Это сладкое слово "свобода"... Об удивительном "графе Монте-Кристо" из-под Каунаса
Опубликовано 8 Мая 2019 в 09:30 EDT
Запомнилась также история о трех украинских студентах, которые надумали повесить во время одного из праздников (советских, разумеется) «буржуазный» жёлто-блакитный украинский стяг. Студентов искали год, нашли и примерно наказали всех трех (хотя двое испугались, в акции не приняли участие). Так же наш «куратор» прошелся и по другим эпизодам:описывал коллизию и примерное наказание. Это уже не была ни даже тюрьма, ни расстрел, ни ссылка. Студентам просто выдавали «волчий билет» и они уже ни в вуз не могли потом поступить, ни нормальную работу найти.
И вот «куратор» нам в числе прочих поведал истории о литовском подполье. На одно из отдаленных сельских хуторов, после многолетних (!) поисков КГБ обнаружило подпольную типографию. Подпольщиками были совсем юные литовцы, юноши и девушки, которые работали под землей днем и только ночью выходили наверх, подышать свежим воздухом и полюбоваться на луну. Это было уже в 70-х годах, когда основное движение литовского сопротивления (Лесные Братья, как их называли) было разгромлено.
Так вот. Хозяевами того хутора были старик и старушка, они снабжали подпольщиков едой. Закупали ее в соседнем сельпо так осторожно, что никто и ничего не смог заподозрить долгие, повторюся, годы…
И вот юных антисоветчиков таки нашли, и по той паузе длинной, которую выдержал наш «куратор» в конце рассказа можно было понять: их наказание было уже совсем не символическим. Вероятно, то есть, как минимум, – длительные сроки тюрьмы…
И вот вчера мне и ряду товарищей в порядке эскурсии показали похожую подпольную типографию
Сам факт ее существования говорит о беспримерном мужестве участников этого подполья. Их было всего-то трое. Хозяин дома, его жена (когда первая жена умерла, новая спутница жизни заняла ее место) и друг. Со второй женой которую зовут Беруте, этот литовец прошел несколько лет глубокого подполья – и это в условиях тотальной слежки, и при том, что его типография находилась в дачном поселке под Кауносом и там всегда вокруг было множество людей. Соседей постоянных … И так – просто отдыхающих… Соседи думали, что этот странный каунасец сильно скорбит по умершей первой жене (так в общем-то и было) и поэтому он такой замкнутый и по ночам даже возится у себя на теплице.
Итак, об этом невероятном подполье в Каунасе.
Типография времен СССР была обустроена в пригороде. Хозяин сам печатал на примитивной технике книги – причем, вышло всего аж 138 тысяч тиража! 23 наименования! Среди них - еще и молитвенник на украинском языке, – по спец. заказу греко-католиков украинской еще тогда советской республики. Как это все было-происходило?
В 1978 году этот каунасец вырыл под домом пещеру, в которой устроил выпуск типографии. Два года рыл! Землю выносил ведрами. Ночью. Чтобы никто не видел.
В густонаселенном районе города бывший сотрудник одного из НИИ Вильнюса, а в данном своем статусе пенсионер-цветовод Витаутас Андзюлис потом печатал антисоветчину – и НИКТО его так и не засек! Граф Монте-Кристо, никак не менее! Особенно если учесть, что о свободе своей родины он мечтал более двадцати лет оккупации под ненавистными Советами, и так, все обдумавши, перешел к активным действиям.
Потом он говаривал: мол, мои братья-партизаны боролись с оккупантами свинцовыми пулями, а я буду бороться не менее свинцовыми словами. То есть тогда, если кто не знает историю типографской технологии, строчки, из которых потом составляли страницы книг и газет, отливали из свинца...
Итак, Витаутас Андзюлис, которому ко времени его активного подполья было почти 50, ушел с постоянного места работы. Формально он занимался своей теплицей (цветоводством). Ему помогал его друг-флорист Иозас Бацявичус (название типографии "ав" - по первым буквам их имен). Днем они пахали на цветочных грядках, а ночью сам Витаутас становился у наборного станка и печатал книжечки религиозного и исторического содержания.
Вот на этом последнем хотел бы ваше внимание заострить. То есть, в этих печатных опусах не было даже косвенных призывов к свержению коммунистического строя. Не говоря уже о прямой подрывной пропаганде… Просто литовец Витовтас и его друг литовец Иозас проводили элементарную просветительскую деятельность. Они публиковали очерки истории и прочую литературу, но уже чисто религиозную… Но и она была смертельно опасной для советских оккупантов. И еще подробность. Станок был допотопный и наборы производились побуквенно – вручную! И вот за 45 минут таким образом набиралась одна только маленькая страничка!
Хозяйка дома Бируте (сам Витаутас умер год назад, в возрасте 88 лет) рассказывала о том, сколь напряженные были эти годы подполья. Кстати! В первые же годы литовской Независимости Витаутаса наградили орденом. А в его маленькой латифундии разрешили устроить музей.
****
Однажды их дети (Бируте и Витаустаса) «вычислили» тайну дома Андзюдисов. Наименьший из них случайно увидел вход в подпольную типографию (несмотря на все предосторожности и систему тайной сигнализации, случались и проколы). Мальчишка рассказал взрослым, но мама-Бируте тогда ему выдала версию: там электрическая будка, может током ударить и нельзя ни в коем случае лазать в ту дыру. Ребенок проговорился братьям, но они не поверили в эту легенду. Но еще чуть позже они сами нашли вход в подземелье! С фонариком туда залезли и пытались обследовать! Родители и тут попытались их по–хорошему урезонить: мол, это была такая лаборатория «для лечения цветов». И туда в основном вход воспрещен…
Но трезво рассудивши, они рассказали детям как бы полуправду. Мол, в этих пещерах творятся такие дела, что если кто узнает из чужих, то маму-папу могут забрать в… места не столь отдаленные. А детей тогда определят в интернат.
Это мальчишек и убедило и испугало окончательно. Они все оставшиеся годы, до самой победы литовской Независимости держали язык за зубами. И никто даже и в полете фантазии, мысленно не предполагал, что творится в "латифундии", тепличном хозяйстве Андзюлисов. Даже по утечке электроэнергии (которая шла на печатный станок) догадаться было невозможно, т.к. все списывалось на уход за теплицей.
А потом эту всю продукцию, уже с помощью друга Витаустаса Иозаса, везли далеко в соседний поселок, где был перевалочный пункт распространения книг. Обычно брали с собой и детей (не на кого ведь оставить). Итак, ехали взрослые втроем плюс еще трое детей и последним обычно говорили, что это будут собирать грибы. Поэтому когда регулярные поездки, ввиду легализации их типографского подполья в 1990 году прекратились, дети даже были очень огорчены. "Мама! Папа! А когда следующий раз за грибами?"
Что еще удивительного в этой истории. Экскурсия наша проходила в День национальной литовской печати 7 мая*. А еще случайным вряд ли можно назвать и такое совпадение: Витаустас Андзюлис умер 16 марта прошлого года. Этот день ежегодно в Литве отмечается, как День Книгоноши. Книгоноша - это не тот только, кто носит из дома в дом книги.
Это символ просветительства
в этой маленькой Балтийской республике и также символ укрепления национального самосознания.
Постскриптум
С 1997 бывшая подпольная типография стала частью экспозиции "Музея литовского сопротивления и типографского дела", который был создан там же, в доме В. Андзюлиса. Музейный комплекс получил статус филиала Военного музея им. Витаутаса Великого в Каунасе (Vytauto Didžiojo karo muziejus). Значительная часть экспозиции посвящена типографскому делу и нелегальной печати в Литве с 1864 (год запрета на печать на литовском языке) и до 1990: представлены религиозные, антинацистские и антисоветские подпольные издания.
Дополню эту информацию еще одной цифрой. В Литве во времена партизанского движения (1945-1957 гг) почти все крупные и не очень отряды Лесных Братьев-партизан имели свои типографии. Всего - 118!
-------------------------------------
* День литовской печати, то есть: