Санчо Пансы нового времени. Разбор украинских "полетов"
Опубликовано 1 Августа 2019 в 05:33 EDT
-
"Надеюсь, – заметил Санчо, – дураки бы вы были, если б что-либо подобное сотворили или же замыслили. Стало быть, я еще раз повторяю, не забудьте насчет пропитания для меня и для моего серого, изо всех дел это самое важное и неотложное, а в установленный час мы пойдем с вами в обход: я хочу очистить остров от всякой дряни – от побродяг, лодырей и шалопаев. Надобно вам знать, друзья мои, что праздношатающийся люд в государстве – это все равно что трутни в улье, которые пожирают мед, собранный пчелами-работницами. Я намерен оказывать покровительство крестьянам, охранять особые права идальго, награждать людей добродетельных, а самое главное – относиться с уважением к религии и оказывать почет духовенству. Ну как, друзья? Правильно я говорю или же сбрендил?"
- Этими строчками начинается фрагмент романа (несколько глав), в котором боевой соратник и слуга Дона Кихота Санчо примеряет на себя новое амплуа. Отныне он уже не простой крестьянин, а губернатор "острова". Закавычил слово "осторов", т.к. Санчо Панса на самом деле толком даже не знает, какой именно по размерам и по характеру геополитического (как сказали бы в наше время) положения территорией ему вверено управление
- Нечто пободное объективно происходит и с новыми политиками Украины (тут не только о Зеленском речь). Все они уже люди, прошедшие главные этапы своей неполитической карьеры, причем достигли каждый в своем "жанре" и области деятельности максимума.
- От итогов их новых карьер им самим очевидно ничего не нужно. В материально-меркантильном плане. Они ведь уже столько пожали лавровых венков славы... Имели и денег достаточно (по их понятиям). Да, они не бессребреники. Но в материальном обиходе, пока наблюдаем скромность - важно лишь для этих наших новых Санчо Панса, чтобы окружение ихнее (на 80 процентов это политики и чиновники старой формации) не забывало бы элементарно "об их пропитании". Ну, а самое все же главное - и для Зеленского, и для Вакарчука, и для их команд, - "очистить остров от дряни".
Поехали дальше.
"И вот, когда они уже прошли несколько улиц, послышался лязг скрещивающихся сабель; все бросились в ту сторону и увидели, что дерутся всего лишь два человека, каковые, завидев властей, прекратили драку, а один из них воскликнул:
-
– Именем бога и короля! Что же это за безобразие творится в нашем городе: нападают прямо посреди улицы и грабят при всем честном народе!
-
– Успокойся, добрый человек, – молвил Санчо, – и расскажи мне, из-за чего вы повздорили. Я – губернатор. Тут вмешалась противная сторона:
-
– Сеньор губернатор! Я вам все расскажу возможно короче. К сведению вашей милости, этот господин только что выиграл в игорном доме, вон в том, что напротив, более тысячи реалов, и одному богу известно, каким образом. Я при сем присутствовал и в ряде сомнительных случаев, хотя и против совести, присуждал в его пользу. Он огреб свой выигрыш, и я надеялся, что получу от него магарыч хотя бы в размере одного эскудо: это уж так принято и так заведено – вознаграждать столь важных лиц, каков я, следящих за правильностью ходов, содействующих беззакониям и предотвращающих ссоры, а он спрятал деньги и ушел. Я разозлился, догнал его и в самых нежных и учтивых выражениях попросил подарить мне хотя бы восемь реалов, а ведь он знает, что я человек честный и что я должности никакой не занимаю..."
- Тут прервем цитату и укажем: проблема преступности, а равно с ней и коррупции (поскольку из последней истекает невероятно малая эффективность борьбы с преступниками) уже давно стали главными проблемами украинского общества. Заметим по ходу: эта проблема вечна как наш "цивилизованный мир" и во времена Сервантеса, ровно почти пятьсот (!) лет назад, она в той же степени досаждала обществу испанскому как теперь украинцам.
- Ведь не зря теперь многие комментаторы и политологи происходящее в Украине политическое действо называют "окончательным разрывом с феодализмом".
- Если взять фрагменты этих проблем нашего якобы "правового общества", то из них к наиважнейшим в социальной сфере следует причислить борьбу с полуподпольным игровым бизнесом, с полностью ушедшем в тень бутлегерством (государство экс-президента Порошенко декларировало монополию на производство водки и установило цену - якобы в районе 80 гривен, но на самом деле подпольщики продают свободно и фактически не платя налоги, водку за полцены). Все эти важные сферы "крышуются" исполнительными органами и силовыми стуктурами. Конечно же, эта социальная короста разъедает не только мораль, но и подрывает экономику. Победить эту нечисть и Санче Пансо, и нашим зеленским-вакарчукам было бы очень непросто.
-
-
"...Самому Каку сто очков вперед даст, а в шулерстве самому Андрадилье... Подумайте, сеньор губернатор, какое бесстыдство и какая наглость! Честное слово, ваша милость, если б вы не подоспели, я бы у него выигрыш из горла вырвал, я бы его привел в разум!
-
– А ты что на это скажешь? – спросил Санчо. Тот ответил, что противная сторона говорит правду и что он, точно, не хотел давать более четырех реалов, потому что это, мол, уже не в первый раз; далее он заметил, что людям, ожидающим магарыча, надлежит быть вежливыми и с веселым видом брать, что дают!"
- Ну, ведь как это, елки-моталки напоминает современные украинские (и еще более российские) "экономические отношения" между теми, кто ведет бизнес (неважно даже законный или нелегальный) , и теми, кто бизнес крышует!
-
"- С этими людьми надобно сделать вот что, – объявил Санчо. – Ты, который выиграл, – все равно, честно, нечестно или не так, не эдак, – ты сей же час выдашь этому драчуну сто реалов, а еще тридцать реалов пожертвуешь на заключенных. Ты же, что должности не занимаешь и доходов не получаешь, а только небо коптишь, бери скорей сто реалов и, самое позднее, завтра утром отправляйся с нашего острова в изгнание на десять лет, а нарушишь мою волю – будешь отбывать свой срок на том свете, потому я собственноручно повешу тебя на столбе... И не смейте мне перечить, а то я вас!.. Первый противник вынул деньги, второй их взял, один отправился в изгнание, другой пошел домой, а губернатор сказал:
-
– Во что бы то ни стало закрою все эти игорные дома: я так полагаю, что от них вред немалый.
- Но вот как раз, описанные полтысячелетия (не устаю этому поражаться) Сервантесом политико-социально-криминальные проблемы, которые надо будет преодолеть нашим "Слугам народа", в прошлом шоу-менам и успешным менеджерам... но из сферы искусства:
-
– Вот этот дом, – возразил один из судейских, – вашей милости, во всяком случае, не удастся закрыть: его содержит одно значительное лицо, которое, кстати сказать, в течение года неизмеримо больше проигрывает в карты, нежели получает барыша со своего заведения. Зато на других, низкопробных, притонах ваша милость может показать свою власть: от них и вреда больше, и всякое жулье там так и кишит. Между тем в дома, которые содержат знатные кавальеро и сеньоры, заправские шулеры плутовать ни за что не пойдут,
-
-
В это время к ним приблизился полицейский, тащивший за руку какого-то парня, и сказал: – Сеньор губернатор!! Этот молодчик шел нам навстречу, но, завидев полицию, круто повернулся и бросился наутек – так поступают одни преступники. Я побежал за ним, однако ж, если б он не споткнулся и не полетел, нипочем бы мне его не догнать.
-
– Ты чего, молодец, бежал? – спросил Санчо. Парень же ему на это ответил так:
-
– Сеньор! Полиция имеет обыкновение долго расспрашивать, а мне не хотелось отвечать.
-
– Чем ты занимаешься?
-
– Я ткач.
-
– Что же ты ткешь?
-
– С дозволения вашей милости, наконечники для копий.
-
– Сейчас видно умного малого, но только представь себе, что ветер – это я, и дую я тебе прямо в спину и подгоняю прямо к самой тюрьме. А ну, возьмите его и отведите!
- (Продолжение следует)