Арбайтеры из Украины озолотят ЕС? Может быть…
Опубликовано 8 Июня 2018 в 09:19 EDT
С открытием возможности безвиза (кстати, очень хлипким и неустойчивым в этом подлунном мире) украинцы могут стать одним из главных источников рабсилы на Западе Европы. Динамика процесса такова, что взятый разгон, пока не слишком экономически заметный, но он в итоге может привести к краху самой экономики Украины.
Хотя мировая история таких прецедентов и не знает, но моя страна развивается по своей, некой особенной «экспоненте». В равной степени можно ожидать и того, что Украина потеряет к 2040-му году почти всю свою «продуктивную рабочую силу». И на то в то же время можно надеяться, что благодаря «арбайтерам» - как оно бывало в других, эффективных уже сейчас экономиках мира, - собственные наши промышленность, сфера услуг и с\х приобретут более квалифицированных, привыкших к новым технологиям и по-европейски дисциплинированных рабочих и специалистов других профессий.
Пока же напомню (кто не читал предыдущие мои две статьи), что одной только Польше надобно в ближайшие 15-20 лет 5 миллионов арбайтеров (в промышленности и в сельском хозяйстве), а другим европейским странам – сопосоставимые цифры. А поскольку в ЕС рабочим промышленности и сельхоз-трудящимся платят в разы более, чем в Украине, то «процесс идет». Негативная динамика усиливается, то есть. Украина остается без квалифицированных рабочих. Проблема еще в том, что поток трудовых мигрантов тормозит нежелание принимающих стран новых рабочих - той же Польши, - легализовать и дать им возможность трудится спокойно.
В Польше на данный момент трудится около двух млн. украинцев. Легально получили работу лишь 350 тысяч. Это очень большой «люфт», и это большая моральная преграда для тех украинцев, которые хотят выехать на заработки.
Я опрашивал сам желающих ехать и тех, кто "уже съездил" - проблема легальности-нелегальности обустройства очень существенна.
Продолжу теперь с дефиниций. Как говорит словарь, уровень безработицы - это количественный показатель, который определяется как отношение числа безработных к общей численности экономически активного трудоспособного населения страны (региона, социальной группы), и выражается в процентах.
Если взять динамику улучшения (?) ситуации с безработицей, то видим все же очевидный прогресс. Уровень безработицы в Украине, начиная с 2000 года (2630 тысяч безработных, т.е. это 12 процентов к активному населению) скачкообразно – но падал. До 2008-го года он уменьшался (до 7 процентов), потом был ощутимый подъем. До миллиона шестисот безработных ( 8 процентов с копейками).
А вот потом в статистике произошли интересные штуки
Сейчас считается официально, что мы имеем уже 9 процентов уровня безработицы. Но! Теперь уже официальная статистика учитывает население «без оккупированных областей и Крыма». Значит, даже безвиз формально не повлиял на «цифирь» процентную, но в фактическом соотношению к 2000 году количество безработных все-равно уменьшилось резко – полтора миллиона против двух миллионов шестисот тысяч.
Правда, тут надо еще учитывать скрытую безработицу, т.к. многие эксперты включают в число людей, «сидящих без дела» - учащуюся в вузах молодежь. И это есть суровая действительность. Молодой человек, поступая в вуз, чаще всего просто оттягивает момент, когда он пойдет на Биржу труда и ему там предложат переучиваться на более нужную для общества профессию. Если учесть и этот фактор, то уровень украинской безработицы поразит воображение среднего европейца.
Это весьма парадоксальный факт! Ведь в то же время, газеты и сайты, публикующие рубрики «Требуются» полны информации о вакантных местах во многих сферах! Кардинально не хватает представителей рабочих профессий. И этих так называемых "синих воротничков" нам не достает столько же, сколько и пять, и десять, и даже 15 лет назад. И это очень чувствительно ощущается в Эру Безвиза! Активно говорят работодатели и о том, что им приходится уже теперь существенно повышать зарплаты, чтобы привлечь необходимые кадры – но и это пока не помогает.
Вот опрос, опубликованный в одном из сайтов, который показывает насколько абсолютно по-разному относятся к самой этой проблеме украинцы. «36% респондентов отметили, что в их компаниях повысили зарплату всем сотрудникам без исключения, 33% сказали, что повысили только тем, кто выполнил или перевыполнил план, 26% отметили, что в компаниях, где они работают, зарплата не изменилась. О сокращении зарплаты сообщили только 5% из всего числа опрошенных украинцев» (САЙТ https://rian.com.ua/analytics/20171227/1030821890/rynok-trud-Ukraine-rabotodateli-platit.html).
Но к этим фактам можно и нужно относиться настороженно, - особенно, если приводятся цифры неких «официальных» опросов. Ведь не будем забывать, что уже началась предвыборная политическая борьба за кресло Президента, и что подобную инфу надо коррелировать, в зависимости от того «чья партия платит».
Я в таких случаях более доверяю житейскому опыту. А он говорит следующее: зарплату в стране многие работодатели продолжают платить «по-черному», то есть, она часто реально меньше даже «минималки». В то же время, многие бизнесмены уже теперь не могут найти на рынке труда подходящих рабочих – хорошие профи уже давно оббивают пороги западноевропейских работодателей…
В итоге люди в Украине живут скудно, от зарплаты – и до зарплаты. По оценкам тех же соцопросов, приблизительно 5-6 респондентов заявляли о своей готовности уехать из страны на заработки. Думаю (опять-таки исходя из личного опыта, ибо я даже сотрудничал недавно с одной из фирм по трудоустройству), что цифра эта неверна. Скорее всего, «урыть из этой проклятой Богом стран» мечтает каждый третий, продуктивного возраста украинец.
Другой вопрос, не все это удается. И я «на закуску» могу рассказать такой курьезный случай, иллюстрирующий как раз этот поворот темы (то есть неудачные попытки).
Ехал я недавно по семейным делам в Литву, а рядом в автобусе "Киев-Вильнюс" сидел паренек. На границе с Литвой его начал допрашивать пограничник, обычные в таких случаях «откуда, куда и зачем». Я прислушался... Парень возьми и брякни: еду, мол, отдыхать на пару месяцев к знакомым в Вильнюс. Пограничник тогда конкретизировал вопрос: сколько имеете евро на этот туризм? Хлопец опять сказал, видимо, не подумавши: 100 евро…
Я потом видел, как парня забрали из очереди у пограничников и куда-то повели на дополнительный допрос. Автобус потом минут на 20 задержали, но мой юный сосед вдруг-таки объявился. Оказалось, его хотели га самом деле депортировать домой, но в последний момент он сунул пограничнику «бамагу», которой его снабдили в Украине еще. Это было приглашение на работу в Клайпеду – на литовском, причем, языке!
Зачем было врать пограничнику о якобы «туризме» - парень и сейчас, придя в себя, не мог толком мне объяснить. Потом мы обменялись адресами, и я обещал ему помочь в случае каких-либо неприятностей (судьба этого паренька, который уже батрачил и в Киеве, и в Москве, - мне показалась небезразлична). Потом он вдруг позвонил мне домой. Через два дня буквально – просто сообщил, что ему работа в Клайпеде не подошла. От моей помощи (как посредника в трудоустройстве) он тоже оказался и уехал в свои Черкассы.
То есть, к чему этот весь сказ?
Многие украинцы едут за рубеж с довольно минимальной, иногда ложной информацией о том, что их там реально ждет. Многих реально обманывают и они в печали возвращаются и - восвояси. А еще очень многие уезжают по банальной причине: когда вдруг на месте узанют, что обещанные 1000 евро нужно ЗАРАБОТАТЬ! Когда убеждаются, что для этого нужно не волынить, а вкалывать! Процент этих всех разочаровавшихся, думаю, довольно высок. Это те люди, которые своим трудом и Европу уже «не озолотят», – но и родное отечество вряд ли сумеют сделать процветающим.
Учесть их число невозможно, не думаю, что подобная статистика существует.
Что же касается перспектив увидеть мою Украину процветающей, то тут более всего оптимизма питают крупные местные чиновники. Вице-премьер Украины по ЖКХ Геннадий Зубко, например, компетентно считает: