На войне как на войне или Много шума перед "концом света"
Опубликовано 30 Июля 2020 в 06:12 EDT
Итак, моя карантинная эпопея в Украине закончилась в первых числах июля. То есть уже тогда и даже раньше можно было даже в аптеку заходить без масок (я обещал еще в прошлом блоге, что к этой теме вернусь основательней). Словом, карантин еще не отменили и он действует до сих пор, но он ослаб. Спонтанно и без официальных указов сверху– люди просто устали... Тем не менее: в городской транспорт пускали только в масках и на сидячие места.
Бедные пенсионеры от этого страдали наиболее; когда мимо них на полном скаку пролетал пустой, фактически, троллейбус, на остановке глухо гудела пожилая толпа. Результат? Еще месяц назад в стране наблюдался геометрический рост COVID-19.
Цифры и даты: с 18 мая по 18 июня показатель заболеваемости на COVID-19 в Украине вырос на 80%. 18 мая он составлял 45,1 людей на 100 тысяч населения, а 18 июня - уже 81,3.
Сегодня картина не слишком поменялась. Уже не первый день происходит как бы «новая волна»: недавно еще новых заражений было меньше, чем число выздоровевших. Теперь наоборот: вчера, 29 июля, эпидемия перешагнула тысячный рубеж (столько зараженных в сутки).
Тенденция очевидна, она просматривается уже и в других странах. Поэтому когда, наконец, появилась реальная
возможность поехать в Каунас (Литва), то я поехал через Польшу. Поездка через Беларусь была чревата тем, что даже транзитных пассажиров по приезду по месту назначения «гостеприимные прибалты» без вопросов и шансов усаживали сразу на карантин. Белорусам с их сомнительной статистикой ЕС не доверяет…
Но пока я целые сутки добирался из Полтавы, в Каунасе ситуация изменилась
Украину европейцы внесли в еще более «красный список», и теперь всем украинцам, безотносительно из какой страны
они прибывали транзитом, светил однозначный карантин.
Так я влип уже в третий раз подряд! Но перед тем как закончить эту грустную повесть, вернусь на некоторое время в Египет, страну, где я увидел первые последствия всемирной «карантинизации». Опыт египтян тоже интересен и поучителен.
С введением комендантского часа, Египетский продовольственный банк начал кампанию по раздаче полмиллиона
коробок с едой для тех, кто остался без работы или перебивается нерегулярными заработками. В супермаркетах есть отделы, где продаются товары вдвое дешевле. С 12 апреля ощутимо снижены цены на бензин. В 4,5 раза увеличена зарплата врачам государственных клиник. Объявлены кредитные каникулы. Установлен жесткий контроль над ценами. В супермаркетах и аптеках регулярно проводятся тайные (чтобы без дураков и без искушений на бакшиш) проверки гос. чиновниками. Но при всех этих мерах в стомиллионой стране вирус поразил почти 100 тысяч, умерло около 5… В маленькой Литве эти цифры соответственно 2 тысячи и 80 (человек умерло). То есть, уровень смертности (количество жертв вируса на миллион жителей) - 30. И это тоже мизерные цифры. По сравнению с соседними странами ЕС и вообще со "смертной статистикой" от естественных и иных причин.
Но наверное хватит статистики, читатель жаждет выводов и обобщений.
Сравнивая ту же Литву с той же Украиной и тем же Египтом, отмечу: количество зараженных и… так и не вылечившихся на один млн. населения приблизительно одинаково в этих, таких разных странах.
То есть, как теперь пафосно говорят, «погибших» от вируса – и там, и там, и там – не более полусотни на миллион. Конечно, если осознать и прочувствовать, что эти жертвы эпидемии чьи-то родные и близкие, – имеем планетарную трагедию. Но если исходить из здравого смысла: люди ведь умирают! Так или иначе… Поэтому процент «вирусных жертв» есть ничтожная статистика, по сравнению со смертями от других причин. Ведь даже вирусные пандемии прошедших десятилетий (опять вспомним "испанку", унесшую 100 млн. жизней) не вызывали почему-то столько панического ужаса, сколько КОВИД-19... А кроме того, я заметил, что то там, то сям начинают приводить странные цифры.
Недавно СМИ России рассказали о необычном скачке так называемой "внебольничной пневмонии".
Во-первых, это заболевание не от коронавируса (его странное название мне так и не удалось расшифровать). Во-вторых, симптоматика та же, что и при КОВИД-19! "Внебольничная пневмония" разбушевалась, к примеру, в С.-Петербурге и унесла за неделю во много раз больше людей, чем "корона"! В-третьих, рыская в графах статистики причин ОБЩЕЙ
смертности, я нашел: и в Украине существует странная погибельная графа! От неизвестных форм вирусных пневмоний ежегодно (!) умирает... гм... или там гибнет более 6 тысяч больных. Но почему-то врачи не истерят по этому поводу и даже
не трубят тревогу! Почему?
Почему столько внимания сегодня КОВИДу-19, но никто по-прежнему и не чихнет из-за грозной статистики "неизвестных смертей" и "внебольничных пневмоний"? К чему может еще привести, столь завышенный ажиотаж вокруг тепершней "страшной пандемии", может новые появятся заразы и человечество не увидит-не осознает их опасность? А может, старые человеческие болячки и болезни, которым сейчас намного меньше внимания, угробят такое количество людей, что жертвы вируса будут казаться просто смешными -- в сравнении... Вот ведь взять например те же США, где пандемия достигла ужасающих размеров "национальной катастрофы", что в статистическом выражении означает 4 с половиной млн. зараженных и 450 тысяч умерших? Но ведь опять же, если все продолжать сравнивать: в этой стране ежемесячно от разных причин умирает где-то в районе 300 тысяч (по любому), и тогда уже 100 ежемесячных тысяч жертв (в среднем, если раскладку сделать на начало пандемии) коронавируса не покажутся катастрофой вселенского масшаба. Большая беда, безусловно! Но не катастрофа пока...
Далее позволю себе выводы уже в ракурсе общей философии
Вирус безусловно опасен. Но меры, которые против него применяются в мире, -- они вызывают очень много вопросов и недоумения. Что ведь происходит? Все натянули маски и перекрыли национальные границы. Касательно масок, то сама по себе эта мера предосторожности сомнительна. Я хотел сам исследовать ее, но меня опередил колега по перу и по журналу "Кругозор" Яков Фрейдин. Его статья в журнале под заголовком "Маска: спаситель и враг", по-моему, дает исчерпывающий анализ вопроса.
Поэтому я наведу тут у себя один только короткий вывод из этой статьи: маска от вируса спасает лишь косвенно и о-о-о-чень слабо. Она может только оградить заболевшего (носящего маску) от здоровых людей. Только и всего!
И ведь никто не проводил дотошного анализа:в каких странах где ввели обязателное ношение маски это имело явный эффект, в отличие от тех, где маски не стали фетишем!
Теперь о перекрытии границ.
Даже в рамках одного конфедеративного образования, Европейского Союза, эта мера доказала лишь одно. С эпидемией каждый намерен бороться сам -- у себя в доме и справиться своими силами. Очевидна и такая закономерность: чем более мобильно население страны (а мотаться по всему свету могут позволить себе лишь страны богатые), тем острее проходят все "пандемические проявления".
Пострадали также наиболее те страны, которые зависят от приезжих туристов и гостей. Впрочем, опыт того же Египта или той же Греции показал, что даже страны,экономика которых ориентирована на туризм, могут избежать тяжелых пандемических последствий. Либеральная Швеция не может похвастаться таким же результатом, который имеет туристическая и более авторитарная Греция ( "авторитарная" в смысле государственного регулирования многих жизненных вопросов).
Но хочу сразу же обратить внимание, что именно авторитарность с одной стороны может и не привести к эффективному противостоянию пандемии. Как это уже произошло в России. Как это происходит в Белоруси... Но зато этот авторитаризм уже точно ударит по правам человека! И при этом наши цивилизованные, как принято считать, общества почти не реагируют на многочисленные факты попирания государством этих основополагающих прав!
В большинстве стран есть законы, по которым либо опасного инфецированного больлного, или наркомана, "если они представляют опасность для самих себя или окружающих", общество может насильственно изолировать от других людей. Но!
Никто не имеет права задерживать вас как "инфекционного больного", если это не доказано! А при этом доказывать свою "незаразность" человек не обязан. Презумпция невиновности, имеющаяся в конституциях большинства стран, четко об этом
говорит. Где-то в таком вот духе: "Никто не обязан доказывать свою невиновность и быть принужден свидетельствовать против самого себя или своих близких".
А потому никто не имеет права ограничивать ваши права и свободы, потому только, что вы отказались тестироваться или вакцинироваться. Да, в цивилизованных странах медицина, в лице государственных органов конроля, может (и это видим на самом деле) обязать больницу и учреждение, оказывающее социальные услуги, ограничить доступ к медицинским услугам. Но и в этом случае "ограничения доступа" для кого-то могут быть жизненно необходимы, а кому-то насолить. Ведь из-за несвоевременного оказания медпомощи (вызванного "ограничением") кое-кто потеряет здоровье или даже погибнет.
Короче, рано или поздно ВСЕ вопросы, связанные с падемией, переходят из областей медицины и экономики в область этики.
Человечество вплотную приблизилось к необходимости решения особых вопросов или, как модно говорить, вызовов. Что важнее: жизнь и здоровье вот этого отдельного человека или гражданские права другого? Один из сенаторов времен
Древнего Рима говорил:"Пусть обрушится Вселенная, но восторжествует Закон". Сейчас эта максима уже сомнительна.
Мало кто из нас поменяет "обрушение Вселенной"
(которое для нас вполне абстрактно) на жизнь близкого человека,
погибель которого маячит вот тут рядом, за углом! И тогда перед нами предстают варианты морального выбора. Что важнее, материальное благосостояние, возможность каждый день кушать богатый набор деликатесов и изысканных
продуктов, ездить на престижные курорты и покупать дорогие машины, -- или спартанский образ жизни и сохраненное при этом твое и чужое здоровье? От чего ты легче откажешься -- от своих привычек встречаться с друзьями и устраивать шумные вечеринки, хождения по театрам, ресторанам и т.п., -- или от своих престарелых родителей, которым и так на земле
отпущен уже укороченный срок? Но ведь кроме привычки "общаться напрямую", не по телефону, большинство из нас имеют любимую работу, хобби. От них тоже отказаться? Совсем? В какой степени? На какое время?
На все эти вопросы ответов пока нет. Но они должны появиться в ближайшем же будущем.