Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Нацмены в армии РФ в Украине, или Когда за деревьями леса не видно

Опубликовано 5 Января 2023 в 10:26 EST

Гостевой доступ access Подписаться

Когда речь идет о злодеяниях испанской, португальской, французской и британской империй, русофоны без стеснения говорят: испанцы (португальцы, французы, англичане – нужное подчеркнуть) «вырезали», «истребили», «сгноили в рабстве» аборигенов таких-то островов и континентов. Когда же мы затрагиваем преступления России в тот или иной период ее истории, мы говорим: «царизм», «большевики», «НКВДшники», «федералы», «рашисты», «орки», «мобики» совершили то-то и то-то. О русских, как о мертвых, либо хорошо, либо ничего.

С этим не было бы никаких проблем, если бы та же политкорректность практиковалась и в отношении других этнических групп России. Но ее нет. Так, в марте ушедшего года ученый-математик, доцент МГУ и оппозиционный активист Михаил Лобанов пытался свалить всю вину за вторжение России в Украину на чеченцев и мифических арабских наемниковi, чтобы снять ответственность с остальных россиян за действия власти, которую они избрали еще до появления Чечни в составе России как раз благодаря воинственным заявлениям и ястребиной политике Владимира Путина. Как справедливо отмечала в мае, в контексте событий в Украине, швейцарская журналистка словацкого происхождения Ирена Брежна, «Путин только из-за войны в Чечне стал таким любимым»ii. О том, что несменный лидер России последних 23-х лет «начал» с точно того же, на чем сейчас «заканчивает» в Украине, гениально пишет кинокритик Антон Долинiii:

Многое узнается. Бомбардировки густонаселенного Грозного, фактически снесенного с лица земли. Засекреченность статистики потерь. Жесткий контроль за освещением конфликта любыми СМИ. Запрет предоставлять слово чеченцам в прессе. Дегуманизация противника: не люди, а исключительно «боевики», не убиты, а «ликвидированы». Не война, а «контртеррористическая операция»…

И, конечно же, полюбившееся россиянам «мочить в сортире».

Отлично помню спор с бывшим одношкольником и коллегой по СМИ о той войне. «Там убили тысячи людей!», – сказал я. «Не люди, а бандючье», – безапелляционно парировал он. Я был потрясен, и через пару месяцев на дне рождения друга пересказал тот диалог еще одному приятелю (ныне успешному колумнисту-антипутинисту). Тот превратил мой рассказ в колонку о моей же демшизовости. […]

Вообще термин «демшиза» прижился и распространился именно тогда. Так называли тех, кто видел в чеченцах людей. […]

Ничего нового. Ни-че-го. […]

Все это было с самого начала, когда столь многим нравилось видеть в Путине перспективного молодого политика.

Помню-помню предвыборный съезд Союза Правых Сил (я был и там), где многие влиятельные либералы – тогда казалось, что большинство – призывали к поддержке Путина. Вслух против него выступил единственный человек – правозащитник Сергей Ковалев. Ага, «демшиза».

Обсуждать путинскую эволюцию бессмысленно. Важен другой вопрос: почему общество (не только российское) со всем этим мирилось и считало нормальным то, что сегодня ужасает весь мир.

Вот и возможный ответ на мучающий многих россиян вопрос: «А в чем мы-то виноваты?». В том, что 20 лет назад многим из нас, по тем или иным причинам, казалось допустимым то, что кажется чудовищным сейчас.

Правозащитник Сергей Ковалев, которого упоминает Долин, еще в марте 1995 года, в разгар первой российско-чеченской войны, в бытность свою председателем комиссии по правам человека при президенте РФ, указывалiv:

Дело в том, что российское общество совершенно не склонно ощущать свою собственную вину. Это, по-моему, очень серьезное препятствие на нашем пути к цивилизованному правовому гражданскому обществу. В самом деле, в нашей трагической кровавой истории мы ищем виноватых где угодно. Я нисколько не удивлюсь, если в откате от демократии, который наблюдается сейчас совершенно отчетливо, будут винить чеченцев: «Что ж они были такими строптивыми?» [...]

А ведь вина русских намного больше, чем других участников нашего развития последнего столетия, тоже, конечно, виноватых. [...] Да, конечно, это жестокая советская тоталитарная власть действовала в 44-м году и на Кавказе, и в Крыму. Да, конечно, любая попытка неисполнения этих варварских приказов была равносильна самоубийству. Это все верно! Но ведь это наши родители и мы виноваты в том, что тогда сложились эти условия. [...] Этот народ [чеченцы] десятилетиями вел войну с нами, войну, которая совсем не была нам необходима. Но мы десятилетиями рубили им леса и головы и, в конце концов, добились своего. А в 44-м году мы вышвырнули этот народ с его родины. МЫ, потому что МЫ позволили власти это сделать, и она делала это НАШИМИ руками.

С того дня, как Ковалев произнес на одной конференции эти слова, прошло почти три десятка лет. Но граждане России, в том числе ее 111-миллионная титульная нацияv, до сих пор не прониклись чувством ответственности за политику государства, «единственным источником власти»vi в котором они официально считаются. Иначе как объяснить, что в нападении на Украину страны, русской на 80% и православной на 70%, крайними оказались «неруси» и «нехристи»? Проживающий в Норвегии Усам Байсаев, бывший сотрудник правозащитного центра «Мемориал», справедливо отмечает, что не только Кремль, но и его оппоненты-либералы и даже бо́льшая часть российского правозащитного сообщества являются имперцамиvii. Он осуждает во множестве мелькающие в прессе выражения типа «чеченские подразделения», считая некорректным называть так «оккупирующие Чечню после многолетней кровавой войны части Росгвардии и Министерства обороны РФ»viii. Парадоксально, что в 1990-е годы, когда Чечня была пусть непризнанным, но самостоятельным государственным образованием, никто в России не называл ее силовиков чеченскими подразделениями (каковыми они тогда являлись), а представлял их как неких «боевиков», «бандитов», «НВФ» и «международных террористов». Сегодня же, когда Чечня прекратила самостоятельное существование и находится под жестким государственным террором России, в медиадискурсе вдруг появились «чеченские подразделения»!.. 12 августа оппозиционный ресурс «Утро Февраля» опубликовал на одной из своих сетевых страничек небольшой пост об оккупации Россией Мариуполя, в котором через фразу встречаются слова «Чечня» и «чеченский». Для сравнения, прилагательное «российский» употребляется в посте всего один раз, а «русский» – ни разу. Такая подача фактов также вызвала возмущение бывшего мемориальцаix.

В этой охоте на бородатых и узкоглазых ведьм особым цинизмом отличился блогер-эмигрант Аркадий Бабченко, сам дважды – срочником и контрактником – участвовавший, как он сам теперь признает, в «колониальной, захватнической, шовинистической и империалистической войне»x в Чечне. 29 июля Бабченко обратился к своей почти 300-тысячной виртуальной аудитории с такими словамиxi:

Чеченцы убивают мариупольцев. Буряты насилуют детей в Буче. Калмык канцелярским ножом жутко, нечеловечески убивает связанного пленного. Что-то у меня вопрос о свободных народах России закрылся. Слово «русские» применять к оккупантам неправильно. «Россияне». Независимо от того, порабощена ли их территория империей или нет. Они все – россияне.

Начнем с того, что термин «россияне» не новояз Российской Федерации; он появился как этноним в первой половине XVI в. еще до завоевания Казани и Сибири, не говоря уже о других, более поздних территориальных приобретениях Руси-Московии-России. В советских толковых словарях, в том числе у С. И. Ожегова образца 1991 года, вокабула «россиянин» имеет одно-единственное значение: «То же, что русский»xii. Согласно проекту «СЛОВАРИ.РУ», в новом, экстраполированном на всех жителей России, значении в широкий оборот это слово ввел первый постсоветский лидер страны Борис Ельцинxiii, тот самый, кто так мало считался с волеизъявлением других народов, что развязал смертоносную войну против чеченцев, вернее – «чехов», если пользоваться терминологией из военной прозы Бабченко 2000-х годов. Воевать против «чехов» Бабченко пошел, пусть призывником, но по собственному желанию: «Не вспомню уже почему. Юношеская романтика, может быть»xiv. Во вторую войну, судя по одной автобиографической повести Бабченко, к «романтике» прибавилась и чисто меркантильная мотивация: «Мы за секунду войны одну копейку получаем. День прожил – восемьсот пятьдесят рублей в карман положил»xv. Несколько бабченковских подписчиков не преминули напомнить ему, что он сам «аж дважды ходил кастрировать и насиловать», а «теперь вместо того, чтобы извиниться, еще и скопом [винит своих жертв] с позиции морального авторитета»: «Самый несчастный народ на этом историческом промежутке – чеченцы (я сам белорус), которых задавили так же, как сейчас давят Украину, и международное сообщество не вмешалось. Потом им поставили сумасшедшего неграмотного гауляйтера-садиста, который там держится только благодаря действиям ФСБ. Самое интересное, что это делал сам Бабченко, участвуя в этих войнах на стороне России. И ничего в голове не щелкает писать такое»xvi.

Кроме того, в бабченковском перечне национальных меньшинств России, чьи представители задействованы в агрессии против Украины, не хватает собственно украинцев, составляющих третью по численности этническую группу в Российской Федерации. Более того, часть современных русских – никто иные, как ассимилированные потомки «малороссов», переселившихся за Урал в XIX-начале XX веков. Как следует из коллективной монографии «Сибирь в составе Российской империи», к концу существования империи Романовых доля «малороссов» в Сибири и на Дальнем Востоке достигала местами таких пропорций, что о Приморской области, например, говорили как о «второй Украйне». В частности, в Южно-Уссурийском крае 81,26% крестьян-переселенцев были выходцами из Украины, а русские составляли только 8,32%. «Современная же ситуация прямо противоположна: русские составляют 86,8% от числа жителей Приморья, украинцы – 8,2%, белорусы – 0,9%. При этом подчеркивается, что русские сформировались здесь в значительной степени из обрусевших украинцев и белорусов. Население украинских анклавов в Сибири и на Дальнем Востоке России быстро переходило на русский язык, а к 1930-м гг. в большинстве случаев сменило и свое этническое самосознание»xvii.

На сегодняшний день, по официальной статистике, русские составляют 4/5 всех жителей России. Уже по одному этому подавляющее большинство из ± 190 000 военных, изначально напавших на Украину, неизбежно принадлежит к государствообразующей нации РФ. Неудивительно поэтому, что среди свыше 140 россиян, обмененных в конце июня на украинских пленных и поименно, в лицах зафиксированных на камеру, все, кроме шести-семи человек, были русскимиxviii.

Участие же в «специальной военной операции» граждан России собственно украинского происхождения, несмотря на их украинские фамилии, внешне не очень бросается в глаза в связи с этнической близостью восточнославянских народов. Тем не менее, участие это вполне реально и даже нашло отражение в украинских СМИ. Так, генералы, предположительно ответственные за бомбардировки Бучи, Ирпеня и Харькова, – родом из Украины, равно как и пилот, бомбивший в начале марта Николаевxix, не говоря уже о 651 деле о госизмене в пользу России, возбужденном Киевом против сотрудников своих правоохранительных органов и спецслужбxx.

Таким образом, педалирование присутствия в Украине «чебурятов» (как окрестили в одном анекдоте кадыровцев и военнослужащих из Бурятии, где коренного населения не более 30%) является дымовой завесой, призванной придать «черномазые» и «косоглазые» черты наступлению «русского мира» (русского и по духу, и – в абсолютных показателях – по составу) на свою бывшую славянскую «окраину». На этот громоотвод в виде нацменов прозорливо указывала в мае бурятский историк Раджана Дугароваxxi. В июне на федеральном канале «Россия 24» это официально подтвердил кремлевский наместник в Чечне Рамзан Кадыровxxii.

Напомним, что в Первую мировую войну где-то по миллиону поляков было вовлечено в братоубийственную для них бойню со стороны Российской, Германской и Австро-Венгерской империй, не считая около 300 000 «рутенов», сражавшихся за Австро-Венгрию против трех миллионов «малороссов» царской Россииxxiii, но никому не пришло в голову говорить, что поляки и украинцы были самыми жестокими элементами габсбургской и романовской армий. Между тем, до подобного нонсенса опустился, к сожалению, нынешний папа римский Франциск в своем нашумевшем ноябрьском интервью американскому иезуитскому журналу America, в котором назвал нерусских – «los chechenos, los buryatis, etc.»xxiv – самыми жестокими мучителями среди участников «СВО» в Украине. Этот выпад против иноверцев вызвал негативную реакцию не только у чеченских и бурятских эмигрантов по всему миру, но и у российских властей и их пропагандистов. И дело тут не в том, что понтифик, обвиняя два маленьких народа в том, что они не следуют русским традициям, грешит по матчасти: многие буряты крещены, носят русские именаxxv и не могут двух слов связать на уже неродном бурятском языкеxxvi. Астраханская радиостанция «Южная Волна» не так уж и далека от истины, когда говорит: «Буряты, как и все жители России, являются русскими»xxvii. Положение чеченцев в языковом отношении получше, но не намного; как верно отмечает испанский журналист Хуан Гойтисоло, чеченцы «недостаточно владеют своим языком», чтобы по достоинству оценить произведения чеченских писателей: последние являются «единственными, или почти единственными, кто способен понимать все тонкости своих произведений!»xxviii (Добавим, что этих писателей, которых никто не читает, можно пересчитать на пальцах одной руки и что чеченский язык держится в неформальном вербальном общении только вперемежку с русскими словами.) Дело также не в том, что условные «русские традиции» – понятие растяжимое, и наряду с позитивными аспектами в них можно отыскать и менее радужные моменты. Их осветил в своей повести «Деревня» (1909) и рассказах «Ночной разговор» (1911) и «Последний день» (1913) Иван Бунин; на них обращал внимание Максим Горький в небезызвестной статье «О русском крестьянстве» (1922): «Кто более жесток: белые или красные? Вероятно, одинаково, ведь и те, и другие – русские»xxix; а публицист Иван Головин в книге «Россия при Николае I» (1845) и вовсе договорился до того, что «русский всасывает страсть к избиению с молоком матери, и эта страсть покидает его только в могиле»xxx… И, наконец, дело не в том, что «чебуряты» с 1,5%-ной общей долей в населении страны и, вероятно, около того же в российском контингенте в Украине не могут стоять за всеми преступлениями военной машины Кремля: «Значит ли это, что толпа этнического большинства никак не может удержать страшных чеченцев и бурятов, которые совершают эти зверства?»xxxi – риторически вопрошает папу бурятская антивоенная активистка Александра Гармажапова. Более того, по словам бывшего председателя «Мемориала» и одного из авторов доклада о кавказских участниках «СВО» Александра Черкасова, «на среднероссийском уровне кадыровцы вели себя достойнее»xxxii. Это не значит, что они проявили себя как невинные агнцы («всякое было, – оговаривает Черкасов, – насилие было»), но ставить украинских хлопцев на бутылки, заставлять их бегать голыми, прославляя Путина, или десятками удавливать их в подвалах, как они делают это с чеченцами в вверенной им республике, кадыровцы пока не рискнули – на это нет отмашки Кремля.

Так в чем же все-таки дело? В том, что с целью укрепить кандидатуру Ватикана в качестве площадки для потенциальных переговоров между Москвой и Киевом, и желая отвесить реверанс русским и их замечательным традициям, папа римский открыто противопоставил их всем другим народам России, которые-де этих традиций не соблюдают, и тем самым будировал в самое неподходящее – военное – время национальный вопрос, вбивая клин в «братских народов союз вековой». И это – на фоне диссоциативного расстройства личности, в котором Владимир Путин признался после первой же недели войны, 3 марта, выступая перед своим Советом безопасности: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин. Всех невозможно перечислить»xxxiii. И вот выясняется, что все эти личности Владимира Путина, кроме одной (и то не первой, а только пятой по счету), являются жестокими мучителями! Папа оповестил об этом на весь мир без всяких полутонов, дипломатических изворотов и фиговых листков. От этого опешили все, даже один блогер-сталинист из рунетаxxxiv:

Это, ребята, фиаско. Полный дипломатический провал на ровном месте. Причем, надо признать, он ведь реально прилагал усилия, чтоб сохранить за собой возможность быть посредником. И так бездарно все профукать в один момент. […]

Самое нелепое, что ведь именно иезуитов веками принято было считать наиболее искусными, умелыми, хитрыми манипуляторами. […] Что дало жизнь даже такому понятию как «иезуитство».

Подчеркну, что Франциск здесь, я абсолютно уверен, не случайно ляпнул лишнее. Нет, он сделал это намеренно. Но облажался. Он просто ошибся. Для меня абсолютно очевидно, что он специально попытался вывести за скобки русское большинство в стиле «друзья, ну мы же понимаем, что это всё эти дикие варвары (“чеченцы, буряты и прочее”), мы же понимаем, что вы-то не такие».

Это демонстрация полного непонимания […], как устроена конкретная современная российская политическая система. После этого якобы (как, уверен, считал папа) хитрого и ловкого пассажа про «нормальных русских, которых просто дискредитируют вон те нерусские, которых вы, русские, наверное, тоже не любите, правда?», Путин НИКОГДА не согласится на Франциска как посредника.

Словом, Ватикан невольно, из самых лучших побуждений посадил Путина в калошу, из которой необходимо было как-то выкарабкиваться. Москва осудила заявление святого престола как «очень непонятное», «совсем не христианское», запредельно «лживое» «извращение», которое не способствует миротворчеству и не прибавляет авторитета Ватикану. «Перессорить Россию внутри самой себя», проведя «разделительную черту» «между славянским большинством и нехристианскими народами», не получится, заверили, в свою очередь, официозные СМИ и эксперты, попутно констатируя, что Франциск «одной фразой перерубил все сказанное им ранее» для потрафления Кремлю, например то, что НАТО, «лая у ворот России», спровоцировало ее на войну с Украиной. «Можно ли считать сегодняшние заявления папы римского, которые вполне можно трактовать как разжигающие межнациональную рознь, официальным отказом от так называемой посреднической роли в так называемых переговорах?» – задался вопросом политконсультант Ярослав Игнатовский. Не избежал понтифик и намеков на то, что он «вряд ли сильно разбирается в национальном составе российских автономий», чтобы делать об их жителях столь категоричные нелицеприятные выводыxxxv. Наконец, в качестве финального аккорда в развенчании Ватикана, такие издания, как «ИноСМИ» и «REGNUM», перевели тенденциозно подобранные мнения интернет-пользователей Запада: «Почему нас вообще удивляет, что папа – религиозный расист?», «А будут какие-нибудь комментарии по поводу особой жестокости священников по отношению к беззащитным детям?», «Из серии, папа тоже может говорить бред», «Извините, но кто-то должен засунуть ему в рот кляп»xxxvi

Ввиду такого шквала критики кое-кто, как митрополит Клинский Леонид, предвидел, что Ватикан так или иначе дезавуирует себя: «Ждем объяснения папского двора, что и как “мы не так поняли”»xxxvii. Однако в оптимальной форме – открыто, на международную публику – этого так и не произошло, что, впрочем, не является чем-то новым в истории: в конце концов, Путин тоже принес свои извинения Израилю кулуарно, по дипломатической связи, после того, как его министр иностранных дел вспомнил о возможной «еврейской крови» Гитлераxxxviii. Папа, видимо, заставил ждать свое дезавуирование не столько из-за гордыни (одного из семи смертных грехов), сколько из-за искреннего непонимания проблемы. 6 декабря председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов сообщил о полученном от понтифика письме, в котором тот «сказал, что его слова извратили, что он, наоборот, защищал русскую культуру», а «когда он упомянул бурят и чеченцев, это была фигура речи, где он просто хотел сказать, что даже украинцы не обвиняют русских в жестокости»xxxix. Если письмо подлинное (а сомневаться в этом не приходится – иначе Ватикан сделал бы опровержение), то папа банально не понял, что он вообще не так сказал. Его «кривоватый комплимент конкретно русским»xl всеми был услышан, как и подтекст, напрашивающийся из этого комплимента: «христиане более милосердны, а виноваты в конфликте представители иных культур»xli. Смутила же всех средневековая прямота, с которой это было сказано, и упоминание всуе конкретных иноверных народностей. Видя, что Ватикан не только не сглаживает углы, но спустя всего пару недель после скандального заявления вновь предлагает себя ничтоже сумняся в качестве арбитра между Москвой и Киевом, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прозрачно дала понять, что она вместе «с братьями чеченцами и бурятами» ждет извинений от города-государстваxlii. Три дня спустя, 15 декабря, Захарова доложила о получении извинений от госсекретариата Ватикана и объявила инцидент исчерпаннымxliii.

Во всей этой истории особую скорбь вызывает та легкость, с которой к концу первой четверти XXI века третьего тысячелетия самый известный, влиятельный, убеленный сединами предводитель крупнейшей религиозной общины мира, балансируя на грани расовой и религиозной нетерпимости, бросается практически анафемами в адрес целых национальностей, одна из которых сама дважды за последние десятилетия познала на себе огненный каток ВС РФ и так с тех пор и находится в режиме концлагеря, а о существовании другой на просторах Вселенной он, Франциск, и услышал-то впервые только в 2022 году. Признавшись 6 ноября в любви к русскому народу, в чью жестокость он отказался поверить, а также к «русскому гуманизму» и Федору Достоевскому, «который и по сей день вдохновляет нас, христиан»xliv, его святейшество оказалось в конце месяца, в интервью America, перед нехитрым силлогизмом: «Когда я говорю об Украине, я говорю о мучениках. И если есть мученики, то есть и мучители». На роль последних наместник Христа на земле без колебаний назначил чеченцев и бурят, зато имя Владимира Путина, верховного главнокомандующего мучителей, называть отказался: «Иногда я пытаюсь не конкретизировать […]. Имя и фамилию называть не обязательно». Вот такой гуманизм à géométrie variablexlv.

Отдельно нужно сказать об увлечении папы римского Достоевским. Известно, что последний – талантливый художник и романист, но как публицист и носитель определенного националистического, чтобы не сказать шовинистического, месседжа – это далеко не однозначная фигура. Поляк Шимон Токажевский, знавший Достоевского по каторге, вспоминал, что «этот светоч северной столицы […] признавал, что лишь тогда почувствовал бы себя счастливым, если бы все человечество оказалось бы под властью России. Он никогда не говорил, что Украина, Волынь, Подолье, Литва, да и вся Польша в целом являются оккупированными странами, а лишь утверждал, что эти оккупированные земли всегда принадлежали России»xlvi. В своем так называемом «Дневнике писателя» (сборниках политической публицистики) Достоевский писал, что миссия царя – быть «освободителем православия и всего христианства, его исповедующего, от мусульманского варварства и западного еретичества». Для этого он предлагал, среди прочего, демилитаризовать навсегда «турку», этого «кровопийцу» и «злодея», «эту изолгавшуюся и исподлившуюся нацию»: «Не беспокойтесь, когда их обезоружат, они будут делать и продавать халаты и мыло, как наши казанские татары». Писатель не сомневался, что «рано ли, поздно ли, а Царьград будет наш», ибо такова «роль, предназначенная [России] еще с Ивана III, поставившего […] царьградского двуглавого орла выше древнего герба России» – Георгия Победоносца. Завоевание Константинополя означало в то же время «освобождение и объединение всех славян под верховным началом России» – началом как политическим, так и духовным, после чего «великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое, здоровое и еще неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начала которого лежат в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского». Примечательно, что расписавшись в таком планетарном гегемонизме, Достоевский в другом месте «Дневника писателя» за тот же год настаивал, что двуглавый орел не стремится никого аннексировать: «не покорять, не приобретать, не расширять границы он хочет, а освободить, восстановить угнетенных и забитых»xlvii. Как тут не вспомнить заверения Путина в том, что «в наши планы не входит оккупация украинских территорий», а только «демилитаризация и денацификация Украины» и «защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима»xlviii? Или его же заявление о том, что Петр I «не отторгал, а возвращал» себе прибалтийские земли и что, подобно Петру, ему, Путину, «тоже выпало возвращать» исконно русские территорииxlix? А уж фраза Достоевского «Царьград будет наш» почти слово в слово совпадает с лозунгом «Крым будет наш», звучавшим в Москве в период аннексии полуострова Россией в феврале-марте 2014 годаl. Этот лозунг, кстати, еще зимой 2006 года выкрикивали перед посольством Украины активисты молодежного крыла партии «Родина», возглавлявшейся Дмитрием Рогозиным, который до сих пор не щадя ни живота своего, ни седалища (куда, как сообщается, его ранило при праздновании своего 59-летия в оккупированном Донецке) оказывает моральную и, как он утверждал незадолго до ранения, военно-техническую поддержку оккупационным силам на востоке Украиныli.

Есть в достоевском «Дневнике» и проходящий через его различные тома антикатолический нарратив, вскользь проникший также в художественную прозу писателя, а именно – в «Бесов» и «Идиота». Главный герой «Идиота» князь Мышкин – существо кроткое, незлобивое, безответное, всепрощающее, из тех, что мухи не обидит и вторую щеку подставит (классики называли таких «иисусиками»). За весь роман только раз он изменяет себе – когда в него вселяется Достоевский. Внимательному читателю этот резкий кульбит, вредящий цельности и достоверности центрального художественного образа романа, отчетливо бросается в глаза – так этот пируэт контрастирует со всем, что говорил и делал князь до и после этогоlii:

Католичество – все равно что вера нехристианская! […] Это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! […] Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низкую земную власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! […] И не думайте, чтоб это было все так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними…

Своеобразным было и отношение Достоевского к «полячишкам» и «жидишкам», но литературоведы предостерегают от поспешных обвинений классика в полоно- и юдофобии, напоминая, как бы в оправдание его, что «Достоевский не лучше относился и к представителям других национальностей, достаточно вспомнить отзывы Достоевского в “Дневнике” о немцах и французах»liii. Прямо скажем – аргумент так себе…

И вот из этого-то человека понтифик сотворил себе кумира, называя его своим любимым писателем, настольной книгой, «учителем человечества и великим гуманистом», советуя читать его семинаристам, ибо «без книг Достоевского, без того, чтобы осознать всю глубину его философии, нельзя быть настоящим священником», и даже цитируя Достоевского, словно Библию, в своей воскресной проповеди на площади Святого Петра в Ватикане: «Достоевский писал: не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его» и т. д.liv

В свете вышеупомянутых политических и религиозных взглядов Достоевского трудно не согласиться с послом Украины в США Оксаной Маркаровой, когда она говорит, что «папа римский как-то рассеянно читал Достоевского»lv.

Список использованной литературы

i Экс-кандидата в Госдуму Михаила Лобанова арестовали на 15 суток за «дискредитацию армии» и «возбуждение ненависти» // Каспаров.ru. 2022. 24 июня. URL: https://www.kasparov.ru/material.php?id=62B5ACCF335CE.

ii I NEWS (Ichkeria News). Доказательства преступлений в Чечне. Архив в Швейцарии. Ирена Брежна и Зайнап Гашаева // Youtube. 2022. 26 мая. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hEwBUMN1fqg.

iii Запись Антона Долина на его странице в социальной сети Facebook от 10 апреля 2022 года: https://www.facebook.com/adolin3/posts/10226222803812763.

iv Сергей Ковалев: «Нельзя жить в таком государстве...» // Карта. 1995. № 9. С. 9. URL: http://history.org.ua/LiberUA/karta9_1995/karta9_1995.pdf.

v «Можно рассуждать с точки зрения численности, официального языка и происхождения названия страны, тогда титульной нацией только русские и могут быть названы», – признает издание Republic, предлагая в то же время отказаться от такого этнического подхода в пользу «космополитичного» россиянства. Фактически нацменьшинствам под благовидным предлогом навязывается в качестве самоидентификатора старинное самоназвание русских. Такой «космополитизм», как и в советское время, отдает завуалированным обрусительством. Путин: Титульные нации в РФ – это русские, татары, чеченцы, дагестанцы и так далее // Republic. 2013. 8 апреля. URL: https://republic.ru/posts/30257.

vi См. п. 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации.

vii Запись Усамы Байсаева на его странице в Facebook от 17 августа 2022 года: https://www.facebook.com/usam.bajsaev/posts/pfbid0p9jFBhGuumosMxHyxR7ryajRvLKdBnMdUmG8Toiw7BmpNqSEYg4opivXC8pHK89zl.

viii Там же.

ix См. публикацию «Утро Февраля» на ее странице в Facebook от 12 августа 2022 года и комментарий под ней Усама Байсаева от того же числа: https://www.facebook.com/utrofevralia/posts/pfbid02sFn2oqDp1C1NYmt7xW7SRLDy8Lyh7TpEf6Zib4FBYodgk4Uv8nHetgwK4Hi25vd1l.

x Ирина Ромалийская. Бабченко в интервью год назад: «В первые секунды в Чечне я понял, что война – полное дерьмо» // Громадське радіо. 2018. 30 мая. URL: https://hromadske.radio/ru/podcasts/kyiv-donbas/babchenko-v-intervyu-god-nazad-v-pervye-sekundy-v-chechne-ya-ponyal-chto-voyna-polnoe-dermo.

xi Запись Аркадия Бабченко на его странице в Facebook от 29 июля 2022 года: https://www.facebook.com/babchenkoa/posts/pfbid02NXTDTQbMezY1RV63ejzPTPziY8ewoa1V3cqG1iVM9rn1J3jq88jn5oTnNfXket2kl.

xii Сергей Ожегов. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1991. С. 683.

xiii Архив 1.03.2004-10.03.2004 // СЛОВАРИ.РУ. Без даты. URL: https://slovari.ru/default.aspx?p=1101.

xiv Meg Clothier. No quiet on the Chechen front // Guardian. 2007. 21 ноября. URL: https://www.theguardian.com/books/2007/nov/21/biography. Оригинальная цитата: «I can’t remember why... youthful romantika maybe».

xv Аркадий Бабченко. Алхан-Юрт // Новый Мир. 2002. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2002/2/alhan-yurt.html.

xvi См. комментарии пользователей Dorje Buriahai и Pavel Shliaha под вышеозначенной записью Аркадия Бабченко в Facebook от 29 июля 2022 года.

xvii Сибирь в составе Российской империи / Отв. ред. Л. М. Дамешек, А. В. Ремнев. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 69-70.

xviii См. Volodymyr Zolkin. Обмен пленных. 142 человека. То, что вам не хотят показывать. Причины срыва обмена со стороны России // Youtube. 2022. 26 июня. URL: https://www.youtube.com/watch?v=475aSZgJDgo&t=260s.

xix Генерал РФ, приказавший бомбить Харьков, родом из Харьковской области – генпрокурор // Слово и дело. 2022. 7 марта. URL: https://ru.slovoidilo.ua/2022/03/07/novost/obshhestvo/general-rf-prikazavshij-bombit-xarkov-rodom-xarkovskoj-oblasti-genprokuror; Пустіва Валентина. Генерал РФ, отдававший приказы об обстрелах Бучи и Ирпеня, родом из Украины // Корреспондент.net. 2022. 6 апреля. URL: https://korrespondent.net/ukraine/4465972-heneral-rf-otdavavshyi-prykazy-ob-obstrelakh-buchy-y-yrpenia-rodom-yz-ukrayny; София Бровченко. Пилот из Крыма бомбил свою мать в Украине // Корреспондент.net. 2022. 11 марта. URL: https://korrespondent.net/ukraine/4456258-pylot-yz-kryma-bombyl-svoui-mat-v-ukrayne.

xx В Украине более 650 дел по госизмене и коллаборационной деятельности работников правоохранительных органов // Украинские национальные новости. 2022. 17 июля. URL: https://www.unn.com.ua/ru/news/1986086-v-ukrayini-ponad-650-sprav-schodo-derzhzradi-ta-kolaboratsiynoyi-diyalnosti-pratsivnikiv-pravookhoronnikh-organiv; Зеленский снял друга детства с поста главы Службы безопасности Украины. И заменил генпрокурора // Meduza. 2022. 17 июля. URL: https://meduza.io/news/2022/07/17/zelenskiy-uvolil-druga-detstva-s-posta-glavy-sluzhby-bezopasnosti-ukrainy-i-otpravil-v-otstavku-genprokurora.

xxi Раджана Дугар-Де Понте. Буряты и «русский мир». Раджана Дугар-Де Понте о том, что «позор этой войны придется делить поровну» // 2022. 12 мая. URL: https://www.sibreal.org/a/buryaty-i-russkij-mir-/31844184.html.

xxii «Между украинскими и русскими народами – родственные связи: двоюродные, троюродные братья, дон. Чтобы они не испортили друг другу отношения, дон, третья сторона, миротворцы, дон... нас чеченцев там как раз и нужно, дон. И мы... это.. нас должны там использовать даже, чтоб в последующем в истории не осталось так, дон», – заявил Кадыров. См. видеофрагмент его интервью каналу «Россия 24», опубликованного 27 июня 2022 года кадыровским информационным агентством Chechnya Today на своей страничке в Facebook: https://www.facebook.com/chechnyatoday/videos/732786764593341/.

xxiii Maciej Górny. Polacy w armiach zaborczych podczas I wojny światowej. Ich sytuacja wcale nie była wyjątkowa // WielkaHISTORIA. 2021. 20 ноября. URL: https://wielkahistoria.pl/polacy-w-armiach-zaborczych-podczas-i-wojny-swiatowej-ich-sytuacja-wcale-nie-byla-wyjatkowa/; Michał Szukała. «Koniec czasu oswojonego»: Wielka Wojna 1914-1918 // Muzeum Historii Polski. 2017. 24 июля. URL: https://muzhp.pl/pl/c/1360/koniec-czasu-oswojonego-wielka-wojna-1914-1918.

xxiv См. оригинальную испаноязычную распечатку слов папы, прилагаемую к английскому переводу его интервью: The Editors. Exclusive: Pope Francis discusses Ukraine, U.S. bishops and more // America. 2022. 28 ноября. URL: https://www.americamagazine.org/faith/2022/11/28/pope-francis-interview-america-244225.

xxv Фарида Курбангалеева. «Буряты против войны» – первая этническая антивоенная инициатива. Интервью с ее создательницей, журналисткой Александрой Гармажаповой // Republic. 2022. 19 апреля. URL: https://republic.ru/posts/103633.

xxvi Российские военнопленные бурятского происхождения не знают, как сказать на бурятском даже такую простую фразу как «У меня все хорошо, до свидания». См. Volodymyr Zolkin. БУРЯТ | Беседа с Айдаром | @VolodymyrZolkin // Youtube. 2022. 26 октября. URL: https://youtu.be/k1U7hPhj6IA?t=2912; Volodymyr Zolkin. Бурят, ст. л-т Алсаев Тимур Дашиевич, видел Чернигов своими глазами // Youtube. 2022. 21 декабря. URL: https://youtu.be/JH8Uw6MumkU?t=3535.

xxvii Бурятские военнослужащие – часть российской армии, и выполняют свои задачи достойно // Южная волна. 2022. 5 августа. URL: https://radiovolna.fm/news/federalnye-novosti/buryatskie-voennosluzhaschie-chast-rossiyskoy-armi-30922.html.

xxviii Préface de Juan Goytisolo // Des nouvelles de Tchétchénie / Textes réunis par le Comité Tchétchénie. – Paris: Éditions Paris Méditerranée, 2005. P. 18. Дословная цитата: «[…] ils tiennent à écrire en tchétchène, langue que connaissent insuffisamment leurs concitoyens pour les apprécier. Pour ces écrivains nationaux, il ne peut y avoir de littérature tchétchène qu’en tchétchène, mais eux seuls ou presque peuvent saisir toutes les nuances de leurs œuvres!»

xxix Максим Горький. О русском крестьянстве. – Берлин: Изд-во И. П. Ладыжникова, 1922. С. 19. URL: https://vtoraya-literatura.com/pdf/gorky_o_russkom_krestyanstve_1922_text.pdf.

xxx Ivan Golovine. La Russie sous Nicolas Ier. – Paris: Capelle, 1845. P. 64. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k29400n. Дословная цитата: «Le Russe suce la manie de battre avec le lait de sa nourrice, et cette manie ne le quitte qu’à la tombe».

xxxi Маргарита Шеховцова. «Попахивает расизмом и экстремизмом» // Продолжение следует. 2022. 30 ноября. URL: https://prosleduet.media/news/popahivaet-rasizmom-i-ekstremizmom/.

xxxii Ксения Гулиа. «Совсем не то, что говорит пропаганда»: Александр Черкасов о «кадыровцах» в российско-украинской войне // RFI. 2022. 6 августа. URL: https://www.rfi.fr/ru/кавказ/20220806-совсем-не-то-говорит-пропаганда-александр-черкасов-о-роли-кадыровцев-в-российско-украинской-войне.

xxxiii Олег Адамович. Путин: Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин… // Комсомольская правда. 2022. 3 марта. URL: https://www.kp.ru/daily/27371/4553876/.

xxxiv Stalin. С первоисточника. Что там реально наговорил «папа» Франциск про чеченцев и бурят и почему иезуит из него так себе… // E-News.su. 2022. 28 ноября. URL: https://e-news.su/in-world/444807-s-pervoistochnika-chto-tam-realno-nagovoril-papa-francisk-pro-chechencev-i-burjat-i-pochemu-iezuit-iz-nego-tak-sebe.html.

xxxv Лавров: слова Папы Римского о чеченцах и бурятах не прибавляют авторитета Ватикану // ТАСС. 2022. 1 декабря. URL: https://tass.ru/politika/16473249; Владислав Воробьев. Совсем не по-христиански. Лавров признался, что не смог понять Папу // Аргументы и факты. 2022. 1 декабря. URL: https://aif.ru/society/religion/sovsem_ne_po_hristianski_lavrov_priznalsya_chto_ne_smog_ponyat_papu; Иван Жуковский. Папа Римский заявил о жестокости бурятов и чеченцев. В Бурятии и Чечне с ним не согласились // Газета.Ru. 2022. 29 ноября. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2022/11/29/15860551.shtml; Виктория Титова. «Позор для Католической церкви». Эксперты о словах папы римского // Украина.ру. 2022. 29 ноября. URL: https://ukraina.ru/20221129/1041323661.html; Олег Шевцов. Простите, а «голодомор» буряты и чеченцы тоже устроили? // Звезда. 2022. 8 декабря. URL: https://zvezdaweekly.ru/news/20221261241-pqGiM.html; Татьяна Антонова. Эксперты объяснили слова Папы Римского о «жестоких чеченцах и бурятах» // Московский комсомолец. 2022. 29 ноября. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/11/29/eksperty-obyasnili-slova-papy-rimskogo-o-zhestokikh-chechencakh-i-buryatakh.html; Папа римский сравнил войну России против Украины с Голодомором — «ужасным геноцидом» 1930-х годов // Meduza. 2022. 23 ноября. URL: https://meduza.io/news/2022/11/23/papa-rimskiy-sravnil-voynu-rossii-protiv-ukrainy-s-golodomorom-uzhasnym-genotsidom-1930-h-godov; Олег Королев. Норкин анекдотом про блондинку попытался обновить базу данных папы римского о Бурятии // Политика сегодня. 2022. 30 ноября. URL: https://polit.info/23777318-norkin_anekdotom_pro_blondinku_popitalsya_obnovit_bazu_dannih_papi_rimskogo_o_buryatii.

