Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Идя навстречу празднику единения всех славян… Ну, почти всех

Опубликовано 22 Мая 2018 в 07:32 EDT

И Обычно эти дни и сам праздник не шибко массово отмечают на просторах Славянского мира. Хотя все-таки отмечают. Ну, например, я знаю, что в украинском городе Полтаве (с ним связана большая часть моей жизни), в Славянском клубе пройдут научные чтения. Я сам несколько раз готовил материалы в «Славянский сборник» и читал потом публично свой опус…
Гостевой доступ access Подписаться

Идя навстречу празднику единения всех славян… Ну, почти всех

Обычно эти дни и сам праздник не шибко массово отмечают на просторах Славянского мира. Хотя все-таки отмечают.

Ну, например, я знаю, что в украинском городе Полтаве (с ним связана большая часть моей жизни), в Славянском клубе пройдут научные чтения.  Я сам несколько раз готовил материалы в «Славянский сборник» и читал потом публично свой опус… 

Впрочем, сегодня в Украине об этом празднике, Дне славянских просветителей Кирилла и Мефодия, редко кто вспоминает.  Для россиян - это  да! Это мощный повод лишний раз поговорить о «скрепах» Славянского мира, которые конечно же объединят все славянские племена вокруг бывшей их митрополии, нынешней имперской России.

Хочу поговорить не столько о самой дате (она в этом году,  к тому же, не круглая), сколько о многих парадоксах, с нею связанных

Итак, вернемся к «поводу»

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах кто как может, и насколько хочет, прославляет святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности

Православная церковь, причем большинство ее уже сильно разъединенных конфессий, обязательно и очень почтительно вспоминает святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были монахами-греками, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Этих, как их еще называют, «Солунских братьев», историографы и отцы Церкви также определяют чаще всего как «православных монахов». Что уже не есть правильным и является первым из парадоксов.

Ведь Православие как Церковь отдельная от католичества, возникло в 11 веке, а братья-монахи, создатели письменности творили и проповедовали (и вообще жили) в  веке девятом. То есть, даже и католики могли теоретически их теперь называть «своими». Но у них не вышло. Потому как эти два грека-монаха послужили в дальнейшем именно православному миру.

Итак, славянская письменность  была создана в IX веке. Если точнее, то  где-то около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца-грека Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему.  Кириллом была создана азбука, так называемая «Глаголица». А вот касательно именно Кириллицы (тут и далее, и из уважения - с большой буквы), то тут в нашем коротком повествовании обозначается следующий парадокс.

Заслуга Кирилла именно в том, что он решил (и смог) передать, воплотить в письмо славянскую звуковую систему. Но далее все выходит как в «Алисе чудес» и ее авторе: "жить то он жил (об Льюисе Керроле), но быть его не было"! Потому как Глаголица и Кириллица – это две все-таки большие разницы, как говорят в Одессе (см. на фото таблицу).  

Автором Кириллицы – и с этим уже соглашается подавляющее большинство исследователей ХХІ века, –  был также монах, но уже славянин, его историки относят к болгарам и звали его святой Климент Охридский.

Волею судеб несколько лет назад я оказался в Македонии и побывал на месте, где творил и проповедовал (а также и учил славянскому письму) этот выдающийся просветитель раннего средневековья. Я уделю этому «внешнему» антуражу исторических фигур и событий буквально пару абзацев.

Охрид

Городок. в котором побывал, называется Охрид - и это очень живописное место южнославянской страны Македонии. Город находится на берегу громадного озера, среди Балканских гор. Охрид напоминает мифический город Зурбаган, каким его описывает Александр Грин. То есть, это  белые и небольшие двух-трехэтажные дома, узенький улочки, субтропические деревья и кустарники и премилые гостеприимные люди.

В Охриде сложно найти другую работу, кроме той, что связана с туризмом и курортниками. Летний сезон тут, правда, длится недолго, но многие отдыхающие приезжают сюда круглый год. Это, в основном, жители бывшей Югославии.

Хотя для македонцев чувство патриотизма вполне присуще и даже обострено — я часто видел развевающиеся на ветру национальные флаги, – у граждан этой маленькой страны появилось много серьезных проблем, связанных с распадом славянской империи на Балканах. Ностальгия проявляется даже в названиях улиц (наш хостел находился, например, на улице Маршала Тито). О бывшей Югославии в Македонии сожалеют еще и потому, что местные граждане серьезно побаиваются еще одной небольшой балканской страны, Албании. Албанцы в последние годы проявляют настоящую демографическую экспансию. Их многодетные семьи буквально поглощают македонский этнос.

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XX века, вместе с возрождением славянских народностей, восстановилась и память о славянских первоучителях.

В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Хотя здесь таится еще один парадокс (3-й по счету). Относительно тех далеких времен трудно было определить (их редко записывали) даже даты рождения и смерти.  Поэтому привязка Просветительского Праздника всех славян весьма условна.  Поэтому, например чехи, которые тоже почитают авторов Кириллицы (хотя  сами же почему-то пишут Латиницей – еще один парадокс),

 но празднуют они «Солунских братьев» 4-го июля!

«Славянский вопрос»,  - и не только относительно того, когда  отмечать Всеобщий День Культуры и Письма, – всегда бы очень острым на Балканах. Нелюбовь одной нации к другой выливалась в кровавые братоубийственные бойни. Одна из них превратилась в настоящую войну, и хоть и прекратилась более двадцати лет назад, но осталась незаживающей раной. Для  многих десятков тысяч семей края Косова и республики Хорватии.

Не буду на этом акцентировать внимание, но и обойти сей факт тоже невозможно. Сербы в этих краях до сих пор категорически не любят хорватов, хорваты, в свою очередь, почти что ненавидят сербов. Неприязнь имеет, как я сказал, глубокие исторические корни. Эти корни не примиряются, увы ни общностью культуры, ни языковой близостью и даже не письменностью (на Балканах преобладает кириллица).

 Но что парадоксально!

При этом, при всех разногласиях и взаимных обидах,  и те, и другие, и даже третьи балканские славяне, пострадавшие в недавней войне, отчаянно голосуют за своих (то есть, за всех без исключения «югов») на каждом конкурсе «Евровидения»! Хорваты отдают свои голоса ненавистным сербским певцам и музыкантам, сербы — хорватским…

Но это уже новая история, хотя она непосредственно касается старой, и дает нам право экстраполировать ситуацию в будущее.

Что еще важно тут упомянуть?

Память просветителя всех славянских племен Климента Охридского в городе-курорте Охриде чтут и отдают именно ЗАСЛУЖЕННУЮ дань. Ведь в средневековом сочинении другого охридского архиепископа, Дмитрия Хоматияна, упоминается, что святой Климент обучил на «четмо и писмо» более 3 000 учеников!

Он учил болгарских детей не только письму и чтению, но также астрономии, математике и овощеводству. Многие учёные придерживаются мнения, что основанная Климентом Охридская школа сравнима по своему значению с Магнаурской школой в Константинополе. Упоминая этого деятеля церкви и просветителя, нельзя также не вспомнить его современника и также болгарского-македонского просветителя Наума Охридского.

Оба они жили приблизительно в одно время – с начала 9-го века и умерли в первой декаде 10-го. Оба распространяли славянскую литературу и письменность. Климент. кроме преподавания словесности. сам был литератором и поэтом, а Наум также является основателем известного на Балканах и одного из старейших монастырей, в Охриде.

Так что если говорить о создателях славянской письменности, то грамотней было бы в эти майские дни чествовать Наума и Климента Охридских, а не Кирилла и Мефодия Солунских

В Болгарии и в Македонии в честь этих двух святых названы многие школы, улицы и государственные учреждения. Самая большая церковь в Скопье  (Македония) носит имя святого Климента. В честь Климента Охридского назван Софийский государственный университет.

 И в заключение, мой последний совет – для тех, кто пожелает попутешествовать по Европе, в тех же, скажем, республиках бывшей Югославии (в Советском Союзе подобные туры считались элитными, кстати). Для облегчения уличного общения можете использовать свой лексикон из набора русских (или украинских, - как это делал я) слов. Но рекомендую учить английский язык.

Здесь его понимают уже гораздо лучше, чем русский. 

Кириллица (не в праздничный день будь сказано) также, увы, теряет авторитет и употребительность в мире, который ранее назывался СССР, а позже СНГ. В Казахстане перешли на Латиницу. Поговаривают также и о переходе на этот алфавит и в Украине. Но чтобы в последней  из стран  процесс пошел так же бурно, как и в Казахстане? Позволю высказать большие личные сомнения. В исторически обозримом периоде это вряд ли произойдет.  Все-таки мы - украинцы, то есть, - пока еще славяне…

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Новое

ОСТРЫЙ УГОЛ

Сколько стоит жизнь солдата?

Тот, кто придумал мобилизацию, наверняка был хорошим бизнесменом. Ведь он нашел способ пополнять армию практически бесплатным расходным материалом!

Сергей Дяченко декабрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 6. Студенческие годы (Глава 1)

Я достаточно долго размышлял над вопросом
«Почему множество людей так стремится получить высшее образование? Если отбросить в сторону высокие слова о духовном совершенствовании, о стремлении принести максимальную пользу Родине и обществу и прочие атрибуты высокого эпистолярного стиля, а исходить только из сугубо прагматических соображений, то высшее образование – это самый гарантированный путь для достижения своих целей в жизни.

Эдуард Малинский декабрь 2024

ПРОЗА

Трендсеттер (рассказ)

Своим телом он закрывал единственный выход из комнаты, и обеими руками держал металлическую биту, на которую опирался как на трость. Странное зрелище.

-Итак... - протянул он на выдохе. - Вы, наверное, догадываетесь, почему мы здесь сегодня собрались?

Александр Юдинцев декабрь 2024

В ПРЕССЕ

Ноябрь 2024-го. Первые парадоксы и перегибы

Как всегда в эти последние годы и месяцы, утро мое 1 ноября началось с новостей из Интернета. Читаю и украинские и российские сайты. В Литве это просто, в Украине сложнее (там РФ-ские сайты заблокированы).

Виталий Цебрий декабрь 2024

СТРОФЫ

Украина в огне

Анатолий Стеклов декабрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка