О Томосе, о правде, о Мстиславе
Опубликовано 22 Января 2019 в 15:02 EST
Человек невероятной судьбы, - его можно легко отнести к категории лиц исторических... Я после некоторых колебаний загрузил эту его редкую фотографию (см.) Очень много было в 90-х годов фоток Патриарха-старца, 90-летнего мудреца, религиозного украинского мессию - и в таком же духе... Мне же нравится этот портрет энергичного красивого мужчины, с несколько даже щеголеватой бородкой. Взгляд его исполнен внутренним сакральным огнем, который проведет Мстилава через десятилетия к историческому событию - Независимости Его Украины.
Патриарха Мстислава не менее также почитают и в его родной Полтаве - уже теперь его именем названы и улица, и остановка общественного транспорта. На доме где он родился есть мемориальная доска. Но сегодня, думаю, мало кто из даже полтавчан отдает отчет в том, какого пророка и выдающегося деятеля взрастила наша земля.
----
Хотел ли Мстислав Первый (Степан Скрипник) такого развития религиозного сообщества, которое произошло в Украине сегодня? Безусловно хотел! Но и вероятно, он хорошо также понимал и предвидел те многочисленные подводные камни, которые ведут украинскую православную церковь к ее истинной независимости.
Увы, во многом из сомнительного и тревожного, противоречивого и даже аморального, что происходит в Православии двух народов — Украины и России, - виноват отчасти и сам Мстислав. Почему до такой степени обострилась вражда двух церквей, каждая из которых называет себя и православной и автокефальной? Почему, оказавшись в нужное время и в нужном месте, этот мудрец ХХ века так и не достиг своей миссии. Мечты о Единой и Соборной Украине пока остаются мечтами, даже не взирая на объединяющие украинцев события конца 2018-года. Ведь томос то мы получили, но не получили Патриархата, и при этом более половины прихожан (цифры уточняются до сих пор) как ходили так и продожают ходить в Церковь московскую, сеющую в народе вражду и раздор.
Этого могло не быть, не произойти сейчас, если бы в начале девяностых Мстислав сумел бы объединить украинское Православие в одном Патриархате. А ведь он был в тот момент времени безусловным и глубоко почитаемым церковным аторитетом! Весь Киев встал перед ним как перед Папой Римским на колени, в тот день, когда этот глубокий старец вернулся на Родину и попытался указать своим верующим путь к Правде. Он любил говаривать (украинскою мовою): Україна ще побачить-зустріне свій український Великдень!
Он верил в будущее наше. Верил весь ХХ век, который прожил и прострадал “от звонка до звонка». Но вот, уже и в ХХІ веке остаются вопросы: кто мы, люд украинский, откуда вышли, куда идем?
О! Как бы я хотел теперь спросить обо всем этом у покойного уже Мстислава! Увы, имея такую возможность, во время визита нашего украинского первосвященника в начале 90-х годов в Полтаву, я не использовал ее даже в сотой степени! Увы.
Но сегодня фрагменты разговора моего с Патриархом, с которым я имел честь взять первое его интервью на Родине, думаю, также были интересны читателю.
Было это почти тридцать лет назад.
Прибытия Патриарха на его Батькивщину, в родной город, в равной степени с трепетом ждали и патриоты-полтавчане, руховцы (участники Народного Руху Украины 90-х годо), и «комуняки» (как их тогда еще достаточно редко называли).
Коммунистическая власть города перед этим приездом провела мощную истерическую пропагандистскую кампанию, мол, к нашему городу едет, приближается и вот вот прибудет невероятный фашитский прихвостень и петлюровец *.
Степана Скрипника (имя Патриарха в миру) тогда, летом 90-го, около Мотеля, куда подъехал на скромном микроавтобусе, встречала кучка людей (хотя как показали дальнейшие события, интерес полтавчан у личности Мстислава был чрезвыйчайным на самом деле).
Я был среди встречающих. Мне о многом хотелось расспросить там же, на месте, у этого старого мудреца - Патриарху тогда уже исполнилось 90 лет. Хотел спросить, например, о том, как он построил Укаринскую Автокефалию в далеком зарубежье, в Америке... Интересовали его взаимоотношения с Симоном Петлюрой, в действительности его близким родичем и политическим «боссом». О Церкви, о Православии и его будущности хотел спросить... Но!Всем, кто его встретил около Мотеля, Мстислав отвечал в высшей степени дипломатично, обходя все острые углы. Он практически ни слова не сказал на “провокационные” вопросы. То есть, он умело обошел и «петлюровскую” тему, и историю своих лет миссионерства на оккупированной гитлеровцами Украине и некоторые другие скользкие вопросы. Он был политик! Возможно, в еще большей степени, нежели церковный деятель.
Мстислав тогда, у мотеля «Полтава» и позже, на встречах с мирянами понимал, что одно неосторожно сказанное слово может оборвать его миссию не только в Полтаве, но и на Украине. Его Святейшество Мстилав притворялся глухим дедушкой, особенно когда растроганые и простодушные полтавчане (в числе которых был и я, автор этих строк) ставили ему некорректные вопросы.
Он действительно был тугуват на ухо, но я уже увидел, что 90-летний дедушка хитрит все же, преувеличивая свой старческий недуг, - хитрит, невзирая на солидный сан...
И все же, несмотря на всю свою политичность и осторожность, Степан Скрипник -Мстислав сразу без колебаний и даже очень любезно согласился дать мне на следующий день по прибытию эксклюзивное интервью.
* * * * *
Я сейчас как бы с городостью говорю «эксклюзивное». На самом деле «Комсомолец Полтавщины», издание довольно либеральное — единственная во всем городе газета, поручила мне своему сотруднику, эту деликатную и ответственную миссию... Вот и весь «эксклюзив» - другие СМИ просто побоялись связываться.
Итак, я в отельном номере, где остановился Патриарх и сопровождающие лица. Мстислав Первый при более близком знакомстве оказался человеком говорливым. Поэтому он и наговорил на мой магнитофон всего понемногу, но даже более того, что я ожидал услышать. Только он и на этот раз обошел опять "петлюриану", поскольку хорошо понимал все тонкости отношения украинских тогдашних власть предержащих (комуняк, то есть, если по простому) к этой
сложной и теперь даже теме.
... Итак, в гостиничном номере он сидел в черном кресле и в черном монашеском платье. Маленький сухощавый дедушка по-домашнему пил кофе. После приветствий начал вдруг также по-домашнему, даже по-родственному жаловаться, что рано встал, но чувствует себя нехорошо. Сказал: упал на пол, пока ковылял к туалету. Вроде так интимно-откровенно... Но глазки дедуся в это же время горели оживленным интересом ко мне, "польтавському" журналисту. Голос звучал хрипловато, однако енергично Мягкое «Л» я неслучайно употребил.
Потом, уже всех полтавчан, присутствоваших на Патраршей службе растрогало именно такой «пассаж». Мстислав из диаспорийського (известного многим. Кто бывал в США) украинского произношения вдруг перешел “на мiсцевий дiалект”.
“Польтава, любi мои польтавцi, давно вас не бачив.” Всех слышавших это обращение растрогало до слез!
* * *
Но! Сентименты сентиментами, однако в мудрых словах старика было много жестокой и даже злой правды жизни. Это уже сегодня я ищу в этих словах сокровенный, пророческий смысл. Включаю магнитофон и еще раз прослушиваю ту старую запись...
Да, основной разговор на самом деле продолжался вокруг конфликта православных конфесий Украины, и хоть Мстислав высказывался и на эту тему достаточно осторожно, все же ощущалась его глубокая обида! И за то, что Патриархом, его личностью, незадолго до изображенных мною событий пренебрегли во время освящения так называемой «Таблицi Соборностi України” дело было во Львове. Но обиду за обидой наносили Степану Скрипнику и даже на родной Полтавщине и в Полтаве именно! Ему тут придется выступать из проповедю в светском помещении. Не в храме!
Было это в областной филармонии, то есть проповедь православного архипастыря состоялась в... бывшей еврейской синагоге. Вот ирония судьбы! Только директор этого заведения (филармонии) еврей Герман Юрченко нашел в себе мужетсва и храбрости не отказать Патриарху. Иначе его встречи с народом полтавским — вовсе не быть!
И об этом, этих деталях организации встречи с мирянами, тоже не могли не донести Мстиславу. Обидно! Унизительно даже! Но он и это вынес!
Почему же здесь в Украине, - и тогда и теперь - некто ( то есть, это непросвещенное народонаселение, в своем даже очень большом числе и количестве) удивляется: разве все православные церкви не должны принадлежать именно и только Российським епархиям?
Об этом обо всем летом 1990-го я и говорю с Патриархом. Он криво усмехается. Молчит.
“Но церковь перестраивается, - говорю я его высокопреосвященству (эта моя реплика, искреннюю интонацию которой и до сих пор чувствуется на несовершенной, старой магнитозаписи, но она теперь вызывает лишь ироническую усмешку).
Ведь напомню - то еще были времена горбачовской, "Перестройки" — отсюда и невольное желание использовать неологизм тогдашний вполне приемлемый, а сегодня просто комический «Церковь перестаривается»...
-- Да, перестраиваются они, - ворчит Патриарх, - Плахту на себя “навiсили” сине-желтую. И таким образом перестроились. Все это есть жульничество, одним словом. Как говорят на общепонятном языке русском (Патриарх реально почему-то перешел в этот момент на русский). И вот эту Церковь, московскую по сути, они и поддерживают. В том числе администрация, особенно “низовая”.
Везде, и на Западе Украины, и на ее Востоке. Особенно противостоит власть украинскому Православию на Западе. Потому, что если бы украинские правители там не поддерживали московскую Церковь, с таким особым рвением, — худо было бы им всем!
Оттуда для власти сегодняшней исходит главная опасность... Реальная! Считаю, что лучи добра для Украины идут именно с Запада. Но теперь и в этом смисле можно говорить не тiльки о Западе, но и о Центральной Украине. О моей Польтавщине тоже можно говорить (Мстислав сказал последнее предложение с ударением. Просмаковал опять и мягкое "л". - АВТ).
А что? Мы не знали, что означает для Украины ее Центр? И наш край - тоже? Я вспоминаю 17-18 годы. Какой тогда была Полтава! Как все пропихивали своих детей (Степан Скрипник употребил именно слова «пихали»), чтобы те получили образование в украинских заведениях! Как даже ради этого молодые полтавчане кадетский корпус бросали! Чтобы служить в украинском войске! А вы взвесьте, что тогда в кадетском пажеском корпусе (царское высшее учебное заведение) не худшие люди, горожане учили своих сынов. Шляхта, заможные, уважаемые в Полтаве горожане! Полк, в котором я служил, - так там наверное были две сотни юношей из Полтавы, из кадетского...
И вот я опять в родном городе. И как все изменилось! Но я вижу, ощущаю, что здешняя администрация, то есть, бюрократия украинская на низовом ее уровне и среднем не понимает роли Церкви, ее возможностей влияния, на равновесие в обществе. Особенно низовые госучреждения не понимают!
И это беда для нашей украинской Церкви. Ее одолевают. И это досадно. Это горько. Ведь в конце-концов, мы же знаем, какой вес имела Киевская Православная Метрополия тысячу лет тому назад. Ее признавала Царгородська Патриархия, и она была наибольшею из провинциальных поместных церквей!
Но все это в прошлом. А теперь, очевидно, что Москва будет заботиться о том, чтобы через ее Церковь на нас распространялось русское влияние. Будет овладевать душами людей.
---------------------------------------------------------------
* В марте 1918 Степан Скрипник вступил добровольцем в конно-гайдамацкийо полк им. Костя Гордиенко Отдельной Запорожской дивизии Армии УНР, в составе которого участвовал в боях против красных в 1918-1919 годах. 1920-го служил в 3-й Железной дивизии Армии УНР. За боевые заслуги получил старшинское звание хорунжего. 1920-1921 годах был личным адъютантом Главного Атамана УНР Симона Петлюры. В 30-е годы до начала церковной карьеры был пословм украинской диаспоры в Польском Сейме. В послевоенные годы основал Украинскую Автокефальную Церковь в США, в 1989 году получил чин патриарха в Зарубежной церкви, в 1992 был провозглашен Престоятелем УПЦ КП с титулом Патриарха.
Постскриптум
Патриарх Мстислав наговорил мне на магнитофон всего понемногу, даже более того, чем я ожидал услышать. У меня осталась та запись. И я время от времени ее прослушиваю — сделал это и сегодня, чтобы в очередной раз восхититься пророческим словами 90-летнего мудреца!
------------------------------------------
Справка из Википедии (русской). Московский патриархат и Украинская православная церковь в его составе не считают ПЦУ (православную Церковь Украину, образованную в 2018 году на основе УПЦ КП) канонической и не имеют с ней евхаристического общения. По состоянию на 10 января 2019 года ПЦУ не была признана ни одной из остальных православных поместных церквей.
-