Анафема Майдану во время всенощной на Пасху
Опубликовано 15 Апреля 2018 в 03:16 EDT
Церковь была в Полтаве, и оказался я там вот как раз в минувшую субботу, именно на Пасхальном богослужении. На всенощной. Службу правил отец Игорь, а конфессия принадлежала одной из двух украинских автокефалий. Автокефалия тоже маленькая. УАПЦ (о) называется - то есть, исходя из абревиатуры, это "Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная)". И говорить о ней подробно не могу – иначе обижу других таких же украинских «автокефалов», прихожан, которые отвратились-отошли от храмов Московского патриархата (УПЦ МП) и ходят теперь молиться своему украинскому богу по-украински, - назло всяким москалям, путиным и патриархам кириллам…
Увы! Украинцы, – как и в политике, как и в вопросах экономики и культуры, – в религии слишком даже разобщены, пожалуй, даже более всего именно в этой сфере. Я как-то начал считать наличные и реально действующие в моей бедной стране конфессии и церкви – и сбился со счету (см. в предисловии). Ну, вот из православных, наиболее многочисленна по числу прихожан на душу населения, все-таки преобладает «москальская» церковь. За ней следуют верующие УПЦ Киевского париархата, греко-католики, римо-католики, баптисты и множество ответвлений и сект лютеранского толка. Не забыть бы и ислам… И уже довольно активно о себе заявляют автокефальные церкви – одну из них возглавляет православный епископ Игорь (Харьковский и Полтавский).
О другой автокефалии, охватывающей западные регионы страны, знаю меньше, но главное что: картина в религиозной сфере получается довольно пестрая. Даже слишком. Сектанщиной попахивает и партизанщиной! И этот факт вовсе не содействует сплочению нации. Это как в анекдоте: если собираются два украинца, то это целый партизанский отряд. Если три – партизанский отряд со своим командиром, его замом, и, соответственно, «предателем».
Я говорю об этом с определенной долей горечи, не только иронии и сарказма. Украинцам, видимо, свойственны очень сильные анархические черты в политической организации общества (вспомним батьку Махно), а посему им, то есть нам, трудно сплотиться в реально стабильное и суверенное государство.
Теперь вернусь к пасхальной службе. В этой церквушке я был всего второй раз. Но мне уже с первого раза очень понравился настоятель. Отец Игорь произвел впечатление большого интеллигента и интеллектуала. Его проповеди слушать было громадное удовольствие – это как побывать на лекции профессора истории в Сорбонне. Я не преувеличиваю. Батюшка обладал широкой эрудицией не только в богословских вопросах, но и в вопросах истории и политики. Так же он легко оперировал новыми знаниями в сфере социологии, политологии, технологий постиндустриального общества и т.д. И еще без всяких сомнений, отец Игорь являлся патриотом, пылким и преданным нации украинцем – собственно, почему был и в прошлом времени? Он и на данный момент ярый националист. Когда начался военный конфликт на Донбассе, отец Игорь всерьез заявил прихожанам, что собирается с оружием в руках защищать Суверенность собственной страны и народа. Он даже не слишком пытался увязать свой поступок и намерения с саном служителя христианской Церкви. То есть, в зону АТО батюшка, мужчина еще крепкий на вид и статурный, собирался идти вовсе не капелланом, нести врагам православных украинцев не крест, но «меч»!
Отца Игоря на фронт не пустили, – по некоторым слухам, из-за состояния здоровья.
И вот теперь он служил пасхальную литургию и мы, прихожане, услышали от него нечто новенькое – в сравнении с тем, к чему привыкли. То есть, привыкли к свободолюбивым речам и проповедям, привыкли к его историческим реминисценциям, прославляющим Волю и Соборность Украины – назло как раз тем «зрадныкам» и потакателям московских оккупантов.
Конечно, слово «Майдан» в этом контексте оставалось символом освобождения украинцев от гнета Кремля и всех вместе взятых москалей.
Но! На этот раз проповедь его была Пасхальная. И поэтому батюшка сделал акцент на тех Заповедях Христовых, которые должны были создать Царство Божье на Земле и среди живущих ныне людей. И похоже, то есть судя по наростающим катастрофическим событиям в мире, это произойдет довольно скоро.
И уже в новом этом контексте – предполагавшем культ христианской любви и самосовершенствования, – батюшка в некотором смысле изменил прежним взглядам своим и приоритетам, то есть, предал произошедшую в 2013 – 14-годах украинскую Революцию Достоинства анафеме. Как всякое насилие. Творимое то ли государством над личностью, то ли гражданами над зарвавшейся и заворовавшейся властью.
Отец Игорь вспомнил библейскую революцию иудейской «партии» зелотов-секариев. Сие событие произошло вскоре после смерти Христа и было как бы альтернативой Нагорной проповеди. Секарии пытались поднять народ против ненавистных римлян. И подняли. И повели на баррикады. «И эта глупость стоила народу еврейскому еще ДВЕ ТЫСЯЧИ лет рабства и страданий»,– я почти дословно цитирую тут батюшку Игоря.
Украинцы в последние годы действительно запутались. За что боролись – на то и напоролись. Новая власть, пришедшая на Банковую и в Верховную Раду, оказалась еще более алчной и тупой, нежели предыдущая. Об этом говорят все в украинском обществе, и в отличие от общества россиян, своего вождя единодушно поддерживающего, у нас царят паника и смятение душ.
Порошенко и его соратников, возглавлявших последний Майдан уже не празднует никто. Но и на новый приступ люди не идут. Новых «баррикад» и майданов граждане уже боятся, ибо на памяти свежие события, граждане помнят, как на своих плечах они привели в ВР и президентскую администрацию мерзавцев и негодяев. Пока эти мерзавцы и негодяи между собой затеяли драчку, НАРОД БЕЗМОЛСТВУЕТ. Но долгой эта пауза быть не может – народу надо хотя бы указать путь! По которому люди выйдут из тупика стагнации и безмерно затянувшегося кризиса.
В некотором смысле, путь, указанный Христом, является «злобой дня» (пардон, за нехристианское сравнение) для украинцев и Украины. В этом же смысле прав и проповедник маленькой полтавской церквушки. Увы, путь зелотов, путь революционеров – не для нас, как ни тяжело признать это и отказаться от идеалов революций Оранжевой, Достоинства и прочих-прочих, которые возможны. Их – любые революции, – надо избежать. «Вспоминаю и Джавахарлала Неру, он так же как и Христос указал своему народу путь трудный, но неизбежный и единственный», – тоже почти дословная цитата из проповеди отца Игоря.
Вот так, «воинствующий» батюшка превратился в категорического апологета практики непротивления злу насилием. А нам остается только подумать над этой трансформацией и над предстоящим нации «сорокалетним бегством из египетского плена». Марафон будет тяжелый. Терпения и мужества потребует неимоверного – от каждого из нас.
Но если говорить о том же долготерпении, то...
Украинцам по их ментальности ведь далеко до тех же евреев. Две тысячи лет - мы столько не выдержим! Нам уж либо пан, либо пропал!
Ну, и напоследок, поскольку пасхальная неделя у православных еще не кончилась, вспомню давнее украинское приветствие-послание. Всем нашим друзьям:
Христос воскрес - воскреснет Украина!