Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ВОПРОС КУЛЬТУРНОЙ стагнации - номер один для украинцев

Опубликовано 5 Апреля 2018 в 11:08 EDT

Конечно, вопросы культурного развития и воообще, состояния культуры нации, можно - как это было принято при СОВКЕ - воспринимать и реализовать по "остаточному принципу". То есть: главное экономика, военная мощь державы и ее международный статус, а уж потом - все прочие дела.
Гостевой доступ access Подписаться

ВОПРОС КУЛЬТУРНОЙ стагнации -  номер один для украинцев

ВОПРОС КУЛЬТУРНОГО ПРИНЦИПА И НАИБОЛЕЕ СТРАННЫЙ ВОПРОС УКРАИНСКОЙ ЗЛОБЫ ДНЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО, как ни печально и не парадоксально,  и как даже не феноменально и отстраненно выглядит эта сентенция, но главная наша украинская беда состоит в том, что...
гениальный российский пианист Григорий Соколов в Полтаву больше не приедет!

К чему такие преувеличения и что я хотел бы сказать этим словами, - да еще употребив имя известного представителя враждебного на данный момент украинцам народа?
Начну как бы  издалека.

В годы юности ходил регулярно в полтавскую филармонию. Нам продавали за символическую сумму абонемент и получалось, что хотя бы пару раз в месяц я оказывался на прекрасном концерте.

 

Концерты были либо в зале филармонии (на данный момент филармония сгорела, и там не только приезжих маэстро, но и местных балалаечников не услышишь).

А еще концерты самого высшего "пилотажа" проходили в зале полтавского музучилища – насколько я в курсе, сейчас там эту практику прекратили…

Так вот, в зале только лишь музучилища  поперебывали и повыступали такие выдающиеся музыканты  современности как Григорий Соколов (пианист),  Леоднид Коган (скрипач), Зураб Соткилава и  Зара Долуханова (вокал)  и также такие пианисты мирового значения  как Лев Власенко, Владимир Крайнев, Александр Слободяник, Игорь Жуков,  Алексей Наседкин, Вера Горностаева и так далее… Я был тогда сам пианистом и ходил на соответственные концерты в большей мере, чем на другие.  То есть, сейчас уже и не упомню, какие исполнители и солисты других  музыкальных направлений и жанров,  и инструментальные виртуозы выступали в Полтаве в годы 70- е и начало 80-х. Билеты филармонии стоил копейки. И в то же время - и это понимали не только полтавчане, но и приезжие, - это было явление европейского порядка, это был целый пласт цивилизации и культуры!

И я знал, например,  что приезжие американцы, например, не имея к  классической музыке особого тяготения и привычки,  шли на концерты  в Украине филармонического уровня только лишь потому, что это была полная шара!

Такого уровня искусство - и на шару, - вы можете это представить?

В  США у них подобного уровня  солисты и их концерты стоят баснословных денег.  А тут...

 Так вот, почему я в начале упомянул пианиста Григория Соколова? Гриша  (как ласково называли его полтавские меломаны) Соколов был тогда молоденьким лауреатом международных конкурсов и часто ездил на гастроли по всему Союзу. В Полтаве он бывал  в те далеки года раза четыре, не меньше.

Каждый раз – фурор! Зал музучилища – забит до верху, студенты, преподаватели,  да и простые  полтавские граждане стояли на галерке, потому что сидячих мест не было и даже яблоку тоже некуда было упасть!

О Соколове на данный момент известно, что он дает около 80 концертов в год,  меняя программу дважды. Записывается крайне редко. Предпочитает записи с концертов студийным.

Его уже давно, где-то с начала 90-х  критики причислили к сонму ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ ХХ и текущего веков.  В Полтаву он приедет теперь уже вряд ли – выступать негде,  да и публики, которая встречала его  всегда со стонами восторга, то есть истинных меломанов – раз-два и обчелся… Нет ее уже, этой публики.

 Не приедут в Полтаву ни певец Соткилава,  ни певица Долуханова, ни еще вот такие гениальные музыканты как Берман, Керер и Коган (гениальные – это не моя личная метафора, но всех их я слышал собственными ушами и видел собственными глазами, – это оценка компетентных и солидных, маститых критиков).  Эти, которых перечислил,  не приедут по простой причине –  по причине смерти.

Ведь  лучшие музыканты-классики, воспитанники мирового уровня советской (тут уж приходится ностальгировать) школы  либо померли уже, либо живут в дальнем зарубежье и на территории стран СНГ гастролируют крайне редко…Есть еще причинные моменты, ПРИНЦИПИАЛЬНО объясняющие отсутствие в списках филармонического абонемента (если таковой вообще имеется) выдающихся музыкантов. Ведь в  той же Полтаве, в отличие от того же Каунаса, нет нормального филармонического зала с хорошим роялем. Туго с культурой.

                       ***

А чем же особо прославился, что исполнил, уже почти лет сорок назад гастролируя в Полтаве, Григорий Соколов?  Например, это были фортепианные  опусы Игоря Стравинского. Вот это был блеск! Это был экстаз! Это было феноменальное явление Музыкального Гения  в двойном обличье (композитора и исполнителя) публике! Все последующие приезды Соколова в Полтаву, когда он с потрясающим, филигранным мастерством отыгрывал программу,  зал  утопал в овации, а публика с галерки умоляла-просила  «на бис» сыграть Стравинского! Вся  галерка дружно орала-скандировала: «Пет-руш-ку!».

Орал и скандировал вместе со всеми также и скромный автор этих строк. То была юность и сейчас это приятно вспомнить… Вобщем, мы тогда орали "бис", а что же Соколов? Уступая скандирующим, он величаво выплывал на сцену, садился к роялю и играл пьесу из музыки к балету  Стравинского. Иногда даже пару пьес. Он был щедрым музыкантом  и охотно играл на бис, хотя перед этим выкладывался на все сто...

Это было незабываемо.

 И это больше не повторится не только и не столько потому, что как-то юность бесследно ушла, и автор этих сентиментальных строк за многие годы превратился из пылкого юного и... несостоявшегося увы, пианиста в старого брюзгливого журналюгу. К тому же, культура прошлого века нас безвозвратно покидает.

Но вот я вчера же опять послушал свежую запись Григория Соколова. Он тоже постарел и обрюзг. Но пребывает в той же феноменальной, превосходной форме музыканта-виртуоза мирового масштаба, что и сорок с лишним лет назад!

Вот это да-а-а…

Но, повторяю, при этом, – нет! В Полтаву он, гениальный Соколов, не приедет все равно - по уже вышеизложенным причинам! Жаль, конечно. В Полтаве, как и в Украине, в целом за минувшие годы развилась и победила уже  другая культура. Об этом  продолжим разговор.

 

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Новое

ФОРС МАЖОР

Уважаемые читетели!

Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.

Кругозор ноябрь 2024

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Методы дрессировки человека

Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.

Сергей Дяченко сентябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка