старший Гена и младший Карл.
Продолжение за вами, господа Спитковские.
Декабрь 2014 года,
г. Филадельфия.
P.S. Материал из Википедии: Ицхак Навон (9 апреля 1921, Иерусалим — 6 ноября, 2015 там же) — израильский государственный деятель, пятый президент Израиля (1978—1983).
Слушайте
Читайте также
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!
сентябрь 2024
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Как самое страшное оружие удалось обратить против самой страшной болезни…
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР