Свобод стало меньше: тупо реформ захотелось...
Опубликовано 11 Февраля 2019 в 10:39 EST
То есть, можно соизмерять и сравнивать с украинской экономики этих стран, но уже любому убежденному демократу (который всегда успехи экономик связывает с уровнем свобод человеческой личности) станет ясно: дела украинцев плоховаты, раз так вот выходит...
А еще, исходя из новой позиции рейтинга, Украину, набравшую 60 из 100 баллов специалисты Freedom Нousе отнесли к частично свободным странам. Правозащитники, как подтверждающие выставленный ими балл факты, упомянули участившиеся нападения на активистов, атаки правых радикалов на митинги и собрания, растущую коррупцию и проблемы с независимостью судебной системы.
Отдельной строкой в рейтинге “Хауза» проходит и президент Петр Порошенко, который, занимая столько высокий в республике государственный пост, владеет телеканалом. Это уже является нарушением принципов свободы слова в демократической стране.
Почему же в этом году Украина ухудшила показатели на пункта? Надо сразу отметить: «процесс пошел» уже достаточно давно, и те же эксперты упомянутой уже организации отмечали, что с 2013-го года ситуация со свободами в стране не улучшился. А даже ухудшилась!
Вот с чем бы я, как журналист, уже давно обитающий в стране и находящийся давно «в теме» не согласился категорично!
Все-таки, даже и при том, что действующий президент владеет собственным крупным СМИ, ситуация со свободой слова в Украине улучшилась.
Я например, не слышал и нигде ни в отечественных, ни в зарубежных СМИ не находил в последние годы фактов расправы «администрирующего ресурса» с неугодными и противостоящеми ему моими коллегами.
Да — были случаи, когда СБУ отслеживало и выправаживало из страны репортеров и пропагандонов (как таких у нас обычно называют), которые вели агитацию против Украины в пользу враждебной РФ. Об одном из таких случаев я упомяну отдельно. Но! Вот даже у меня на глазах и во времена правления клана Януковича (был ведь он и влиятельнейшим премьером и дважды прорывался в президентскому креслу) происходили вещи откровенно поганые и гнилые. Например.
Когда в 2004 году шла оголтелая пропаганда кандидата в президенты Януковича, в моей газете «Полтавский Виснык» уволили с должности редактора - «по собственному желанию» ушел журналист Павло Стороженко. Наш редактор посмел поместить в газете платную (!) и вполне дозволенную рамками закона рекламу кандидата в президены Ющенко. Это был очевидный редакторский риск: мэром города, который был к тому же и полным хозяином нашей газеты, был человек «из клана»... Этот наш «партийный мэр", Анатолий Кукоба поставил редактора перед выбором: или уходишь тихо без огласки и по своей воле, или выгоним с треском! Стороженко собрал коллектив, попрощался, объяснив причину ухода, — и ушел...
И таких случаев в Украине было достаточно! И это еще при том при всем, что Янукович еще не стал президентом и не подмял под себя все мыслимые и немыслимые свободы! Поэтому сравнивать 2013 год (дореволюционный, напомню) с, примерно 2017 -м — и утверждать, что Украина не продвинулась к демократии в СМИ ни на йоту, а «зависла» в стагнации - это мягко говоря, преувеличение.
«Борьба с коррупцией, свобода СМИ и правосудия в Украине остаются на уровне дореволюционного 2013 года. Об этом говорится в новом отчете о ситуации в странах так называемого “переходного периода”, который ежегодно составляет международная правозащитная организация «Freedom House».
Цитата из влиятельного портала «Факты», а опубликована эта информация в августе 2016-го. Что касается борьбы с коррупцией и продажного правосудия — тут можно и спорить и соглашаться. Но вот насчет СМИ — почти категорическая неправда! Во всяком случае, влияние на СМИ админрессурса намного ниже, чем было при предыдущем президенте.
Тут надо учесть два объективных момента.
Первый: кому принадлежит (кто финансирует) «Freedom House»? Известное дело: спонсоры организации живут в Америке. На 80 процентов организация как бы продуцирует волю и виденье ситуации госдепом США. Но увы, даже всевидящий Вашингтон не может оценить все тенденции и причины происходящих в Украине сложных процессов.
Второй момент. Увы, дело не в чьем-то политическом давлении, а по моему горячему убеждению отчетливой дебилизации управленческих структур украинского общества. Известная украинская журналистка и издатель (газета «Зеркало недели») Юлия Мостовая обзначила проблему деликатней: это резкое ухудшение профессионализма во всех почти сферах экономики, культуры, политики... Новое поколение киевских управленцев, госслужащих высокого ранга, но не привыкших, не умеющих работать системно, с полной отдачей и добросовестно, - оно пытается возместить все перечисленные качества «пылом реформаторов» и ударным трудом довольно разрушительного свойства. Новые министры и их министерства - не то чтобы они были поголовными саботажниками и врагами народа... Но их указы и многообразные телодвижения явно сеют в стране хаос.
Есть еще и третий момент довольно уже заметное ЦЕНЗУРИРОВАНИЕ происходящих событий, точнее отображающих их публикаций и репортажей высшей властью, исходящих непосредственно от Президента. Но не он влияет на ситуацию в СМИ в целом. Чаще всего цензура применяется на СМИ, на телеканалах и в газетах, принадлежащих власти административной (и той, которая в руках олигархов). Но поскольку борьба кланов в стране обострилась, то про полную или хотя бы половинчатую цензуру (даже мотивируя военным положением) говорить рано. Грядут выборы президента. Все предвыборные дела и пропаганистские акции, межклановая политическая эта "драчка", - проходят в рамках закона. Вот когда победит окончательно какой-то из кланов - вот тогда, возможно, и НАЧНЕТСЯ... Хаос и так переходит границы.
Я бы, например, проанализировал (но нет возможности в рамках этой статьи) ужасное положение в украинском здравоохранении. То же самое имеем в силовых структурах и в армии. То же самое и в отраслях культуры, и в прессе, и в других видах СМИ.
Вот пример для наглядности: недавно все местные государственные телеканалы были … ликвидированы. Их заменило так называемое «Громадське» (общественное) телевидение. Прислали на места — в том числе и в Полтаву, - из центра, из Киева «команды реформаторов».
Эта малопрофессиональная, но одержимая манией разрушить весь прежний мир «до основанья» пацанва уволила 80 процентов (!) всего прежнего состава телекомпаний. Недостающую часть кадров пацаны набрали прямо с улицы... И вот прошло уже достаточное количество месяцев, чтобы понять: пришлые «реформаторы» ни хрена не смыслят в специфических местных проблемах регионов. Они далеки от реальной работы с гражданами (хотя называется структура «Громадською»). Они просто не умеют этого делать и загнали целую отрасль СМИ в угол: свой, сколь нибудь интересный людям контент не вырабатывают, но уже и старые кадры разбежались... Кто куда.
У украинцев есть пословица: не так тії вороги як добрії люди!
Как раз тот случай!
Похожая ситуация сейчас происходит и с печатными СМИ. Которые ведь и так на ладан дышат - в силу конкуренции Интернета и телевидения!
Так, неугомонные киевские возмутители спокойствия, которые из того «кто был ничем» хотят сделать его «всем», и тут устроили бучу. Вроде ее затеяли с благородными намерениями: газеты муниципального подчинения передадут теперь в собственность коллетивам редакций и выпустят в свободное плаванье...
То есть, реформаторы украинские желали бы выбить из под ног админстраторов (мэров и губернаторов) их наиценнейший ресурс. Прессу! Но увы: благими намерениями, как известно, дорога вымощена... куда?
В процессе «приватизации» печатных так называемых «коммунальных» СМИ очень много непродуманного и это приведет последних к гибели. Правда, общественности реформаторы пафосно преподносят сейчас пример Польши.
В той же Польше, мол, большинство локальных изданий принадлежит немецким или норвежским холдингам. И даже редакторы, мол, не всегда знакомы с владельцем. Коллективы газет просто качественно выполняют свою работу - выпускают интересную газету. Возможно, и мы вскоре будем иметь такие экономические сношения СМИ с западными инвесторами — мечтают реформаторы об этом уже сейчас, когда механизм развала украинских газет уже запущен... Конечно же, хорошо помечтать о временах, когда главным критерием хорошей работы СМИ станет не содействие власти, лизоблюдство перед бюрократией, а - доверие аудитории.
Читателю все равно, рассуждают реформаторы, - кто учредитель. Он газету, мол, покупать будет по любому, лишь бы читать было интересно!
Ну и вот: год начался и уже явились первые весточки-ласточки того, что ни шведские, ни норвежские, ни даже польские инвесторы за украинскими «свободными» газетами в очередь не выстроились. Брошенная в «свободный» ранок (сказать бы проще — дикий) и оказавшаяся без дотаций государства пресса скупается за бесценок — и эдак втихаря, полуофициально — все теми же админструктурами. Мэриями... Администрациями губернаторов...
Так что причины факта прозябания Украины в плане свободы слова (по версии Freedom House) на уровне Мексики и Папуа Новая Гвинея надо искать не в происках властьпредержащих, которые хотят удержать в руках пресловутый «админресурс». Проблема, как я уже сказал, не в сознательных «происках», а в элементарной тупости и некомпетености. И конечно же, в итоге, на свободе слова и на развитии демократии это все отразится!
Есть и другие тенденции
В Украине за последний год отмечено 122 факта преследований журналистов. Причем, не только со стороны государства, но и со стороны разного рода «мирных активистов». Однако уровень расследования таких покушений на жизнь и здоровье журналистов и их родственников не превышает 8%. Напомним в этом контексте и странную историю с журналистом Аркадием Бабченко. Все-таки, как ни крути, а подобные финты спецслужб разрушительно влияют на доверие масс к прессе — и в итоге, опять же на все перечисленные свободы: слова, политических прав, гражданских прав и свобод...
Утешим себя тем, что в РФ ситуация похуже?
Можно ведь и так подойти к вопросу.
Например, еще в году 2009-м в Полтаву приезжала делегация моковских журналистов (из «Литературной газеты», некогда просто легендарной - в смысле ее скрытой, но мощной оппозиционности к коммунистичекой власти). И я тому тоже был свидетель, когда маститые мои коллеги преходили с веселого гоготания на шепот, когда говорили о Путине. Уже тогда о «Великом и Ужасном Пу» в российских СМИ можно было говорить только с почтением. Либо по дружески подтрунить диктатору и подхихикать... Для меня подобная ситуация, да еще в изложении уважаемых коллег была удивительной и трагической.
А между тем «Хауз» начал оценивать ситуацию в России как «несвободную» уже в 2005 году. И это были еще «семечки». Ведь в 2007-м, в общем рейтинге свободы, СМИ Россия уже заняла 165 место из возможных 195. Это низкое падение объясняется экспертами «Хауза» законодательными ограничениями работы СМИ и отсутствием надлежащего расследования преступлений против журналистов.
Так что Украине еще есть куда падать... А подниматься?
100 из 100 баллов в рейтинге получила Финляндия, Швеция, Норвегия. У Канады - 99 баллов, в США - 86, в Германии - 94, Великобритании - 93, Франции - 90.
В прошлом году в отчете “Хауза» у Украины было 62 балла, то есть за год ситуация со свободой в стране ухудшилась на два пункта.
В этом контексте нас конечно же не оставят почивать на лаврах «середняков» наши критики из РФ. Сейчас российские
СМИ (и пророссийские тоже — увы, они процветают в Украине, вопреки всем словам и воплям об угнетении Киевом инакомыслия ).
Цитирую одно из таких СМИ: «В Европарламенте прошли слушания на тему «Нарушения прав человека, ограничение свободы печати и политические репрессии на Украине».
Основным докладчиком по второму вопросу выступил журналист Руслан Коцаба, отсидевший два с половиной года в СИЗО по обвинению в государственной измене и ныне продолжающий находиться под следствием.
Напомню, его вина (с точки зрения украинской прокуратуры) заключалась в том, что в качестве военного корреспондента он побывал по обе стороны фронта на Донбассе... Ну и не в этом конечно же! Основываясь на этом "опыте", Коцаба определил развернувшуюся там войну как гражданскую ("опровергнув", таким образом, официальную точку зрения касательно реальной агрессии России).
Коцаба призвал граждан страны игнорировать якобы незаконную мобилизацию (ведь официально в Украине было отменено уже на тот момент военное положение). По мнению Коцабы, также и борьба с боевиками на Донбассе должна проводиться силами исключительно специальных антитеррористических подразделений… Понятное дело, работа журналиста -пропагандона была признана подрывной, и к нему украинское государство применило соответстуающие санкции.
Вот такая пестрая, сложная и пока слабо прогнозируемая ситуация с гражданскими (политическими) правами и свободами в моей стране на сегодня.