Свет в конце «ЗЕлёного коридора»
Опубликовано 14 Сентября 2019 в 04:20 EDT
Вот например. Трамп захотел выкупить Гренландию (желание вроде как коммерческое и почти невинное). Япония желает себе вернуть Курилы (вопрос престижа, а как же!) Турция претендует теперь чуть не на весь уже Кипр, в не принадлежащих ей водах начала добывать нефть… Но конечно же, в потугах переделить уже переделенное всех превзошла Россия. И в масштабах захвата чужих земель, уже реализованных за последнее десятилетие – она тоже впереди планеты всей.
У Молдовы оттяпала Приднестровье (мы как-то призабыли об этом жгучем факте). У Грузии – Абхазию и Осетию. У Украины – Крым и часть Донбасса. Одним словом, все как в той песне с сакраментальным вопросом «хотят ли русские войны»? Хотят, безусловно, хотят! Но вот как потом выпутаться из ситуации, когда за свои хотения придется расплачиваться перед той же планетой всей? Похоже, ни Путин, ни его окружение в Кремле, ни весь «братский» народ русский об этом сейчас не думают. Так уж устроены этот Путин и его окружение, вместе с народом…
Теперь воспоминания недавние и вполне локальные. Личные.
Возвращаюсь на днях ночным автобусом из милого сердцу Киева в почти родной уже Каунас – из Украины и через Беларусь. Доехали до белорусской границы. В автобус заходит румяный такой, бодрый и красивый пограничник, и радостно доносит до ушей и сознания полусонных пассажиров важную информацию. Мол, с недавнего времени на границе Украины и Беларуси, в местах ее легального пересечения наземным транспортом (проще сказать, на всех КПП) внедрены как гуманное новшество, известные уже миру «зеленые коридоры»! Далее румяный пограничник разъясняет сей способ пересечения границы, известный большинству из тех, кто хоть раз и хоть куда (именно в чужое государство) летал самолетом. Или ездил поездом. Или пересекал границы на автомашине… Но это – касательно иных государств, Беларусь же ввела оный наземный порядок недавно и впервые. Так уж устроены эти белорусы – немного консервативны, за всеми мировыми новшествами и ухищрениями в смысле упрощения жизни и усиления общего гуманизма ихний «Бацька» Лукашенко следит внимательно. Но не позволяет внедрять все подряд и сразу.
Мысленно уже радуюсь: раз «зеленый коридор», то значит cегодня нормально высплюсь! То есть, проверка паспортов – это минут десять-пятнадцать. А потом сразу в автобус - и поехали всю ночь до литовской границы!
Но не тут то было!
«Зеленый коридор по-белорусски» означал на самом деле не что иное, как капитальный и тотальный ШМОН. Причем, ранее такого не было и приблизительно! Вещи всех, без исключения, пассажиров на этот раз проверяли с исключительной дотошностью и придирчивостью. И собакой проверяли, и «телевизором», и вручную…
Вдруг я вспомнил, что в этот вечер, когда уже сел в автобус на Вильнюс, позвонила из Полтавы мама и сказала, что Лукашенко объявил о закрытии границы между Украиной и Беларусью. Я счел эту информацию типичным фейком – в духе российской пропаганды, извращающей все и вся (а моя мама смотрит по своей наивности российские каналы иногда). В каком–то смысле так и оказалось… То есть, никто никакие границы с Беларусью не закрывал. Но тревожный звонок моей мамочки имел и фактическую подоплеку.
На белорусской границе, проходя ихний злополучный «зеленый коридор», наш автобус застрял часа на два. К границе за нами образовалась очередь в километр – автобусы и легковушки. Наверное, им тоже предстоит пройти этот самый «зеленый», поэтому до утра очередь еще возрастет намного, – подумал я. А ведь что им стоило, этим белорусам, и в самом деле запустить механизм «зеленого пропуска», когда реально из пересекающих границу сотен тысяч (если один КПП) проверяют лишь единицы. Выборочно. То есть, самых подозрительных…
Конечно, этот маленький эпизод может кому-то показаться ничтожным… Особенно, если взять к нему сравнением мировую революцию (как говаривали в старину). Но мне он представляется символичным.
Диктаторы всегда так поступают: объявляя что-то изумительно «зеленым», на самом деле включают впереди красный свет. Для всех подряд, независимо от гражданства человеков, и для товаров, и даже для гуманитарных грузов! Символичным случай на границе мне кажется еще и потому, что в эти дни Россия с Украиной на самом деле приблизились к установлению конструктивных отношений – в рамках невиданной войны и ехидной российской, скрытой от самих россиян загадочным словом «настамнет», агрессии на Донбассе. Отношения еще не установили, но к миру приблизились. Имею ввиду состоявшийся на днях обмен пленными форматом «35 на 35».
Это уже был шаг вперед. Украинский Президент обещает международной общественности и своим гражданам, что шаг этот всего лишь первый, и за ним последуют другие. Во что хотелось бы истово верить.
Но наша беда еще и в том, что выдавая «красные коридоры» за «зеленые», политики могут сослужить медвежью услугу и своим гражданам и соседям, в том числе гостям своей страны.
Путаница происходит в головах уже и самих украинцев. И они, например, по-разному оценивают недавний обмен пленными. Одни называют это победой новой власти. Другие – окончательной капитуляцией Украины перед Путиным.
Один мой коллега, тоже газетчик, в ФБ на днях заявил: «…меня бы размазали по стенке, обозвали бы порохоботом, порохоскотом и тому подобное. Но! Ведь это не я сказал, а известный всем Мустафа Джемилев: "Этот обмен напоминает капитуляцию».
И вот, в продолжение сказанного выше, приведу расхожее мнение в этом же «оппозиционном» русле: мол, обмен моряков надо было производить по другой формуле. Путин, мол, и так должен был вернуть Украине ее военнослужащих по приговору Международного трибунала ООН, по морскому праву. И поэтому формат обмена, избранный командой Зе, – ошибочный и в итоге вредит Украине. Кроме того: разве можно называть этих 24 моряков "военнопленными"? Ведь никто из них даже оружия в руках не держал!
И наконец, что касается Сенцова. Ведь он тоже не "военнопленный", а типичный диссидент и политический противник режима Пу, он стал в итоге политзаключенным.
Еще один мой коллега, московский (но проукраинский) политолог Андрей Окара выразился в следующем, едва ли не в более резком духе:
"Сейчас в российско-украинских отношениях происходит грандиозный реванш Кремля, Смоленской площади и
некоторых властных и околовластных российских контор. Украину тупо обыгрывают. Точнее, обыгрывают не тупо, а очень
даже остро и изящно. И, если так пойдет и дальше, это будет баскетбольный счет. И реванш может превратиться в триумф."
Запутались в дефинициях
В общем, утопая в попытках разных дефиниций (кто кого пленил и почему), противники Зеленского как такового и также его решений и решительных шагов злобствуют, – они пытаются дискредитировать состоявшийся обмен, этот, по сути, первый, совсем маленький шаг от жесткой конфронтации к миру.
Украинским «ястребам» мир не нужен и не выгоден. Многие из них в буквальном смысле этого слова были не ястребами, а стервятниками, кормившимися на этой войне.
А «зеленый коридорчик», возникший между РФ и моей страной они воспринимают «по-белорусски» – как большой шмон, необходимый для утверждения независимости и безопасности государства.
И вот сейчас, в СМИ Украины разгорелась целая дискуссия: как воспринимать состоявшийся обмен «35 на35», какими должны быть последующие шаги власти, и какие возможны варианты реального решения вопросов Донбасса и Крыма. При этом – и на самом деле, – «стервятникам» не так уж важно, каким будет дальнейшее развитие событий. Как написала по этому поводу «Украинская правда» (популярный портал), «они не судят о новой власти по делам: они оценивают дела новой власти сквозь призму собственной неприязни к Зе. И это неприятие лежит скорее в плоскости личной психологической травмы, нежели идеологии и политики…»
Клуб имени "25 процентов», проигравший электорат и поборники режима Порошенко, – теперь это вовсе не слабое сообщество униженных и оскорбленных итогами выборов. Зеленский для них стал эдакой горечью глобального поражения и потому они воспылали страстным желанием отыграться.
И вот в контексте этой неожиданной и жесткой политической борьбы возникает вопрос. А именно: сможет ли Зеленский удержать власть, овладеть ситуацией и выполнить свои предвыборные обещания (побороть коррупцию и поднять в итоге уровень жизни людей), если сам, своею волею не сократит некоторые демократические институции, не «узурпирует» управление страной, выбросив на свалку истории сегодняшних своих политических оппонентов?
То есть, речь идет о превращении Украины из «президентско-парламентской республики» (коей она по сути уже является) в натуральную авторитарную державу. Появится ли в таком случае вероятность благоприятного исхода и «свет в конце туннеля» для украинской государственности?
Постараюсь ответить на этот вопрос в следующих своих публикациях.
- Постскриптум
13 сентября, президент Владимир Зеленский анонсировал следующий этап обмена пленными между Украиной и РФ. Об этом он сказал на 16-й Ежегодной встрече Ялтинской Европейской стратегии. Зеленский заявил, что войну на Донбассе необходимо завершить дипломатическим путем: «Сейчас мы говорим о следующем этапе после наших политзаключенных, моряков. Откровенно скажу, что мы готовим другие списки и ожидаем следующего этапа обмена».
По поступившим в СМИ сведениям из официальных источников обмен пленными может произойти до конца сентября. Формула обмена:ВСЕ на ВСЕХ.