Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Михаил Веллер. Охотник за истиной

Землекоп, перегонщик скота, известный писатель и публицист

Опубликовано 28 Февраля 2018 в 10:09 EST

…Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на годик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку
"Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел". Рассказ о человеке (тут необходима ремарка
о советском человеке), у которого, как у лермонтовского Мцыри, была "одна, но пламенная страсть"
он всю жизнь хотел в Париж. Очень. Этот человек, с виду простой советский обыватель, один из миллионов, а на самом деле - великий мечтатель, крепко, страстно, но безнадежно влюбленный в Париж, стал героем моноспектакля "Хочу в Париж!" Городского драматического театра из Нижневартовска…
Гостевой доступ access Подписаться


Ми­ха­ил И­оси­фович Вел­лер - пи­сатель, фи­лософ, ис­то­рик, пуб­ли­цист

СТРАНСТВУЯ ПО ЖИЗНИ

Член Рос­сий­ско­го ПЕН-Цен­тра, International Big History Association, Рос­сий­ско­го фи­лософ­ско­го об­щес­тва. Пе­тер­буржец в седь­мом по­коле­нии. Ро­дите­ли бы­ли вра­чами. Дет­ские го­ды про­вел на Даль­нем Вос­то­ке и в Си­бири. Окон­чил фи­лоло­гичес­кий фа­куль­тет Ле­нин­градско­го уни­вер­си­тета.

Мно­го пу­тешес­тво­вал. Ле­том 1969 го­да на спор, без де­нег доб­рался за ме­сяц из Ле­нин­гра­да до Кам­чатки. В сле­ду­ющем го­ду вес­ной у­ехал в Сред­нюю Азию, где странс­тво­вал до осе­ни.   

Сме­нил бо­лее трид­ца­ти про­фес­сий: валь­щик ле­са, зем­ле­коп, пе­регон­щик им­пор­тно­го ско­та из Мон­го­лии в Бий­ск по Ал­тай­ским го­рам, охот­ник-про­мыс­ло­вик, учи­телбдь, жур­на­лист… 

 Осенью 1977 го­да всту­пил в се­минар мо­лодых ле­нин­градских фан­тастов под ру­ководс­твом Бо­риса Стру­гац­ко­го.

В свя­зи с не­воз­можностью из­дать кни­гу в Рос­сии, в 1979 го­ду Ми­ха­ил Вел­лер пе­ре­ехал в Тал­лин. В 1983 го­ду вы­ходит пер­вый сбор­ник его рас­ска­зов "Хо­чу быть двор­ни­ком". В 1984 кни­га пе­рево­дит­ся на эс­тон­ский, ар­мян­ский, бу­рят­ский язы­ки, от­дель­ные рас­ска­зы из­да­ют­ся во Фран­ции, Ита­лии, Гол­ландии, Бол­га­рии, Поль­ше. В 1988 вы­ходит вто­рая кни­га рас­ска­зов "Раз­би­ватель сер­дец". Поз­днее опуб­ли­кова­ны "Тех­но­логия рас­ска­за" и "Ран­де­ву со зна­мени­тостью". В 1991 го­ду в Ле­нин­гра­де вы­ходит пер­вое из­да­ние ро­мана "Прик­лю­чения май­ора Звя­гина", до сих пор яв­ля­юще­гося од­ним из хи­тов оте­чес­твен­но­го кни­го­из­да­тель­ства. В 1993 го­ду в Тал­ли­не из­да­на кни­га но­велл "Ле­ген­ды Нев­ско­го прос­пекта". С мо­мен­та вы­хода в свет и по сию по­ру этот но­вел­листи­чес­кий сбор­ник поль­зу­ет­ся ко­лос­саль­ным чи­татель­ским ин­те­ресом. В 1998 го­ду вы­ходит вось­ми­сотс­тра­нич­ная фи­лософ­ская "все­об­щая те­ория все­го" - "Всё о жиз­ни". Пуб­ли­ку­ют­ся ро­маны "Са­мовар", "Го­нец из Пи­зы", кни­га рас­ска­зов "Па­мят­ник Дан­те­су", а так­же "Кас­сан­дра", "Б.Ва­вилон­ская", "Ле­ген­ды Ар­ба­та", "Ми­шахе­реза­да", "Лю­бовь и страсть". 

 В со­ав­торс­тве с Ан­дре­ем Бу­ров­ским на­писал "Граж­дан­скую ис­то­рию бе­зум­ной вой­ны" - кни­гу, пред­став­ля­ющую со­бой пер­вую в оте­чес­твен­ной ис­то­ри­ог­ра­фии по­пыт­ку соз­дать внят­ный, объ­ек­тивный, обоб­ща­ющий труд по ис­то­рии Граж­дан­ской вой­ны в Рос­сии.

В раз­ные го­ды Вел­лер чи­тал лек­ции по рус­ской ли­тера­туре в уни­вер­си­тетах Ми­лана, Ту­рина, в дат­ском Оден­се, в И­еру­сали­ме. Выс­ту­пал пе­ред чи­тате­лями в Нью-Й­ор­ке, Бос­то­не, Клив­ленде, Чи­каго. 

"ЭНЕР­ГО­ЭВО­ЛЮЦИ­ОНИЗМ"

Ми­ха­ил Вел­лер не толь­ко ус­пешный пи­сатель, но и ори­гиналь­ный мыс­ли­тель, раз­ра­ботав­ший собс­твен­ную фи­лософ­скую сис­те­му, объ­яс­ня­ющую ос­но­вы жиз­не­ус­трой­ства от на­чала на­чал до се­год­няшне­го мо­мен­та и да­лее в бес­ко­неч­ность. Свои те­зисы он из­ла­га­ет до­ход­чи­во, раз­го­вор­ным язы­ком, что­бы че­ловек лю­бого уров­ня об­ра­зова­ния, смог её ос­мыслить и сде­лать инс­тру­мен­том поз­на­ния се­бя и ми­ра. Фи­лософ­ские взгля­ды бы­ли им обоб­ще­ны в еди­ную те­орию, наз­ванную энер­го­эво­люци­ониз­мом.   

  В 2010 го­ду на Меж­ду­народ­ном фи­лософ­ском фо­руме в Афи­нах Вел­лер выс­ту­пил с док­ла­дом по сво­ей те­ории, удос­то­ен­ным ме­дали фо­рума. В 2011 го­ду на Лон­дон­ской меж­ду­народ­ной книж­ной яр­марке прош­ла пре­зен­та­ция че­тырёх­томни­ка Вел­ле­ра, в ко­тором он пос­ле­дова­тель­но из­ла­га­ет те­орию энер­го­эво­люци­ониз­ма.    

 Ли­ния жиз­ни пи­сате­ля и фи­лосо­фа Вел­ле­ра та­кая же яр­кая, как и его ли­тера­тур­ная сте­зя, от­ме­чен­ная жан­ро­вым, те­мати­чес­ким и сти­лис­ти­чес­ким раз­но­об­ра­зи­ем. Ла­конич­ность, от­то­чен­ная яс­ность фор­му­лиро­вок, стрем­ле­ние "дой­ти до са­мой су­ти", чес­тность, ви­таль­ность, не­под­ра­жа­емая иро­ния и эн­цикло­педи­чес­кий ди­апа­зон - ха­рак­терные чер­ты сти­ля Вел­ле­ра.  

 Ге­рой его книг - как пра­вило, че­ловек, за­нятый де­лом. Нес­мотря на бе­зала­бер­ность, ко­торая ро­дилась рань­ше нас, и без­донный эк­зистен­ци­ализм рос­сий­ской дей­стви­тель­нос­ти, он не пог­ру­жа­ет­ся с го­ловой в бо­лото без­бреж­ной реф­лексии, и по­ток соз­на­ния не уно­сит его слиш­ком да­леко. Прав­да, вре­мена­ми он с го­ловой пог­ру­жа­ет­ся в дру­гое бо­лото - с ог­ненной во­дой, но и от­ту­да в пос­ледний мо­мент вы­дер­ги­ва­ет се­бя, как, Мюн­хга­узен за ко­сицу. Сим­па­тич­ная бру­таль­ность и ха­риз­ма­тич­ность ав­то­ра в не­кото­рой сте­пени пе­реда­ет­ся и его пер­со­нажу. Этот уда­лец про­шел три­девять зе­мель, в ог­не не сго­рел, в "од­ной во­де сту­дёной, а в дру­гой во­де ва­рёной" не уто­нул, на мед­ные тру­бы не соб­лазнил­ся. Жи­вет по прин­ци­пу: "Де­лай как дол­жно, и будь что бу­дет". Ни от че­го не за­река­ет­ся, но и при­сутс­твия ду­ха не те­ря­ет. А глав­ное - не те­ря­ет чувс­тво юмо­ра.

ВИТАМИНЫ ДЛЯ ДУШИ И УМА

В ли­тера­туре, как в люб­ви, важ­но пос­левку­сие: что об­на­ружи­ва­ет­ся на дне в су­хом ос­татке в па­мяти, уме, сер­дце. Что ка­са­ет­ся про­зы Вел­ле­ра, ска­жу с уве­рен­ностью: со­жалеть о вре­мени, пот­ра­чен­ном на чте­ние, не при­дет­ся. Его кни­ги - ви­тами­ны для ду­ши и ума, инъ­ек­ции лю­боз­на­тель­нос­ти и жиз­не­любия, обо­гащен­ные муд­ростью по­нима­ния ми­ра, по­чер­пну­той из книг и про­верен­ной жиз­ненным опы­том то­го, кто "из кас­ты охот­ни­ков за ис­ти­ной".

В 1990 го­ду  в жур­на­ле "Звез­да" вы­шел рас­сказ Ми­ха­ила Вел­ле­ра "Хо­чу в Па­риж". По его мо­тивам на ка­мер­ной сце­не Го­род­ско­го дра­мати­чес­ко­го те­ат­ра Ниж­не­вар­тов­ска был пос­тавлен од­но­имен­ный мо­нос­пектакль. Про­ект столь ус­пе­шен, что уже ус­пел по­корить и зри­телей, и за­яд­лых те­ат­ра­лов, и про­фес­си­она­лов, не толь­ко со­бирая пол­ные за­лы, но и по­лучая са­мые прес­тижные наг­ра­ды рос­сий­ских и за­рубеж­ных меж­ду­народ­ных фес­ти­валей.

СОВЕТСКОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ

  "Ес­ли  те­бе  по­вез­ло, и ты в мо­лодос­ти жил в Па­риже, то, где бы ты ни был по­том, он до кон­ца дней тво­их ос­та­нет­ся с то­бой, по­тому что Па­риж  - это

праз­дник, ко­торый всег­да с то­бой", - так на­чина­ет­ся  кни­га вос­по­мина­ний аме­рикан­ско­го пи­сате­ля Эр­неста Хе­мин­гу­эя о его жиз­ни в Па­риже.

   А вот как на­чина­ет­ся рас­сказ "Хо­чу в Па­риж" рус­ско­го пи­сате­ля Ми­ха­ила Вел­ле­ра, ро­див­ше­гося в СССР, тру­довая би­ог­ра­фия ко­торо­го нас­чи­тыва­ла мно­жес­тво са­мых не­ожи­дан­ных спе­ци­аль­нос­тей от охот­ни­ка-про­мыс­ло­вика в гос­пром­хо­зе до дол­жнос­ти млад­ше­го на­уч­но­го сот­рудни­ка  Го­сударс­твен­но­го му­зея ис­то­рии ре­лигии и ате­из­ма (ны­не Ка­зан­ском со­боре), и ко­торо­му приш­лось пот­ра­тить го­ды и мас­су уси­лий на то, что­бы хоть ка­кое-то из его про­из­ве­дений бы­ло про­пуще­но со­вет­ской цен­зу­рой: "Хо­тение в Па­риж бы­ва­ет раз­ное. На ми­нуточ­ку и нав­сегда, на эк­скур­сию и на го­дик, слу­жеб­ное и ми­молет­ное, всерь­ез и в шут­ку: "Я опять хо­чу в Па­риж. - А что, вы там уже бы­ли? - Нет, я уже ког­да-то хо­тел".

   Рас­сказ о че­лове­ке (тут не­об­хо­дима ре­мар­ка: о со­вет­ском че­лове­ке), у ко­торо­го, как у лер­монтов­ско­го Мцы­ри, бы­ла "од­на, но пла­мен­ная страсть": он всю жизнь хо­тел в Па­риж. Очень. Этот че­ловек, с ви­ду прос­той со­вет­ский обы­ватель, один из мил­ли­онов, а на са­мом де­ле - ве­ликий меч­та­тель, креп­ко, страс­тно, но без­на­деж­но влюб­ленный в Па­риж, стал ге­ро­ем мо­нос­пектак­ля "Хо­чу в Па­риж!"  Го­род­ско­го дра­мати­чес­ко­го те­ат­ра из Ниж­не­вар­тов­ска. Ре­жис­сер - Вя­чес­лав Зай­чи­ков.

Ис­то­рия жиз­ни Дмит­рия Ко­рень­ко­ва так ту­го пе­реп­ле­тена с ис­то­ри­ей его люб­ви к "Го­роду ог­ней", что по­рой не яс­но, ка­кая из этих ис­то­рий ис­тинная ли­ния судь­бы ге­роя: та, из его меч­ты, или дру­гая, ре­аль­ная, по со­вет­ско­му пас­порту.

  Ак­тер Ев­ге­ний На­умов по­казы­ва­ет ге­роя в раз­ные пе­ри­оды его жиз­ни. Сна­чала он  пя­тик­лас­сник-ша­лопай, пос­мотрев­ший в ки­ноте­ат­ре "Трех муш­ке­теров" и сле­ту, с раз­бе­га по­корен­ный и филь­мом, и кни­гой, и упо­итель­но прек­расной, так не­похо­жей на ок­ру­жа­ющие ре­алии сто­лицей Фран­ции. Тог­да и воз­ни­ка­ет его меч­та, его пу­тевод­ная звез­да, ос­ве­щав­шая с тех пор ему жиз­ненный путь, меч­та - по­бывать в Па­риже.

  …Ах, эти "Три муш­ке­тера"! Веч­ная кни­га, куль­то­вая, как сей­час го­ворят. Ею с оди­нако­вым вос­торгом за­читы­вались в раз­ных стра­нах и стар и млад. В ми­ре да­же есть нес­коль­ко па­мят­ни­ков Д`Ар­тань­яну - глав­но­му ге­рою ве­лико­го ро­мана. Та­ков гра­дус чи­татель­ской люб­ви.

  Обо­жали его и в СССР. А как ина­че? "Три муш­ке­тера" - кни­га о сво­бод­ных лю­дях, об арис­токра­тиз­ме ду­ха и от­но­шений. "Один за всех и все за од­но­го!" - что мо­жет быть бла­город­нее, что спо­соб­но мо­тиви­ровать и вдох­новлять силь­нее! Тут вой­ны про­ис­хо­дят из-за прек­расной да­мы. Тут честь жен­щи­ны, честь мун­ди­ра, честь шпа­ги пре­выше собс­твен­ной жиз­ни. Тут ко­декс чес­ти пре­выше ука­за ко­роля. И ни­како­го ис­то­ричес­ко­го ма­тери­ализ­ма.

Мог ли ус­то­ять юный Ди­ма Ко­рень­ков? Ра­зуме­ет­ся, нет. Он по уши влю­бил­ся и в ро­ман, и в прек­расный, сво­бод­ный Па­риж.     

   Од­на­ко мо­лодой че­ловек не си­дит сло­жа ру­ки, а при­лага­ет все си­лы, что­бы ус­ко­рить осу­щест­вле­ние за­вет­ной меч­ты. Он в со­вер­шенс­тве ов­ла­дева­ет фран­цуз­ским, с прис­трас­ти­ем изу­ча­ет ис­то­рию Фран­ции, шту­диру­ет всю име­ющу­юся ли­тера­туру о Па­риже. Он с зак­ры­тыми гла­зами мо­жет най­ти в Па­риже лю­бую улоч­ку. Те­перь он зна­ет, как вес­ти се­бя в свет­ском об­щес­тве, как одеть­ся по ев­ро­пей­ской мо­де, раз­би­ра­ет­ся во фран­цуз­ской кух­не и са­мых изыс­канных ви­нах, но… не име­ет воз­можнос­ти их при­губить, не мо­жет зай­ти в га­лерею Ла­фай­ет, по­щел­кать фо­то­ап­па­ратом на Ван­дом­ской пло­щади, у не­го нет ни­каких шан­сов по­любо­вать­ся го­тичес­ки­ми шпи­лями Нотр-Дам де Па­ри, и всё по­тому, что он жи­вет в за­холус­тном про­вин­ци­аль­ном го­родиш­ке в ту ис­то­ричес­кую эпо­ху, ког­да прос­то­му смер­тно­му не­чего ду­мать да­же о прос­том те­лефон­ном звон­ке заг­ра­ницу, не го­воря уже о по­ез­дке. Не­вин­ное сло­во "инос­тра­нец" ста­новит­ся ру­гатель­ным.

  Мы сей­час не ощу­ща­ем от­ри­цатель­ных кон­но­таций за этим сло­вом. Но в ми­нув­шую эпо­ху оно мог­ло сму­тить че­лове­ка, по­разить. Ког­да Бул­га­ков опи­сыва­ет, как "в час не­быва­ло жар­ко­го за­ката" на Пат­ри­ар­ших по­яв­ля­ет­ся "инос­тра­нец", это оз­на­ча­ет, что по­яв­ля­ет­ся не прос­то инос­тра­нец, а в воз­ду­хе воз­ни­ка­ет неч­то удуш­ли­во тре­вож­ное, та­инс­твен­ное, пу­га­ющее. Ир­ра­ци­ональ­ный со­вет­ский дзен  - один из пред­ме­тов изоб­ра­жения и Пе­леви­на. Эта стран­ная со­вет­ская мис­ти­ка вхо­дит в жизнь Ко­рень­ко­ва.

   И вновь ак­тер пре­об­ра­жа­ет­ся. Пе­ред зри­теля­ми уже нес­коль­ко пос­та­рев­ший, рас­те­ряв­ший за го­ды ра­боты на за­воде из­рядную до­лю оп­ти­миз­ма че­ловек, об­ре­менен­ный семь­ей и деть­ми, так и не раз­де­лив­ши­ми с ним его меч­ты. Тем не ме­нее,  он не сда­ет­ся. Ге­рой про­дол­жа­ет сту­чать­ся в зак­ры­тые две­ри, ис­поль­зуя ма­лей­шую воз­можность приб­ли­зить­ся к меч­те, но вез­де по­луча­ет от­каз, от­каз, сно­ва от­каз.

  С это­го мо­мен­та ис­то­рия меч­ты прев­ра­ща­ет­ся в ис­то­рию си­лы ду­ха. Дмит­рий рас­те­рял все ил­лю­зии, но он чувс­тву­ет, что в глу­бине ду­ши го­нимая и зат­равлен­ная его меч­та всё же жи­ва, как и ве­ра в свою звез­ду. И как ког­да-то под вли­яни­ем меч­ты и ве­ры сфор­ми­рова­лись его яр­кая ин­ди­виду­аль­ность, так сей­час они ук­репля­ют его ха­рак­тер и ре­шимость.

На­конец, на по­роге шес­ти­деся­тиле­тия судь­ба счас­тли­во улы­ба­ет­ся из­му­чен­но­му ге­рою. Прав­да­ми и неп­равда­ми ему уда­ет­ся-та­ки за­полу­чить мно­гос­тра­даль­ную ту­рис­ти­чес­кую пу­тев­ку в Па­риж на (о, Бо­же!) 12 дней. Ка­залось бы, вот оно - Эль­до­радо, го­род Сол­нца рас­па­хива­ет пе­ред Дмит­ри­ем свои зо­лоче­ные вра­та, Ар­ка­дия при­ем­лет его в без­за­бот­ные, ра­дос­тные объ­ятия! И сен­ти­мен­таль­ный чи­татель, ус­тавший от нес­пра­вед­ли­вос­ти и нев­згод собс­твен­ной жиз­ни, ко­торый то­же, вслед за клас­си­ком, "об­ма­нывать­ся рад", с удо­воль­стви­ем на­дева­ет ро­зовые оч­ки, уми­лен­но улы­ба­ет­ся, как бы убеж­дая са­мого се­бя: да, дес­кать, всё не так пло­хо. Гля­дишь, и на на­шей ули­це бу­дет праз­дник…

  Но пи­сатель, а вслед за ним и соз­да­тели спек­такля пре­сека­ют прек­расно­душ­ные ожи­дания не­удоб­ным воп­ро­сом: а воз­мо­жен ли хэп­пи-энд в эпо­ху лжи и то­таль­ной нес­во­боды? Мо­жет ли че­ловек с глу­боко лич­ной меч­той и субъ­ек­тивным пред­став­ле­ни­ем о счастье дос­тичь его, на­ходясь в рам­ках сис­те­мы, соз­данной для кон­тро­ля и по­дав­ле­ния все­го лич­нос­тно­го, ина­ково­го, ин­ди­виду­аль­но­го? По­чему Ко­рень­ков, слов­но Зо­луш­ка пос­ле ба­ла, очу­тив­ша­яся, вмес­то кри­ноли­нов, в зас­ти­ран­ном пе­ред­ни­ке и урод­ли­вых баш­ма­ках, ока­зал­ся не в "за­мира­ющем Па­риже", где "плы­вет вес­на", а в фаль­ши­вом гра­де-мас­ка­раде, в му­ляже меч­ты?

 Над этим пред­сто­ит раз­мышлять чи­тате­лям Ми­ха­ила Вел­ле­ра и зри­телям спек­такля "Хо­чу в Па­риж!"

  Впро­чем, дру­гой ли­тера­тур­ный пер­со­наж, му­ча­ющий­ся по­хожей ди­лем­мой - Ос­тап Бен­дер ре­ша­ет её так: "Все это вы­дум­ка, нет ни­како­го Рио-де-Жа­ней­ро, и Аме­рики нет, и Ев­ро­пы нет, ни­чего нет. И во­об­ще пос­ледний го­род - это Ше­петов­ка, о ко­торую раз­би­ва­ют­ся вол­ны Ат­ланти­чес­ко­го оке­ана…"

 В фи­нале спек­такля во весь рост вста­ет бул­га­ков­ская мис­ти­ка. Она скво­зит по­тус­то­рон­ним хо­лодом сквозь ще­ли бэ­уш­но­го му­ляжа меч­ты. Об­раз Па­рижа зыб­лется, раз­ве­щест­вля­ет­ся, рас­па­да­ет­ся на ато­мы и, как фаль­ши­вое за­зер­калье, рас­сы­па­ет­ся ос­тры­ми брыз­га­ми. "Про­пал Ер­ша­ла­им - ве­ликий го­род, как буд­то не су­щес­тво­вал на све­те"…

  Нес­мотря на серь­ёз­ность зат­ро­нутых проб­лем, спек­такль ле­гок для вос­при­ятия, бла­года­ря юмо­ру и доб­рой иро­нии, ко­торые яв­ля­ют­ся ха­рак­терны­ми чер­та­ми ав­тор­ско­го сти­ля Вел­ле­ра и ко­торые уда­лось пе­редать ак­те­ру.

  Меч­та Ко­рень­ко­ва - "Го­род всех влюб­ленных", по­это­му спек­такль ове­ян той же а­урой, что и гре­за глав­но­го ге­роя: эле­ган­тным фле­ром ро­ман­ти­ки - от­го­лос­ком га­лан­тно­го ве­ка. На сце­не му­зыка 60-80-х го­дов в ис­полне­нии Ев­ге­ния На­умо­ва, в за­писи зву­чат го­лоса Шар­ля Аз­на­вура, Ива Мон­та­на, Джо Дас­се­на.

  В чем же глав­ный урок уди­витель­ной ис­то­рии, рас­ска­зан­ной в спек­такле? Или, вос­кли­цая по-че­хов­ски: был ли смысл в этих стра­дани­ях, в меч­те, ко­торой не суж­де­но бы­ло сбыть­ся?

  Ви­димо, смысл был. И был он, ве­ро­ят­но в том, что  Ге­рой, ес­ли он Ге­рой с боль­шой бук­вы, дол­жен слу­шать свой внут­ренний го­лос, сле­довать собс­твен­но­му приз­ва­нию и не важ­но, ку­да за­ведет Меч­та…

____________
На фо­то - сце­ны из спек­такля.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ИЗОБРЕТАТЕЛИ

«Неизвестные» авторы знаменитых изобретений

А вы знаете, кто придумал офисное кресло и соевую колбасу? А кто первый предложил отнимать у нас летом целый час утреннего сна? Имена этих людей всегда были у нас буквально перед глазами…

Сергей Кутовой январь 2025

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

За женскую мудрость

Дорогие наездницы, не списывайте со счетов своих старых, умудрённых опытом, спортивных коней, ведь когда-то вы с ними участвовали в скачках и порой занимали призовые места.

Павел Балибар февраль 2025

ПРОЗА

БОЙТЕСЬ ДАНАЙЦЕВ (ПАДЛАДАР)

У Гарика Стуликова открылся дар. И так он, падла, неожиданно открылся, что Гарик, когда сообразил, что, собственно, произошло, чуть не дал дуба прямо в метро. Умирать, наверняка, и так-то не самое большое удовольствие, а умирать, находясь уже под землей – это как-то совсем нетрадиционно. Но – обо всем по порядку!

Валерий Андронов февраль 2025

СТРОФЫ

Стихи-2024 (10)

Живу как будто на чужбине,
Причём уже который год.
Среди какой-то чертовщины
И новоявленных господ.

Валерий Румянцев февраль 2025

ИСТОРИЯ

Где родился Христос? Рождественский рассказ

Если в поисковой системе набрать Бетлехем (в церковно-славянской традиции Вифлеем), то получите ссылку на палестинский город Западного Берега. Сейчас это южный пригород Иерусалима, их разделяет не более полукилометра. Главная отрасль экономики туризм, ведь Бейт Лэхем свят для евреев – согласно Библии это город Давида.

Юрий Кирпичёв январь 2025

ЗЛОБА ДНЯ

Почему бегут украинские солдаты?

Если армия держится не на энтузиазме, а на страхе, то она начнет разваливаться, когда страх смерти перевесит страх перед наказанием…

Сергей Дяченко февраль 2025

СТРОФЫ

ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ

Васька мошной трях да трях
на семи углах,
по всем концам звон стоит,
ретивое веселит,
развернись, душа,
до последнего гроша.

Дмитрий Аникин февраль 2025

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

За женскую мудрость

Дорогие наездницы, не списывайте со счетов своих старых, умудрённых опытом, спортивных коней, ведь когда-то вы с ними участвовали в скачках и порой занимали призовые места.

Павел Балибар февраль 2025

ПРОЗА

Трудные дни

Радость может свалиться, как снег на голову, а беда – как сосулька. Прошла всего неделя, как проводили отца, и случилась беда. У матери воспалился аппендикс – и её, когда Костя был в школе, отвезли с работы в больницу.

Валерий Румянцев февраль 2025

БОЙТЕСЬ ДАНАЙЦЕВ (ПАДЛАДАР)

У Гарика Стуликова открылся дар. И так он, падла, неожиданно открылся, что Гарик, когда сообразил, что, собственно, произошло, чуть не дал дуба прямо в метро. Умирать, наверняка, и так-то не самое большое удовольствие, а умирать, находясь уже под землей – это как-то совсем нетрадиционно. Но – обо всем по порядку!

Валерий Андронов февраль 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка