«Гендерная сегрегация» как термин и как путевка в жизнь
Опубликовано 28 Мая 2019 в 06:13 EDT
«В связи с предстоящими в июле 2019 года парламентскими выборами, координатор по гуманитарным вопросам ООН Оснат Лубрани обратила внимание на важность равного участия женщин в этих выборах и их представительства в ВР. Женщины составляют 54 процента населения Украины, но в течение всей истории они только в незначительной степени были представлены в правительстве и Верховной Раде, и никогда не занимали должности президента. Женщины же сталкиваются с множеством проблем в политике: чаще их оценивают по внешнему виду и одежде, чем за их идеи и убеждения. Украинские женщины постоянно выдерживали такие вызовы и были готовы и способны занимать руководящие должности».
Оснат Лубрани предложила украинским политикам установить, как минимум, 30-процентную квоту для женщин-кандидаток в избирательных списках политических партий.
Итак. Неравенство полов наша моральная карма.
В Европе этот путь прошли уже в значительной степени, в России – даже и не направляли в эту сторону «свои стопы» (не беру во внимание некую Матвиенко и некую Захарову как политиков, способных влиять на чтобы то ни было в РФ).
А вот мне, например, как почти постоянному жителю Литвы, хотелося бы вернуться к местным политическим реалиям. В литовском языке, кстати, четко различаются особенности полов в профессиональной деятельности и названии должностей и профессий. У нас еще, у славян, кое-когда, из пяти случаев раз обозначат начальницу словом «директрисса». У литовцев это не «кое-как и кое-когда», а обязательная лексическая норма.
Даже высшего руководителя страны Далю Грибаускайте (очень мощного политика) они называли президентшей. Опять-таки – и не потому даже, что из уважения или наоборот в ироническом смысле, - а это такое в языке литовском такое лексическое правило!
Кстати! Литовцы, во времена еще Речи Посполитой, то есть много веков назад, дали украинцам свой гражданский кодекс. Он в нашей общественной жизни привился неплохо, кстати! Он даже сыграл свою положительную роль в продвижении в Европу и к Евросоюзу. В кодексе том было «прописано», кроме прочего, и отношение в тогдашнем социуме к женщине. Отношение уважительное. Мы его, в значительной степени переняли – и это видно даже в том, что у нас в высшие эшелоны власти, уже в ХХ веке (не говоря о ХХІ) прорвались женщины. Много и достаточно положительных!
Ну, понятно, украинцы имеют эксцентричную и умную Юлю Тимошенко (сейчас сказал бы даже так: хитрую и коварную). Непотопляемый аутсайдер украинской политики, даже и после проигрыша двум сразу мужчинам, Зеленскому и Порошенко, надеется на реванш!
За ней еще идут: Богословская, Королевская, Кужель, Богатырева, Герман! Все они – яркие политические звезды и сильные (каждая по-своему) личности. Но даже при этом, уважительное отношение к политикам из «слабого пола» у нас не развилось. У нас общее положение женщины в царстве мужчин не трансформировалось пока ни в появление своей Маргарет Тэтчер или Ангелы Меркель, ни даже в Беназир Бхудто… Хотел сказать – «в какую-нибудь Бхудто», но ведь и эта Дочь Азии показала героический тип характера, и умерла от руки убийцы – как и Индира Ганди, и тоже во имя процветания нации!
Сильный же пол украинского политикума, в лице Януковича, с трусливой и очевидной поспешностью, отставив все прочие важные государственные дела, укатал однажды, несколько лет тому назад, Юлию Тимошенко в тюрьму (как только представилась такая возможность). И после почивал на лаврах. На пользу ли это было нашему обществу в целом? Ведь если говорить о женщинах у власти и о женщинах, которые влияют радикально на развитие социума, то у нас сложилась крайне уродливая система.
Если взять такие ветви власти как парламент или Кабмин, или Верховный Суд, то женского пола в них... ну, полпроцента! Полное отсутствие наличия, как сказал бы украинский писатель Михаил Зощенко. Если же взять силовые структуры, то мы еще видим определенное присутствие слабого пола в судах и прокуратурах (аж целых 2 процента). Но вот опять: пример квазиукраинской территории под названием Русский Крым и ее бывшей генпрокурорши Натальи Поклонской, этот казус, дозволенный оккупантской стороной чуть не в насмешку, скорее уводит нас от темы всякого гендера и любого подобия равенства полов. Господь избави в таком вот случае, как с Поклонской, нас, украинцев, от такого женского пола – во веки веков аминь…
Но говорить все-таки о гендере приходится.
Итак, украинцы своих жен в силовые структуры и во власть почти не пускают, но зато охотно отдали им на откуп всю, например, отрасль народного образования. И это тоже страшный перекос (о нем ниже) и в итоге: большое и негативное отличие нашего общества от западного.
В школах Украины 90 процентов учителей женщины и также, в то же время, 70 процентов директоров школ – мужчины. Это приводит к тому, что воспитанием новых поколений у нас занимаются кто угодно, но только не мужчины! И это уже не просто нарушение гендерного принципа! Эти заведомо инфантильные и хлипкие морально, женственные даже когда не надо юные украинцы – они как воспитанные в неполноценных семьях с мамой-одиночкой дети. Они несут свои комплексы в будущее и ухудшают с каждым новым поколением наши и так недостаточно «бойцовские» ментальные качества.
К диспропорции и половой несправедливости в сфере образования добавлю и мир культуры! Ну, где вы видели, например, в нашей сельской библиотеке или в сельском клубе – мужчину? Ситуацию оставлю без коммента, в ней многое понятно, ибо никто из нормальных мужиков не пойдет работать завклубом на зарплату, чуть более официально минимальной. Но ведь такая глобальная политика державы. Так мы жили со времен еще дикого и некультурного, не знающего о гендере Совка.
Но потом ведь был Майдан 2013-го и 2014-го. Та самая Революция Достоинства, в том числе, и женского! Гендерный вопрос вспоминают теперь и постольку, поскольку в ЕС он едва ли не краеугольный, – вот и украинцы принялись за дело. Но!
Юлю хоть и выпустили из тюрьмы, но электорат ее оставил. Юлю не подпустили даже в 2019-м году к Кормилу Власти. И не только потому, что это Кормило ее кормило и даже развращало (пардон за банальный каламбур). У Кормила ведь без всякого чувства меры кормились ранее и все президенты-мужчины…
* * *
Но вернусь к общей характеристике наших гендерных тенденций, при которых Украине никогда не быть в толерантной и терпимой к слабому полу в политике Европе. У нас же со времен достопамятных правительства Азарова (дальше не хочу углубляться) и при Порошенко также, в Кабмине заседали на 89 процентов одни лишь мужчины.
У нас гендерное равновесие нарушалось, даже когда в Киеве на Майдан выходило по миллиону человек народу за раз, и когда четыре могучих мужика, Яценюк (по кличке Куля-В-Лоб), Кличко (чемпион мира по боксу), Порошенко (он же Порох) и Парубий (чью картавость ужасно кривляет "Квартал -95") на трибуне рвали на себе тельняшки. Потому как мол, они, сильные мужчины, и значит облагодетельствуют враз всю нацию! И где из них двое сейчас?
А взять ту же Тимошенко, хоть она уже и поднадоела большей части электората! После освобождения из тюрьмы ее возили на инвалидской коляске… Над ней даже посмеивались из-за этого. Особенно все захихикали, когда она вскоре быстро реабилитировалась и встала на каблуки. Ржач этот похабный длится и доныне.
А вот вы так попробуйте: из тюремной камеры - да снова стать Леди Ю!
А ведь за нее проголосовало ранее, при Януковиче, почти столько же этого ржущего теперь электората, сколько и за бывшего недавнего мужика-президента Порошенко. То есть, это треть украинской нации! Где же вы теперь, господа электорат того же мужского пола?
И если опять вернуться к опыту политической жизни тех же литовцев (которых все-таки я больше знаю, чем других европейцев), то вспомним урок гордо уходящей сегодня Дали Грибаускайте. Ее не перевыбрали в президенты только потому, что она исчерпала конституционно прописанные поломочия (не более двух раз). А в целом, по моим опросам, за нее снова проголосовали бы литовцы - и в мае 2019го!
И между тем, время от времени, тут в Литве, на нее происходили оглушительные наезды. Этого мощного и видного в Европе политика есть кому ненавидеть и желать Дале политической (как минимум) смерти. Дело даже не в гендерном вопросе. У литовцев как и у нас слишком много осталось от страшного коммунистического прошлого, они побоялись провести в своем обществе люстрацию от коммунистов, как это сделали, например, эстонцы и чехи. Поэтому прокоммунистическое политическое лобби очень сильное в литовском обществе, и оно не теряет надежды взять реванш за свое поражение в ХХ веке. На Далю нападают свои же литовцы (даже не этнические русские), обвиняя ее в том, что начало карьеры этой умной и сильной женщины пришлось на эру большевизма. А значит и она, мол, замарана связями с КГБ и прочими грязными коммунистскими структурами… В прессе, в Интернете время от времени появляются компрометирующие Далю материалы и «документы». Слава Богу, литовцы мудрый народ и не поддались на эти провокации. Даля уходит, но на горизонте появилась новая перспективная литовская женщина. Возможно, она через пять лет станет новым президентом Литвы, с не менее счастливой политической судьбой!
Увы, у нас даже и через такой срок пока не предвидится никакой, ни одной кандидатуры из числа слабого пола. УВЫ!
У нас эксперты-политологи называют пока среди видных политиков-женщин и капитана запаса ВСУ Надежду Савченко, и украинских первых леди, которые помогали мужьям-политикам - Марину Кинах и Марину Порошенко, и наконец Инну Богословскую. То есть, главную конкурнетку-женщину Леди Ю на всех выборах... Но! Все эти женщины-личности пока совсем "непрохондже" в высшие эшелоны власти, в сравнению с мужским контингентом!
Постскриптум. Тем не менее, координатор ООН Оснат Лубрани убеждает страну и требует от украинских мужчин:
"Призываю к выполнению избирательных квот при формировании списков политических партий, я также бы хотела апеллировать к обязательствам Украины в соответствии с Конвенцией ООН (о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). Украина ее ратифицировала. Статья 4 требует от государства реализовать временные специальные меры, включая квоты, а статья 7 призывает к ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны".