«Игра престолов» закончилась Демократической Монархией. И Украина «доиграется»?
Опубликовано 24 Мая 2019 в 09:25 EDT
Кризис системы власти показал, что в Украине с приходом нового президента обострились старые политические гнойники. Парламент пытается сегодня заблокировать решение Владимира Зеленского о его роспуске, и в качестве арбитра в споре привлекает Конституционный суд. Коллизия имеет большие шансы закончиться в пользу Зеленского, но… Опять «но»: даже если КС (Конституционный суд) решит, что «разгон парламента» противоречит конституции, действующей парламентской власти – в том именно ее составе, – не так много времени остается на перегруппировку сил и доказательство своей дееспособности. В октябре будут тогда «сроковые» выборы, и настроенные вполне в Майданном духе украинцы, способны, думаю, также радикально поменять свою ВР и свой КС, и другие ветви власти, как они поменяли своего Президента.
То есть, – без комплексов и особых сожалений…
Хочу еще откатать события на несколько дней назад и вспомнить момент инаугурации (за которой внимательно следили и в Европе и в мире).
20 мая стало лакмусовой бумажкой для многих будущих украинских политических коллизий. Да и еще раз показали миру, что мы за нация… В глубоко ментальном смысле. Во-первых, украинцы суеверны. Чуть не все полит-комментаторы искали ЗНАК в происходящем важном событии. И они его нашли: во время передачи атрибутов президентской власти от подручных солдатиков Зеленскому один из служивых уронил его президентское удостоверение… Раньше, у Януковича например, было «полтергейстное» закрывание перед входящим в зал инаугурации Виктором Федоровичем дверей. Потом у Порошенко было обморочное состояние караульного – и это тоже при входе в Мариинский дворец, где заседает у нас наш парламент. И потом у каждого почти из шести президентов что-то такое да было! В целом чаще подводили или сквозняки (закрытие дверей) или солдатики.
Можно винить в этих загадочных приметах нечистую силу, а можно – плохо тренированных и неаккуратных рядовых (курсантов) ВС, которые то службу на посту не могут нести, то подать простой предмет из рук в руки – тоже у них не получается…
Как бы то ни было, от суеверий нам нужно избавляться и поменьше «примечать»
Второе. Это тоже показала церемония инаугурации: в силовых структурах изначально существовала и проявилась публично 20-мая отъявленная неприязнь некоторых генералов к своему Главнокомандующему. Ее продемонстрировали глава СБУ Василий Грицак и и командующий Силами специальных операций генерал Игорь Лунев. Оба не отдали своему президенту и начальнику воинскую честь. Это нарушение воинского устава со всеми дисциплинарными последствиями, но в данном случае это оскорбление даже не лично Зеленского, а самого института Президентской власти. Грицака Владимир Зеленский перед этим уже «устно» уволил (в своей инаугурационной речи). А вот с Луневым и еще, по видимости, с некоторыми другими военачальниками украинских ВС Зеленскому предстоят еще долгие и мучительные разборки. Еще нам военного переворота не хватало! Но уже почти сразу после этого приметного инцидента, заступился за генерала Лунёва новый уже нач. Генштаба Руслан Хомчак. По поводу того, останется ли Лунев на своей должности после такой выходки, Хомчак сказал: «Я пришел не за тем, чтобы всех снять с должностей. Всех поменять – это не выход. Конечно, я буду принимать кадровые решения... Но сначала надо разобраться, в чем где причина, и что надо подправить. Потому что, если люди занимают те или иные должности, они не с неба на те должности упали, они служили, за ними следуют люди, коллективы».
В общем, если подойти ко всему происходящему трезво и с пониманием сложности колизий, то идет процесс передачи власти планово, своим чередом, и иного ждать вряд ли приходилось.
Третий посыл, который нам показала «лакмусовая бумажка» первых дней правления Зеленского: градус накала страстей его пылких поклонников и не менее пылких ненавистников из числа электората возрос, вместо того, чтобы упасть.
В сетях разразилась настоящая война между этими и теми… Одни приводят аргументы «высокой компетентности» команды Порошенко, а также, соответственно, – низкой, ниже плинтуса у команды Зе. Антипатики Зеленского также спешат заклеймить оного позором за тех кандидатов и уже назначенных им должностных лиц, которые служили перед тем в аппаратах Януковича или даже… любимого ихнего Порошенко. Мол, так как же новоизбранный борется с мафией и с олигархатом? Опять же: понабирал на должности административные и влиятельные чуть не весь состав своего «клоунского квартала»!
Но и опять же. Надо и к этим фактам относиться и более благожелательно (кто не ошибается, да еще с реальным отсутствием опыта администрирования в рамках страны), и даже по-философски!
Кого еще мог выбрать Зеленский в свое ближайшее окружение как не людей, известных ему «по жизни» и которым он может безраздельно доверять? Что же касается других, довольно дилетантских и популистских действий команды Зе (например, заявлении о том, что связи с олигархатом новая команда не имеет уже и никогда иметь не будет), то это тоже можно списать на молодость, горячность и неопытность. Вполне может должно так произойти, что сама повестка дня «утрамбует» Зеленского в сферу политически возможного. Скорее всего, ему придется пересмотреть и свое отношение к «минским соглашениям», и тезисы о сотрудничестве с МВФ, и прочие максималистские заявления. Проблема в том, что такой подход, поиски «политически возможного», волей-неволей будут снижать рейтинг новоизбранного президента. Уже так просто не отшутится, как бывало…
Эксперты ждут развития событий в том ключе, насколько дальнейшие действия или хотя бы ощутимые попытки изменить ход этих событий будут соответствовать народным чаяниям. Ну, и предвыборным обещаниям, конечно!
Сказал, что уладит проблему с Донбассом и с Крымом? Но ведь эта победа в нынешней войне не может быть быстрой! А уставший от внешнеполитических проблем электорат ждет скорого и неизбежного счастья. Разрыв между реальностью и ожиданиями может создать пропасть, в которой пропадет весь современный и всенародный почти энтузиазм!
Новый президент (в который уже раз, вслед за предшественниками) объявил последний-препоследний этап борьбы с коррупцией? Ну, это, как в Одессе говорят, - будем в очередной раз посмотреть!
Оговоримся, что борьбу с мздоимством в Украине традиционно принято расшифровывать у нас в широком смысле. И тут Зеленского ждут и всплеск народного недовольства, и новые волны вражеских инсинуаций. Ведь для одной части электората борьба с коррупцией – это разгосударствление и война с клановой системой. Для другой части – это судебные приговоры и конфискации.
Но! Если кланы, мафия богачей и бюрократов, почувствует реальную угрозу – то эти люди станут буквально убивать любого, объявишего им войну. И в переносном смысле. И увы, в прямом…
И наконец, что тоже крайне важное! В предвыборный период Владимир Зеленский был, пожалуй, все-таки достаточно неконкретен. Но он успел стать заложником и своих, абстрактных, и чужих, более определенных обещаний. От нового президента ждут снижения тарифов, роста зарплат, падения цен и новых, уменьшенных коммунальных платежек.
И это понятно! Уровень бедности в нашей стране остается даже выше докризисного. То есть, того уровня, что мы имели при Януковиче! ВВП на душу населения и по паритету покупательской способности примерно втрое ниже у украинцев, чем в той же Польше. Экономисты-эксперты говорят и пишут страшные для украинского сердца вещи: при существующих темпах экономического роста Украине понадобится более 50 лет, чтобы достичь уровня доходов современной (!) Польши.
Для преодоления этого баснословного разрыва (а мы с Польшей стартовали в 1990-м при равных условиях) правительству, парламенту и президенту предстоит выполнить громадный объем работы. Мало того!
Так или иначе, проведение радикальных реформ будет крайне болезненным и непопулярным (хотя куда уже казалось болезненней, чем мы жили до этого!)
Всемирный банк сохранил свой прогноз роста ВВП страны на уровне 2,7% в 2019 году. По словам одного из директоров банка Сату Кахконен, для экономического роста Киев должен быть готов отменить мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, продолжить шаги по разделению «Нафтогаза» и газовой сферы, а также принять меры по борьбе с коррупцией и ускорению судебной реформы.
Возможно, в пылу реформ придется пойти на некое узурпирование власти и значительное уменьшение роли парламента в политической жизни страны.
Думаю, не случайно в голову пришла ассоциация с концовкой британского сериала о борьбе за некий Железный Трон. В сериале политическая элита воюющих королевств договариватеся о "выборности" в дальнейшем и вовеки веков своего Главного правителя. До демократической, парламентской конфедерации королевствам еще далеко, но выборность диктатора-короля (с возможным импичментом) - уже шаг по дороге мирового прогресса...
Договорится ли Зеленский с парламентариями, или придется идти на еще более экстремальные шаги, чтобы выполнить свои электоральные обещания? В любом случае проблемы - и в политике, и в экономике, - будут титаническими. И все это ляжет на хрупкие плечи бывшего шоу-мена и комического артиста, обещавшего в своей инаугурационной речи, что украинцы на протяжении ближайших пяти лет не будут уже плакать.