О чем рассказывает немой язык тела
Опубликовано 1 Декабря 2022 в 06:27 EST
Главное правило тату заключается в том, что оно должно иметь какой-то смысл. Пусть даже этот смысл сокрыт от окружающих или не совсем понятен самому обладателю татуировки, не страшно! Важно лишь, чтобы человек не просто так решил себя «расписать»…
Поэтому прежде, чем переступить порог тату-салона, стоит определиться, что именно будет означать татуировка: нести какую-то информацию, выполнять эстетическую функцию, быть частью мистического ритуала или являться способом самовыражения? Ведь тату не зря называют языком тела - пусть он и беззвучен, но может быть красноречивей многих слов! Вместе с тем, у некоторых людей язык попусту и беспрерывно болтает бессмыслицу - и уж поверьте, что не стоит воплощать этот порок в изображениях на своем теле! Ну а если вы всё ещё не решаетесь на выбор или хотите больше узнать об уже сделанном, то, возможно, вам поможет наш небольшой экскурс в историю татуировок…
С берегов Таити
Слово «тату» (от полинезийского tatau – рисунок на коже) стало известно на весь мир благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. Во время своего второго путешествия по Тихому океану он побывал на островах Общества (1774), в том числе на знаменитом Таити, где Кука и его матросов безмерно удивили орнаментные рисунки, покрывавшие тела местных жителей от лица до самых ступней. Кук описал их в своем отчете, а также привез в Англию удивительного гостя: полинезийца О-Маи, жителя острова Раиатеа. Через год Кук благополучно вернул его на родину (в ходе своей третьей экспедиции), но за это время tatau О-Маи стали одной из сенсаций лондонского светского общества.
Через статьи в газетах и книги о географии, это название распространилось в европейские языки, принимая разные обороты. Любопытно его появление в русском языке. Сначала оно пришло из французского (tatouer), превратившись в «татуировку», и это было в 19 веке, когда именно Франция задавала тон всей европейской культуре. Но к концу века 20-го, на волне массового увлечения англицизмами и американской культурой, оно было практически вытеснено коротким «тату», пришедшим из английского (tattoo).
Однако, по сути, команда Кука привезла из путешествия лишь новое название того, что в Европе было известно еще с незапамятных времен, и что даже успели запретить в Средние века как греховное и порочное. Да и к тому времени в Старом Свете были также знакомы с татуировками американских индейцев, африканцев, японцев.
Почему же О-Маи имел оглушительный «гастрольный» успех? Для этого достаточно одного взгляда на полинезийское искусство тату, уже тогда достигавшее такого высокого уровня, что привлекло европейцев, словно художественная выставка. И они искренне удивлялись, как можно создать такие сложные узоры и картины на коже с помощью одной лишь костяной иглы!
Вот только, увы, глаза англичан восхищались эстетикой татуировок О-Маи, но совершенно не понимали их значение. И такое восприятие сложных тату стало характерным для Западного мира: большинство американцев и европейцев и сегодня видят в них лишь очень красивые или необычные изображения, художественную ценность и самовыражение. И современные тату в стиле «под Полинезию», являющиеся одними из самых популярных в мире, тому пример.
Современное тату в стиле «под Полинезию».
Дело в том, что то «полинезийское тату», которое в наше время делают в большинстве салонов среднего уровня («кустарям» такие масштабные и сложные рисунки просто не под силу), имеет один недостаток: они лишь подражают традиционным tatau народов Тихого Океана. А те ведь разукрашивали себя, неделями терпя сильную боль, вовсе не ради «выпендрежа»! Например, татуировки типа enata носили информационную функцию, рассказывая о принадлежности человека к определенному племени и статусу в нем, о роде занятий, о его подвигах и приключениях (об это рассказывала каждая деталь орнамента и узора). Изображения животного-тотема (черепаха, акула, ящерица) и солнца с луной еще играли роль защитных оберегов. А вот татуировки типа etua были специальными мистическими символами, помогающими сохранять и накоплять Ману (жизненную энергию), причем делали их только вождям и шаманам.
Понятно, что современный татуировщик этих правил не придерживается, он просто «набьет» клиенту очень красивый замысловатый рисунок - намного более качественно, чем древние полинезийские мастера, с тщательной прорисовкой мельчайших деталей, но рассказывающий о человеке не больше, чем карнавальный костюм.
Забытые древности
Антропологи утверждают, что первые подобия татуировок начали делать себе еще неандертальцы, около 60 тысяч лет назад. И что делали они их суровым способом, разрезая кожу острым камнем или костью, и втирая в рану золу из костра. Позднее похожий метод скарификации (создание орнаментов из шрамов-рубцов) применяли темнокожие народы – поскольку пигментные татуировки на них просто не видно. Эта процедура является настоящим испытанием, поскольку человеку без всякого обезболивания разрезают кожу специальными ножами или просто подручными острыми предметами!
Скарификация по-африкански.
В наше время скарификация в моде у людей всех оттенков кожи, а специальное оборудование делает эту процедуру менее безболезненной, создавая очень тонкие и изящные рисунки. Правда, через некоторое время шрамы могут «расползтись», смазывая линии.
И всё же о жизни первобытных людей мы можем лишь гадать, поскольку самые старые татуированные мумии имеют возраст лишь 6-7 тысяч лет. Но зато их находили повсюду: от снежных перевалов Альп (замороженные) до пустынного Египта. У племен древней Европы тату носили в основном информационный характер, а вот на берегах Нила были частью религиозного культа. Чаще всего египтяне накалывали себе всевозможные символы, менявшиеся со временем (глаз Гора, крест-анх, цветок лотоса), на втором месте были иероглифы с именами богов, на третьем ритуальные отметины в память об умерших родственниках, а вот на четвертом, как ни странно… имитация бороды! Причем, вертикальную синюю полосу на подбородке набивали себя не только мужчины (чиновники и жрецы), но и знатные женщины.
Это повальное увлечение татуировками произвело негативное впечатление на древних евреев, и вот уже в Левите (19:28) было строго наказано «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». Хотя буквально этот запрет распространялся только на ритуальные тату, впоследствии иудаизм, а затем и христианство осуждали любое умышленное «осквернение» человеческого тела.
Поэтому в Средние века было практически забыта богатая и весьма интересная культура европейский тату. В большей степени сохранились сведения о татуировках викингов, по своим формам и размерам несколько напоминающих полинезийские тату. Однако имели существенное отличие: в основном они рассказывали не о самом викинге, а пересказывали скандинавскую мифологию, и самой популярной темой был Рагнарёк.
Татуировки викингов.
А вот о татуировках древних славян осталось единственное упоминание в «Записках» арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана (921 год), сообщившего следующее: «Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. И от края ногтей кого-либо из них до его шеи - это всё зелёное: деревья, изображения и тому подобное».
Историки единодушно считали, что речь шла о татуировках, но не могли понять, о каких деревьях писал ибн Фадлан? Одна из выдвинутых версий предполагала, что «деревьями» на самом деле были орнаменты, вроде тех, что наносили себе на руки женщины южных славян. На Балканах (Хорватия, Босния) эта традиция сохранилась до середины 20 века, и еще недавно там можно было найти благочестивых старушек с татуированными кистями и запястьями. Причем, если присмотреться к их узорам, то можно узнать очень древние, еще дохристианские символы – возможно, такие же носили на себе далекие предки украинцев и русских.
Татуировки славянок Балкан.
Культура южнославянских татуировок не канула в небытие: сегодня её возрождает молодежь, заказывающая себе в салонах тату «как у любимой бабушки». Правда, современные славянские тату делают «наугад», просто компилируя красивые орнаменты и символы, поскольку людей, знающих, что они означают, умеющих их читать, уже не почти осталось.
Цеховые знаки
Если у «варварских» народов татуировки подчеркивали высокий статус и достоинства их обладателя, то в цивилизованном Античном мире (Древняя Греция и Рим) всё обстояло ровно наоборот. Тату было идеальным способом «подписать» своего раба. Но такой «чести» удостаивали только домашних слуг, поскольку нанесение татуировки требовало мастера и времени. Поэтому большинство рабочих рабов либо клеймили раскаленным тавром, либо делали им грубую скарификацию, «награждая» инициалами хозяина или какой-то цифрой. Таким же образом помечали и осужденных преступников. Такие знаки назывались стигмы (раны, язвы), поскольку действительно выглядели как уродливые багровые шрамы.
Свободные граждане Афин и Рима относились к тату пренебрежительно, как к варварскому обычаю и тавру рабов. Но уже в 1 веке нашей эры тату появляются у римских легионеров: надписи «Civil Romanus» (гражданин Рима), номер и символ легиона. Это помогало идентифицировать погибших, а также ловить дезертиров. Во 2-м веке начинают распространяться христианские татуировки (рыба, потом распятие), но с начала 4-го века в империи вводятся ряд ограничений (разрешено татуировать только руки ноги). А в 787-м году Никейский собор окончательно проклял татуировки как пережиток язычества.
Этот двоякий статус татуировок в Древнем Риме напоминал отношение к ним в СССР. С одной стороны, стараниями милиции и кинематографа было сформировано общественное мнение, воспринимающее татуировки как принадлежность к криминальной среде. С другой, существовала мода на вполне легальные татуировки (с точки зрения морали, закон же их вообще не запрещал) моряков и военнослужащих: якоря и русалки, символика ВДВ и танкистов. Они носили исключительно информационный характер (как и уголовные), а потому их обладатель должен был быть тем, за кого себя выдавал! Иначе возникал отнюдь не дружелюбный вопрос «а где твоя шхуна, морячок?».
Это суровое отношение к «татуировочным самозванцам» уходит корнями в глубину веков, когда «подделка» тату была очень серьезным, хотя и неофициальным преступлением. Дело в том, что в Европе, а, по некоторым сведениям, и на Руси, особые знаки наносили себе члены цеховых сообществ и тайных братств. И неудачная попытка выдать себя за одного из них заканчивалась весьма плачевно!
Конечно, в наше время нравы смягчились, а традиции позабылись. А самое главное, что тату практически потеряло свое изначальное назначение быть «паспортом» и «характеристикой» человека. Теперь это просто очень красочно и качественно выполненные рисунки различной тематики, в том числе и околокриминальной: «под воров», «под мафию», «под якудзу».
Насколько рискованно оказаться с такими татуировками в компании настоящих бандитов? Не более, чем сделать себе «полинейзийское» тату в салоне Сан-Франциско, а потом приехать позагорать на Таити: местные просто удивятся еще одному «белому дураку из города». Потому что настоящие традиционные татуировки информационного или мистического назначения заметно отличаются от массово популярных тату художественного назначения. По меньшей мере, те, кто в них разбирается, сразу заметит эту разницу – и в глазах вы будет не самозванцем, а просто «ряженым». Ну а хулиганы, как известно, могут придумать любой повод, чтобы кого-то поколотить.
А вот, к примеру, в Украине в последние годы появился спрос на «арийские» татуировки, представляющие собою дикую смесь скандинавских рун и символов, окровавленных топоров, черепов, нацисткой свастики и зачем-то втиснутых туда национального флага и трезубца. Что бы там ни пытались выразить этим их обладатели, но о них хочется сказать одно: идиоты!
Здесь стоит вспомнить слова Оззи Озборна: мода на татуировки очень изменчива, и то, что вчера было модно, завтра может сделать вас белой вороной! И если тату делают для украшения, то его стоит тщательно продумать, чтобы лет через 10-20 не пытаться его удалить. А еще стоит задуматься над тем, что в наше время повального увлечения татуировками принципиальный отказ от них тоже может быть способом самовыражения!
Слушайте
Читайте также
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ОСТРЫЙ УГОЛ
Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.
сентябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!
сентябрь 2024
СТРОФЫ
Да, мне позор моя родина, но я покинул пределы, данные мне изначально; здесь, как положено белым людям, я жизнь проживу, свою Скифию вам предавая! Что ж вам так надо меня мордой ткнуть в это, напоминая!
сентябрь 2024
ЮМОР И САТИРА
Жизнь – это лабиринт, в котором любой путь ведёт к выходу.
Если закон на вашей стороне, ещё не известно, на чьей стороне судья.
Человек, захваченный идеей, становится её заложником.
Тропа заблуждений хорошо утоптана.
сентябрь 2024
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
ФОРСМАЖОР