xxxvi Реакция читателей западных СМИ на высказывания папы римского // ИноСМИ. 2022. 2 декабря. URL: https://inosmi.ru/20221202/papa-258429892.html; Владимир Бадмаев. «У папы бред, несите кляп» – реакция итальянцев на высказывание папы // ИА REGNUM. 2022. 29 ноября. URL: https://regnum.ru/news/polit/3755543.html.

xxxvii Запись митрополита Леонида на своей страничке в социальной сети Telegram от 29 ноября 2022 года: https://t.me/exarchleonid/2295.

xxxviii Израиль заявил, что Путин извинился за слова Лаврова о евреях и Гитлере // BBC News Русская служба. 2022. 5 мая. URL: https://www.bbc.com/russian/news-61339371.

xxxix Папа Римский объяснил слова о бурятах и чеченцах «фигурой речи» // ТАСС. 2022. 6 декабря. URL: https://tass.ru/obschestvo/16516815.

xl Запись канала «Со своей колокольни» на своей страничке в Telegram от 29 ноября 2022 года: https://t.me/bellchamber/1779.

xli Татьяна Антонова. Указ. соч.

xlii Андрей Бражников. Захарова намекнула Ватикану на необходимость извинений за слова о чеченцах и бурятах // Life.ru. 2022. 12 декабря. URL: https://life.ru/p/1545123.

xliii МИД получил от Ватикана извинения за высказывания о чеченцах и бурятах // РИА Новости. 2022. 15 декабря. URL: https://ria.ru/20221215/vatikan-1838850036.html.

xliv Папа Римский назвал русский народ великим и признался в любви к нему // ТАСС. 2022. 6 ноября. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16257655.

xlv Гибкий, гуттаперчевый, подстраивающийся под обстоятельства (франц.).

xlvi Игорь Белов. Жестокий талант. Достоевский и поляки // Culture.pl. 2021. 10 ноября. URL: https://culture.pl/ru/article/zhestokiy-talant-dostoevskiy-i-polyaki.

xlvii Федор Достоевский. Дневник писателя. Январь-август 1877 года // Lib.ru. 2009. 13 марта. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0490.shtml.

xlviii Обращение Президента Российской Федерации // Kremlin.ru. 2022. 24 февраля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67843.

xlix Олег Соколенко. Посол России вызван в МИД Эстонии из-за слов Путина о Нарве // Deutsche Welle. 2022. 11 июня. URL: https://www.dw.com/ru/estoniya-osudila-slova-putina-o-vozvraschenii-narvy/a-62098138.

l Павел Широв. Антивоенная акция в центре Москвы собрала до тысячи человек // LSM.lv. 2014. 2 марта. URL: https://rus.lsm.lv/statja/novosti/mir/antivoennaja-akcija-v-centre-moskvi-sobrala-do-tisjachi-chelovek.a78850/; Андрей Заостровцев. «Глобус Украины» // Фонтанка.Ру. 2014. 10 марта. URL: https://www.fontanka.ru/2014/03/10/019/; Борис Межуев. «Крымнаш» как наше все // Известия. 2015. 30 марта. URL: https://iz.ru/news/584769.

li Ирина Романчева. Назад в империю // Взгляд. 2006. 5 февраля. URL: https://vz.ru/politics/2006/2/5/21265.html; Рогозин рассказал, чем занимается в зоне проведения спецоперации // РИА Новости. 2022. 11 ноября. URL: https://ria.ru/20221111/rogozin-1830870951.html; Анастасия Шейкина, Марина Совина. Дмитрия Рогозина ранили при обстреле Донецка со стороны ВСУ // Lenta.ru. 2022. 22 декабря. URL: https://lenta.ru/news/2022/12/22/rogozzin/.

lii Федор Достоевский. Идиот // Lib.ru. 2013. 20 ноября. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0070.shtml.

liii См. электронную перепечатку статьи Д. В. Гришина «Был ли Достоевский антисемитом?», опубликованной в четвертом номере «Вестника Русского Христианского Движения» за 1974 год: https://fedordostoevsky.ru/research/biography/018/.

liv Мария Лисицына. Папа римский процитировал Достоевского во время визита в Словакию // РБК. 2021. 13 сентября. URL:

https://www.rbc.ru/society/13/09/2021/613ebe5f9a79479ac7d6f946; Александра Франс. Папа Римский процитировал Достоевского во время проповеди // Газета.Ru. 2022. 13 ноября. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/11/13/19024069.shtml.

lv Посол Украины в США раскритиковала Папу Римского за уважительные слова о русском народе // ТАСС. 2022. 7 ноября. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16264821.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Новое

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

ПРОЗА

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка